В категории материалов: 134 Показано материалов: 91-120 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Согласно марксистскому определению, на котором все еще зиждется российская, да и, по-видимому, мировая экономическая наука, «цена есть денежное выражение СТОИМОСТИ товара» и «экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товаров общественно необходимого рабочего ВРЕМЕНИ» (БСЭ, слова заглавными буквами выделены мною). На этом определении следует остановиться особо. |
Развитие человека есть, в первую очередь, развитие его потребностей и, следовательно, его системы ценностей, т.е. все то, что именно и насколько человек считает ценным. ... |
Любой поступок или действие человека начинается с неудовлетворенной отрицательной эмоции. Осознание последней порождает (формулирует) соответствующую потребность. Потребность заставляет сознание создать образ продукта, потребление которого способно погасить неудовлетворенную эмоцию. Если образ этого продукта можно реализовать и исходная потребность относится к числу важных, то образ наделяется энергией – долженствованием (модальностью) и превращается в цель, то есть принято соответствующее решение. Для реализации цели составляется план,... |
У меня есть ощущение, что понятие совершенный человек в науке еще отсутствует. Не могу себе представить, что в школе на протяжении всех лет обучения методично (именно методично, иначе смысл невелик) обсуждалось бы содержание этого понятия. А ведь эстетическое представление о совершенном человеке (в том числе и о самом себе) является, пожалуй, самым вершинным и самым определяющим в системе ценностей человека. И потому рассмотрим подробней понятие совершенного человека.
... |
Общеизвестным является тот факт, что каждая субстанция – язык (мыслительные способности), чувственность, этика, память, интеллект, организованность, духовность – успешно развиваются и усваиваются человеком лишь в определенном возрасте, и очень важно этот момент не прошляпить. А для этого чрезвычайно важную роль может сыграть – особенно при отсутствии Учителя – книга, которая вовремя "прозвонила" бы, обратила бы внимание на убегающую возможность улучшить самого себя.
... |
После того как мы вычленили этические (душевные), эстетические, познавательные, научно-исследовательские интеллектуальные и организационные потребности как самостоятельные, что же остается назвать духовными? Пока я не вижу ничего иного, как потребность в управлении своим Я, в наделении своей жизни глобальной целью и смыслом, а также в сохранении этой возможности (управлять). Другими словами: духовная потребность – это потребность быть могущественным в управлении самим собой.
... |
Организация может выступать во многих ипостасях: организация людей (как управляемая группа), организация-процесс (как процесс наведения порядка и установления определенных отношений между вещами или людьми), организация-характеристика (как качество самоуправляемой системы). Здесь мы будем рассматривать организацию как процесс и как характеристику поведения.
... |
Суть этой потребности состоит в том, что человеку нравится соображать, мыслить. Истинного интеллектуала интересует не столько прагматический результат размышлений, сколько САМ процесс мышления – не важно о чем, лишь бы думать, соображать, находить новые решения. Однако важно, КАК думать. Поскольку в определении интеллекта этот момент никак не отражается, то мы должны его рассмотреть.
... |
...
Научная потребность (опять же, как потребность конечная, а не как средство) является частным случаем познавательной потребности. Но случаем привередливым: человека с научной потребностью привлекает информация далеко не любая, а весьма специфическая, удовлетворяющая жестким требованиям, а точнее – критерию научности (замечу, не всегда осознанному).
... |
...
Суть творческой потребности заключается в том, что человеку хочется что-то творить, причем отличное от того, что имеется в ближайшем окружении. Таким образом, дай человеку желаемую вещь в готовом виде, его творческая потребность удовлетворена не будет – творческому человеку нужно самому изготовить желаемую вещь!
... |
Потребность, о которой пойдет речь в данной главе, за неимением лучшего я назвал географической. В большой мировоззренческой работе, может быть, и не имело бы смысла останавливаться на ней, однако в связи с тем, что современный человек тратит на путешествия немалые средства, мы ее вкратце рассмотрим.
Содержание географической потребности в чистом виде незатейливо: людей тянет уехать подальше от своего постоянного места обитания. Какая же сила заставляет людей покидать родные места, когда никаких видимых прагматических мотивов не видно?
|
Конечная познавательная потребность проявляется в стремлении человека к потреблению информации, причем – что важно – к потреблению как самоцели, а не в качестве средства. Как правило, человек с такой потребностью не только не знает, пригодятся ли ему когда-нибудь получаемые знания, но даже не задается этим вопросом. При особо острой потребности человек готов беспрестанно читать, слушать радио или смотреть телепередачи все свое свободное время. При этом он не замечает, что реальная жизнь проходит мимо (если, конечно, не принимать за жизнь только потребление информации)… |
Согласно философскому определению эстетики (см. БСЭ), она состоит из сферы эстетического как специфического проявления ценностного отношения человека к миру и сферы художественной деятельности людей. Однако здесь нас будут интересовать в основном чувственная сторона этих явлений и отношение к художественной деятельности с точки зрения удовлетворения эстетических чувств.
... |
В процессе работы над главой «Эстетические потребности» я постоянно ощущал, что значительная их часть выскальзывает из рук – пока не понял, что чувственные и эстетические потребности – вещи весьма разные.
... |
Если вдуматься в суть проявляемых людьми этических потребностей, то можно заметить, что во всех случаях они представляют собой бескорыстную доброту (в частности, помощь), в том числе и желание не навредить другому (потребность отторжения). По-видимому, без такой доброты не бывает этических потребностей (по крайней мере, я не могу представить себе каких-либо исключений из этого правила). Отсутствие понимания этого приводит к серьезным и опасным заблуждениям.
... |
Напомню, что потребности отторжения состоят в желании избавиться от нежелательных факторов (опасных предметов, принуждения, болезней, негативной информации и т.д. и т.п.). Важно, что в этом избавлении речь идет о вполне реальных предметах и процессах. Однако большинство людей заменяет задачу избавления от реальных вещей на задачу приобретения отрицания этих вещей: свободы, здоровья, независимости, покоя и т.д.
... |
Удовлетворение относительных потребностей с необходимостью требует существования других людей: «вблизи» ли – когда удовлетворение потребности состоит в определенном контакте с ними, либо «вдали» – когда удовлетворение потребности состоит в отсутствии такого контакта. Эти две возможности определяют две большие и весьма разнохарактерные группы относительных потребностей.
... |
Анализ соотношения между неинформативными («база») и информативными («надстройка») потребностями допустим только в смысле объективной обусловленности: например, чтобы слушать музыку, нужно предварительно утолить голод. Однако этот тот случай, когда объективному закону может быть противопоставлен субъективный закон: некоторые любители музыки ради получения удовольствия от понравившейся музыки способны отложить утоление голода. Но в среднем, конечно, пренебрежение удовлетворением неинформативных потребностей может оказаться для человека катастрофичным. Проанализируем вкратце это обстоятельство.
... |
Сведение потребностей в ясную логическую систему позволяет увидеть среди них как недостойные, так и достойные. Привлечение внимания к последним позволяет сосредоточить наши усилия на их более полном удовлетворении. ... |
Жизнь современного (а тем более будущего) человечества есть по существу мир производства ценностей – продуктов, поступков, природных заповедников и т.д. Всё делается, производится, реализуется как цель – даже потребление.
... |
...оказывается, что каждая «вещь в себе» снабжена еще биркой совсем иной природы, нежели наименование, а именно: величиной ценности.
Что есть ценность? Как ее пощупать? Из чего она состоит? Где она находится?
... |
Во второй половине ХХ века стала вызревать идея о том, что логика создания в различных областях (в первую очередь в изобретательстве) принципиально новых вещей (и систем) во многом сходна в главном. Поэтому можно задаться целью найти или создать всеобщую логику создания новых систем произвольного вида, т.е. логику творчества и изобретательства. |
Исторически сложившийся и все еще превалирующий стиль мышления – исторический, эволюционный, компоновочный. Не имея ни малейшего понятия о конституции будущей системы, "конструктор-историк" может создать новую систему, отталкиваясь лишь от уже известных элементов, от взгляда из прошлого; он не способен взглянуть на стоящую перед ним задачу взглядом из будущего. |
Если человек не производит нового знания, ему нет нужды вникать в суть явления система. Но если человек намерен создавать нечто принципиально новое, то успех такого намерения в высшей степени зависит от понимания этого явления, ибо, создавая новое, человек, прежде всего, создает новую систему. (Кстати, перед нами тоже стоит задача: создать новую – самую эффективную – систему мышления!) |
Прагматические достоинства универсальности всем хорошо известны. Так, вместо того, чтобы иметь (и приобретать) множество разных инструментов, гораздо удобнее иметь один, выполняющий функции всех необходимых инструментов. |
Кто-то может возразить, что нельзя объять необъятное. И я с этим соглашусь, но при одном условии: если и это необъятное, и наш аппарат мышления, и методика обучения не систематизированы. А когда все эти три сферы толково организованы, то за пять лет обучения любой может так освоить мир, что даст фору любому узкому специалисту. |
Решение (в кибернетике) – это выбор из множества альтернатив с целью последующего использования выбранного. Целью может быть использование выбранного варианта в качестве средства реализации цели, в качестве продукта конечного потребления, для хранения, для утилизации и т.д. |
Попытка полной ревизии аппарата мышления упирается в одну принципиальную трудность: ведь с полным отбрасыванием знания «с пеной выплескивается и РЕБЕНОК» – сам ГЕН ЗНАНИЯ-МЫШЛЕНИЯ, а точнее – ген информации. В ребенка этот ген привносится родителями-учителями и врожденной готовностью человеческого сознания к восприятию этого гена. При саморевизии своего знания таким «учителем» являемся мы сами, а точнее: наше Я, но уже отброшенное (отодвинутое) в сторону вместе с сомнительным знанием. Теперь прежнее (отодвинутое) Я выступает в роли над-Я для вновь рождаемого Я. |
Хотя люди и отвечают иногда на вопрос детей, ДЛЯ ЧЕГО человеку нужны руки, вопрос, тем не менее, является нелепым: человек не выбирает, иметь ли ему руки или не иметь. То же самое до поры до времени относится и к аппарату мышления: человек развивает его с детства, не задаваясь вопросом, нужен ли он ему или нет. Тем не менее эти два случая существенно различны. |
|
Новые комментарии
Проєкт пошуку нової мелодії для гімну "Республіки Мрії". Доєднуйтесь! Нова пісня про те, як це важливо - вірити та чекати. Красива пісня про цінність життя. Песня о любви .... Почему бы не послушать ...
Статистика
Онлайн всего: 23 Гостей: 23 Пользователей: 0
| |
|