Потребность, о которой пойдет речь в данной главе, за неимением лучшего я назвал географической. В большой мировоззренческой работе, может быть, и не имело бы смысла останавливаться на ней, однако в связи с тем, что современный человек тратит на путешествия немалые средства, мы ее вкратце рассмотрим.
Содержание географической потребности в чистом виде незатейливо: людей тянет уехать подальше от своего постоянного места обитания. Какая же сила заставляет людей покидать родные места, когда никаких видимых прагматических мотивов не видно?
Признаком присутствия географической потребности является тот факт, что в новом месте человек оказывается в окружении по существу тех же самых нужных ему вещей: солнце, вода и комфорт, которые он без особого труда может найти и рядом со своим домом. То есть, путешествие оправдано только в том случае, если в новых местах человек находит то, чего нет в его родных краях: северяне едут к теплым морям покупаться, любители лазания по горам, живущие в долинах, едут в горы, экстремалы едут в места своих удовольствий, больные едут к целебным источникам…
Во всех подобных случаях путешественник отправляется за необычной для родных мест и желаемой материально-энергетической субстанцией.
Но нередки случаи, когда люди едут в другое полушарие за… какой-то информацией, потребление которой не требует непременного физического контакта с источником информации. Так, невозможно прочувствовать достаточно полно жизнь другого народа, сидя за компьютером или в библиотеке. Совершенно иная ситуация в случае произведения искусства: при сегодняшних средствах информации об интересующем тебя предмете можно получить практические все сведения. И потому ехать на остров Пасхи, чтобы увидеть каменных истуканов, это, по существу, то же самое, что поехать туда только ради того, чтобы почитать, например, «Евгения Онегина».
Возражение против этого я могу принять только от людей, способных (как минимум) с первого взгляда (без специальной экспертизы) отличить высокопрофессиональную копию от подлинника. В живописи я о таких экспертах не слыхивал, в музыке эксперименты по данному вопросу, думаю, не проводились, однако сомневаюсь, чтобы кто-либо был способен отличить только на слух истинное исполнение от так называемой «фанеры». Поэтому для меня с точки зрения впечатлительности реальное архитектурное произведение тождественно серии добротных фотоснимков, не говоря уже о видеофильме.
Но, разумеется, другие люди могут иметь мнение, отличное от моего. И, тем не менее, перед путешествием каждому путешественнику не помешало бы задаться вопросом: а что именно он хочет там найти?
***
Мы с женой всю жизнь были страстными путешественниками и вдали от дома находили многое из того, чего нам не хватало. Но сегодня практически все желанные блага мы имеем в своей деревне, расположенной на берегу Бискайского залива, а посему не видим никакой потребности уезжать не то что в другие страны, но и выходить за пределы своего полноценного жилища – разве что осуществить давние мечты о поездках на три самых экзотических, на мой взгляд, архипелага: Маркизы, Кергелен или Рапа. Но теперь, если это и не удастся (ста-а-аренькике стали), обидно уже не будет…
Возвращаясь к сути географической потребности, я прихожу к выводу, что в чистом, так сказать, в кристаллическом виде она, на мой взгляд, встречается весьма редко. Перемену координат нельзя назвать удовлетворением ни чувственной, ни эстетической, ни познавательной, ни какой-либо иной потребности. Она какая-то специфичная и в то же время бессмысленная. Но, тем не менее, она есть и знать об этом не помешает.
|