У меня есть ощущение, что понятие совершенный человек в науке еще отсутствует. Не могу себе представить, что в школе на протяжении всех лет обучения методично (именно методично, иначе смысл невелик) обсуждалось бы содержание этого понятия. А ведь эстетическое представление о совершенном человеке (в том числе и о самом себе) является, пожалуй, самым вершинным и самым определяющим в системе ценностей человека. И потому рассмотрим подробней понятие совершенного человека.
В раннем детстве каждый человек, с момента самосознания, считает себя эталоном совершенства (хотя бы чисто поведенчески). Какие-либо негативные характеристики он может видеть только в других людях. Если те же негативные характеристики присущи ему, он их либо не замечает, либо оправдывает. И без активного САМОвоспитания он таковым и остается на всю жизнь.
Однако чрезвычайно узкий по принципиальному разнообразию спектр критериев совершенства (распространяемых по существу лишь на материальные вещи), бытующий в окружающем нас обществе, дает и узкий набор ценностных ориентиров для самосовершенствования. Сегодня в обществе смыслы понятий "совершенный", "прекрасный", "красивый" и "привлекательный" совпадают. Влюбленному юноше девушка с родинкой на щеке уже кажется пределом совершенства, можно сказать, идеалом...
Бедность ценностных ориентиров и объяснимая природным эгоизмом склонность к самооправданию препятствуют человеку увидеть свои недостатки, оказаться ими недовольным и исправить их. Отсюда и главная задача воспитания: показать ребенку разнообразные ценностные критерии и научить его оценивать вещи и явления по этим критериям. Однако случается, что и у самих-то педагогов чрезвычайно узок спектр ценностных критериев... И здесь лежит фундаментальная проблема развития человека и общества: как человека с примитивным спектром ценностных критериев увлечь иными ценностными ориентирами? Это почти то же самое, что вытянуть самого себя за волосы из болота. Но развитый человек, глядя на свое прошлое, ужасается: и как только он мог таким быть?! (Кто-то из древних мудрецов сказал: "Умный глупого понять может, потому что сам когда-то был глупым, а вот глупый умного – нет".)
Простейшим стимулом к саморазвитию может служить понятный примитивному сознанию материальный успех развитой личности. Но такое случается исключительно редко, ибо материальный успех в обычном обществе почти не зависит от индивидуальных качеств личности, поскольку одним из основных законов рыночной экономики является "деньги делают деньги", а в нерыночной экономике материальный успех скорее отрицательными внеэкономическими качествами личности, в которых власть как раз и заинтересована.
С получением образования (особенно образования разностороннего, а тем более полносистемного) спектр ценностных критериев человека, несомненно, расширяется. Для того чтобы считать человека красивым, становится уже недостаточным (а то и вообще ненужным), чтобы у него была родинка на щеке, – надо, чтобы он еще обладал, по меньшей мере, хорошими манерами поведения. Потом к этому критерию могут прибавиться интеллектуальные, эстетические, этические, духовные и т.д. И чем богаче спектр ценностных критериев человека, тем меньшее число людей он будет считать совершенными, достойными подражания. (Вспомните, как много идолов было у нас в детстве и как многие из них впоследствии были развенчаны, лишены ореола!)
Развитие спектра ценностных критериев может привести к тому, что в каждом человеке (в том числе и в самом себе) мы будем видеть уйму недостатков. Парадокс: чем быстрее мы движемся в сторону совершенства, тем дальше от нас отодвигается совершенный идеал. С исчезновением идолов их место занимают люди, более или менее совершенные в каком-то одном или нескольких отношениях (а идолами становятся уже САМИ ценностные критерии, а вернее – ценностные принципы). И тогда возникают вопросы типа: "Что лучше: чтобы Пушкин был великим поэтом или чтобы он был порядочным и ответственным человеком?"...
Чрезвычайно широкий (и только такой!) спектр ценностных критериев позволяет поставить вопрос об итоговой ценности человека: что в нем перевешивают – достоинства или недостатки? (Вот почему к старости у Z-людей почти не остается истинных друзей...)
Идеал совершенства – "в человеке должно быть все прекрасно" – возник чрезвычайно давно. Однако на поверку оказалось, что и во "все", и в "прекрасно" разные изыскатели совершенства вкладывали весьма разное понимание, нередко – принципиально разное. И поскольку вопрос, что есть совершенный человек, поставлен и в этой книге, мы должны дать на него свой ответ.
Во-первых, мы вынуждены – ввиду того, что с существенным расширением ценностных критериев совершенные вещи почти исчезают, – называть совершенным человеком того, кто всего лишь стремится к совершенству (правда, на деле), а во-вторых, в силу принципа сверхсистемности, стремится к совершенству во всех "принципиальных" отношениях – не только тела и души, но и в организации всех форм своего поведения во всех важных сферах (и субстанциях) – таких, как целеполагание, составление планов, реальное производство, отношения с природой и обществом. Отступление от этого комплекта сфер представляет собой опасную дисгармонию.
Стремление к совершенству предполагает: выбор наилучшей системы целей, способность к составлению наилучших планов по их реализации, способность к эффективному управлению процессом реализации целей. Признаком наилучшего решения является его эффективность, результативность в рамках соблюдения этических и моральных принципов и законов природы. Конечно, насилие может дать большой экономический эффект, но вместе с тем оно полностью разрушает идею совершенства и, в конечном итоге, приводит даже к разрушению всякой жизни (не исключаю, что не все смогут согласиться с этим постулатом…).
В мировой истории появился удивительнейший феномен духа – русская интеллигентность (важно заметить, что определение «русский» используется здесь не по этническому, а по языковому признаку – так же, как и в словосочетании «русская культура»). Как заметил, кажется, академик Аверинцев, неинтеллигентный артист может сыграть любую роль, кроме одной – сыграть интеллигентного человека. Я бы добавил, что не только сыграть, но и просто понять, ощутить – это как ощутить радиоволны. Но для обнаружения радиоволн существуют приборы, а вот неинтеллигентный человек обнаружить и описать интеллигентность не может в принципе – она как бы другая материя. Чтобы стать интеллигентным человеком, недостаточно, мне представляется, читать произведения интеллигентных писателей – необходимы еще личный контакт и открытость души для принятия специфического Духа. Я – в те юные годы, будучи еще недотепой, – получил дуновение, дух интеллигентности от Ильи Александровича Цареградского, а он сам – от петербургских университетских профессоров. С тех пор прошло более сорока лет, но за все эти годы я не встретил никого, кто был бы столь же интеллигентен, как Илья Александрович, мой Учитель…
Однако интеллигентность не является последней стадией в развитии личности и не доминирует в обществе. На мой взгляд, даже если бы он доминировал, вряд ли автоматически решились все экономические, экологические, организационные, военные и многие другие проблемы в обществе. Поэтому путь к поиску совершенства открыт.
|