Согласно философскому определению эстетики (см. БСЭ), она состоит из сферы эстетического как специфического проявления ценностного отношения человека к миру и сферы художественной деятельности людей. Однако здесь нас будут интересовать в основном чувственная сторона этих явлений и отношение к художественной деятельности с точки зрения удовлетворения эстетических чувств.
Суть прекрасного и механизм проявления эстетических потребностей.
Феномен эстетических потребностей проще всего понять через предметы их удовлетворения. Перебирая мысленно все вещи и ситуации, когда происходит удовлетворение эстетических потребностей, можно заметить, что удовлетворение происходит лишь в том случае, когда определенные характеристики вещей соответствуют определенным стандартам или эталонам. Важно, что установление этого соответствия непременно требует определенной работы сознания. Понятно, что эстетическое восприятие вещей возможно только после усвоения эстетических критериев и, следовательно, без эстетического воспитания не может быть и эстетического восприятия.
Если мы согласимся с этим выводом, то должны признать, что сильные эмоции, получаемые от вещей и даже от произведений искусства эстетически не воспитанным человеком, эстетическими не являются. Представляется, что понимание красоты привносится в сознание воспитанием. Дикий человек, выросший вне общества, может наслаждаться, например, красивым (в нашем представлении) восходом, но чтобы эта красота восхода стала прекрасной, человек должен овладеть языком и кодом прекрасного, принятыми в окружающем человека обществе – хотя бы в каком-то ближайшем его окружении. И только в этом случае красота становится эстетической и общественно признанной.
Следовательно, чтобы какие-то вещи и чувства стали прекрасными, эстетичными, предварительно должна быть выработана система прекрасных идеалов (и соответственно прекрасных целей). А затем эти идеалы должны быть внедрены в сознание воспитуемого (причем активным образом): соответствие свойств вещей этим идеалам должны во всех случаях вызывать сильные чувства. Так, я не без труда и не без помощи окружающих осилил великую и сложную эстетику песен А.Галича (но осилил-таки!), а вот к опере и оперетте приобщиться мне не удалось…
Критерий прекрасного
Что же делает вещь прекрасной? Пожалуй, во всех случаях в основе прекрасного лежит редкость вещи с определенными характеристиками, что легко объяснимо с психологической точки зрения (в частности, редкими являются вещи дорогие, то есть те, которые требуют затраты большого количества труда на их изготовление). Кроме того, красота вещи определяется вызываемой ею ассоциацией с какими-либо положительными эмоциями. Животное, которое напоминает кровососущее насекомое, обычно кажется нам некрасивым, созерцать его не хочется. Но если это животное изображено на картине талантливого художника, то удовольствие от созерцания картины (соответственно, восхищение талантом мастера) может не только нивелировать неудовольствие от созерцания живого насекомого, но и вызвать большие положительные эмоции.
В общем случае никаких единых общепризнанных («объективных») эстетических критериев существовать не может. Не считая, правда, одной сферы – производства (причем не только результатов, но и его средств, и самого процесса). Здесь самый обобщенный и общепринятый эстетический критерий – совершенство, объединяющее такие характеристики, как максимальная производительность, надежность, безопасность, точность, так и минимальная себестоимость и др.
Удовольствие от созерцания совершенной характеристики вещи доступно, пожалуй, каждому человеку. Тем не менее, у каждого человека – свои критерии совершенства, которые он применяет лишь к миру своих потребностей. Так, интеллектуально ограниченный человек не способен понять совершенство и эстетику решения, мысли, идеи. Точно так же оценка совершенства (следовательно, и степень удовольствия от созерцания) произведения искусства чрезвычайно сильно зависит от диапазона художественного и общего развития человека. Вспомним, как в юности мы с удовольствием "проглатывали" примитивные в художественном отношении вещи, а спустя годы мы удивляемся, как такое вообще можно было читать! Впрочем, удивляться этому способны лишь развивающиеся личности...
Две формы эстетики
Вообще-то говоря, существуют две, причем существенно различные, формы эстетики – эстетика формы и эстетика содержания. Конечно, в идеале каждая вещь должна быть прекрасна и по форме, и по содержанию. Однако ввиду ограниченности ресурсов (материальных, временнЫх, человеческих) приходится чем-то жертвовать. Мужчины жертвуют чаще формой, женщины – содержанием. Как известно, большинству мужчин важно, чтобы машина хорошо ездила, женщинам же важнее, чтобы машина была красивой.
Каждая из двух основных эстетик имеет свои критерии прекрасного и соответственно своих установителей моды и своих почитателей. Поэтому эстетические оценки, например, полотна с изображением прекрасного пейзажа у зрителей с разными эстетиками могут быть противоположными: одни будут с удовольствием созерцать пейзаж, не обращая особого внимания на технику и качество живописи; другие же с презрением отойдут от картины, написанной непрофессионально. Поскольку красота может быть присуща любым вещам, то она распространяется и на людей. Так, одни люди предпочитают иметь супруга красивого внешне, другим же важнее его внутренняя красота.
Замечу, что общая эстетическая характеристика личности зависит от эстетических характеристик различных ее субстанций (сторон). И потому практически невозможно встретить человека, который был бы прекрасен (в нашей системе эстетических ценностей) во всех отношениях. Потому обычно и случается, что супруг либо умный, но некрасивый, либо, наоборот, красивый, но глупый… В качестве утешения скажу, что любой здоровый человек может совершенствовать свои субстанции безгранично. И если оба супруга поверят в такую возможность, то нет таких трудностей, которые они не смогли бы преодолеть!
Развитие эстетики порождает удивительный парадокс: чем шире у человека спектр критериев совершенства (и красоты), тем ограниченнее (вплоть до исчезновения!) становится для него мир совершенных вещей. А так как важнейшей вещью в мире является человек, то с разносторонним эстетическим развитием личности число не только кумиров, но и просто людей, заслуживающих уважения, катастрофически падает. Трагедия большинства великих людей состоит в том, что они уходят из жизни обычно в глубоком одиночестве.
Объем мира эстетических вещей.
Как было сказано выше, эстетические критерии могут быть применимы ко всем субстанциям и всем вещам и величина эстетического чувства зависит как от объективных характеристик вещи, так и от индивидуальных свойств подсознания. Встречаются люди, утратившие способность к эстетическим чувствам еще в раннем возрасте. Но есть и такие, кто сохранил способность доводить эстетические чувства до экстаза, причем в различных субстанциях. Последнее замечание важно, поскольку обычно эстетическими чувствами называют лишь чувства, вызванные созерцанием произведений искусства. Расширение диапазона эстетических чувств на все субстанции существенно обогащает жизнь человека, ибо эстетичными могут быть и этические отношения, и логические операции, и даже экономическая деятельность… И если мы вспомним субстанции человека (см. главу «Субстанции (человека)»), то без труда заметим, что все они и в целом, и в отдельных проявлениях могут быть прекрасными, эстетичными: природа, продукты питания, предметы быта, тело человека, психика, этика, сама эстетика(!), интеллект, общество, мировоззрение, какая-либо способность, мысль, идея, дух и т.д. и т.п. Но важно не заблуждаться: эстетика при этом не совпадает с самой субстанцией. Так, эстетика логики и сама логика – вещи разные.
Относительная значимость эстетики.
Стоит рассмотреть вопрос и о месте эстетических потребностей в ряду остальных потребностей. Есть люди с гипертрофированными эстетическими потребностями, и если бы у них была возможность, то они все свое время проводили бы в картинных галереях, консерваториях, театрах, кинотеатрах и т.п. В этом случае жизнь наполняется наслаждением, но становится абсолютно бесплодной.
На другом полюсе – жизнь с полным пренебрежением к эстетике. Сторонники этой линии жизни, как правило, занимаются «делом» – экономической (в частности и производством произведений искусства), научной, педагогической и другой неэстетической деятельностью. Есть ли убедительное логическое основание считать их неэстетичную жизнь несчастной и бессмысленной? Есть: чем меньшим число субстанций человек владеет, тем меньшее его разнообразие, следовательно, и могущество. Так что если вы сами не способны к эстетическим удовольствиям, то хотя бы своих детей не лишайте такой возможности и постарайтесь найти в качестве одного из воспитателей поклонника всего изящного и прекрасного.
Удельный вес эстетических потребностей.
Если сравнить эстетические потребности с другими видами конкретных потребностей, то напрашивается мысль, что они представляют собой простейший подвид духовных потребностей. Действительно, с одной стороны, их удовлетворение состоит в соответствии реальности (например, произведения искусства) определенной системе критериев (что есть суть удовлетворения духовной потребности вообще). С другой стороны, процесс удовлетворения эстетических потребностей не требует от личности затрат каких бы то ни было усилий (не считая затрат на приобретение произведений искусства): в процессе потребления никаких ценностей не производится, а само потребление представляет собой процесс созерцания, хотя и сопровождаетсяющегося всплеском сильных положительных эмоций. (Бесспорно, для полноценного выживания личности положительные эмоции ей необходимы, однако для этого существуют и другие пути.)
Понятно, что общество, отягощенное задачей выживания, не может позволить себе тратить значительную часть средств и времени на потребление произведений искусства. Но и отдельная личность, посвящая свою жизнь потреблению (не производству!) произведений искусства, по сути дела ничем не отличается от той, которая предается физиологическим удовольствиям. А в конечном итоге и от той, и от другой после ухода в мир иной ничего не остается…
Но поскольку сфера эстетики необходима для полноценного развития личности, обществу надлежит поддерживать (по меньшей мере, морально) производство произведений искусства. А работник искусства, не выходящий за пределы своей сферы деятельности и полностью погруженный в искусство, представляет собой не совсем полноценную личность.
И мне представляется, что если бОльшая часть общества будет посвящать искусству (и производству, и потреблению) значительную часть времени, то такое общество обречено на стагнацию и даже, рано или поздно, на вымирание. Так что, как говорится, во всем нужно знать свою меру.
|