Попытка полной ревизии аппарата мышления упирается в одну принципиальную трудность: ведь с полным отбрасыванием знания «с пеной выплескивается и РЕБЕНОК» – сам ГЕН ЗНАНИЯ-МЫШЛЕНИЯ, а точнее – ген информации. В ребенка этот ген привносится родителями-учителями и врожденной готовностью человеческого сознания к восприятию этого гена. При саморевизии своего знания таким «учителем» являемся мы сами, а точнее: наше Я, но уже отброшенное (отодвинутое) в сторону вместе с сомнительным знанием. Теперь прежнее (отодвинутое) Я выступает в роли над-Я для вновь рождаемого Я.
Следовательно, прежде чем начать восстанавливать наше знание заново, нам следует в первую очередь взять (или оставить) какое-то минимальное знание, способное, во-первых, к производству и наращиванию нового знания, во-вторых, к контролю за его качеством и, в-третьих, к контролю за процессом выработки нового знания. Все эти способности должны быть выражены в виде СИСТЕМЫ АКСИОМ («заповедей») РАЗУМНОЙ ЖИЗНИ, то есть изначальных принципов и целей.
Эта минимальная система аксиом обладает важными и интересными свойствами.
Во-первых, она по существу является геном развивающегося знания-личности: именно эта система, этот ген, будет теперь решать, какие знания и в какой последовательности человек будет набирать в свою память и к каким целям будет стремиться. По этому гену можно прогнозировать развитие личности на далекое будущее, пока очередная ревизия своего знания-мышления не изменит направление развития личности.
Во-вторых, большое сходство минимального набора аксиом у двух людей является надеждой на то, что в любых спорах они могут найти взаимопонимание и выработать единую точку зрения. И, наоборот, существенное различие, особенно по важным, принципиальным ценностям делает взаимопонимание весьма сомнительным и часто лишает общение всякого смысла. Следовательно, если вы хотите найти первоисточник расхождения с кем-то по какому-то вопросу, искать его следует прежде всего в различии аксиом.
Вот минимальная система аксиом разумной жизни в МОЕМ представлении. Наиважнейшие из них выделены жирным шрифтом.
АКСИОМЫ ЖИЗНИ (первый иерархический уровень):
Не менее половины каждого природного ресурса (в т.ч. и поверхности) Земли должны навеки оставаться заповедными, где человек имеет право на единственное действие: наблюдение.
Результаты труда должны быть предельно эффективными, безопасными и дешевыми, а все ресурсы должны тратиться предельно экономно.
Численность населения Земли должна быть ограничена некоторой минимальной величиной, достаточной для устойчивого развития человечества, а все физиологические функции человеческого организма (в т.ч. и иммунитет) необходимо закалять.
Беречь весь спектр своих чувств от ослабевания.
Поддерживать память о детских чувствах и ощущениях.
Беречь сознание (в частности, от наркотиков и психических капканов – «черных дыр»).
Относиться к искусству, являющемуся непроизводительной (в прагматическом смысле) сферой деятельности, не как к «жизни», а как к вкусной «приправе к жизни».
Никому не навязывать свою волю, свою информацию, не осуществлять насилие и не нарушать независимость других людей. Делать добро.
Развивать логический интеллект.
Осваивать основы знания каждой субстанции человека. Для каждой цели строить полную цепь «средство…–…цель». Стремиться к оптимальности: любая цель должна достигаться минимальными средствами или при данных средствах достигать максимального эффекта. Регулярно проводить полную ревизию знания.
Не удовлетворяться достигнутым уровнем своего развития. Стремиться к полносистемному развитию. Познавать как можно больше идеалов и эталонов качества вещей.
Стремиться к созданию счастливой семьи.
В меру своих возможностей противодействовать насилию.
Прилагать усилия для обеспечения вечного существования нравственно-разумной цивилизации.
КАЧЕСТВО ЗНАНИЯ (второй иерархический уровень)
Каждый элемент базового знания должен быть реальным. Любое знание истинно с вероятностью от 0 до 1. Любое новое знание не должно противоречить уже отревизованному знанию.
КАЧЕСТВО ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ (третий иерархический уровень):
Подвергай сомнению истинность любого полученного тобою знания. Как можно больше внимания уделять методам исследования, познания и создания принципиально новой информации. Творить в любой сфере деятельности. Подходить системно к каждой вещи, каждому процессу, каждому понятию.
Человек вправе иметь любые аксиомы-ценности, но наиважнейшая обязанность родителей – ознакомить своих детей с минимальной системой аксиом разумной жизни. Поначалу дети могут отбросить многие аксиомы, но не должны забывать об их существовании – глядь, когда-нибудь понадобятся.
*** Выяснить систему аксиом жизни конкретного человека – значит познать его Я, познать его как личность. Воспитать человека – это ПРЕЖДЕ всего заложить в его сознание систему аксиом жизни.
© Copyright: Виктор Сорокин, 2008 Свидетельство о публикации №2805130551
|