Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | ГлавнаяМой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Официальные авторы "Мечты" » Виктор Сорокин. Z-мир

Z-мир. 25. Потребности

Сведение потребностей в ясную логическую систему позволяет увидеть среди них как недостойные, так и достойные. Привлечение внимания к последним позволяет сосредоточить наши усилия на их более полном удовлетворении.
 Разбивать потребности можно по разным основаниям. Важно только, чтобы при каждом разбиении сумма частей равнялась целому.

 
 I. Потребности безотносительные и относительные.
 Все потребности отдельного индивида являются индивидуальными, то есть это его, индивида, потребности. Однако на стадии их удовлетворения имеются две возможности.
 В первом случае существование других людей не подразумевается, т.е. присутствие других людей не является необходимым. Такие потребности индивида мы назовем безотносительными (например, потребность в тепле).
 Во втором случае существование общества является необходимым, без него потребности просто немыслимы. Такие потребности индивида будем называть относительными (например, потребность в любви, во власти).

 II. Потребности неинформативные и информативные.
 При удовлетворении потребностей первого вида используется вещество (материальный предмет) или энергия (в определенной форме); к информации, которая при этом может содержаться в потребляемых материальных предметах или в энергии, потребитель равнодушен. Например, человек может использовать книгу в качестве подставки для кастрюли; при этом содержание книги его не волнует. Другой пример, более тонкий. Некоторые люди весьма требовательны к световому (зеленому, розовому и т.п.) или звуковому фону (например, к шуму дождя), не несущему никакой разумной информации. Для неспециалистов голоса животных не несут никакой информации – просто приятный фон. Замечу, что использование термина «материально-энергетическая потребность» для обозначения неинформативой потребности в некоторых случаях создает двусмысленность.)
 Напротив, для удовлетворения информативной потребности свойства носителя информации имеют крайне несущественное значение, ибо потребляется сама информация.
 Информативную потребность можно разбить на следующие виды (соответственно тем субстанциям, для обслуживания которых предназначена информация):
– духовная и управленческая (в частности, организационная),
– этическая,
– эстетическая,
– познавательная,
– творческая и интеллектуальная. 

 III. Потребности притяжения и отторжения.
 Потребности притяжения характеризуются тем, что для их удовлетворения нужно получить в свое распоряжение предмет потребления либо желаемую информацию, чего потребитель, в общем случае, не имеет.
 Напротив, потребности отторжения характеризуются тем, что для их удовлетворения необходимо избавиться от нежелательных факторов (опасных предметов, принуждения, болезней, негативной информации и т.д. и т.п.).

 IV. Потребности необходимые и свободные.
 Человек рождается запрограммированным – с инстинктами, которые после их осознания представляются ему в форме потребностей. Часть этих инстинктов порождена социальной природой человека, а соответствующие ей потребности формируются культурой того микрообщества, в котором воспитывается человек. Для нормального функционирования человека в обществе все потребности, порожденные инстинктами и привитые обществом, должны быть удовлетворены в минимально-необходимом объеме. Эти потребности мы будем называть необходимыми, а все прочие – свободными, подобно делению времени на рабочее и свободное.
 Необходимые потребности как бы снимают с человека ответственность за их удовлетворение, ибо он НЕ ВОЛЕН делать выбор: удовлетворять их или не удовлетворять. А вот свободные потребности как бы представляют собой второй уровень потребностей, поскольку после удовлетворения необходимых потребностей возникает вопрос: а ЧЕМ заняться теперь? По сути, это главный вопрос жизни.
 Итак, после удовлетворения необходимых потребностей возникает пустота, которую нужно заполнить новыми потребностями.

 V. Потребности эмоциональные и неэмоциональные.
По сути, неэмоциональными потребностями следует считать только УСТАНОВКИ, в которые превращаются эмоциональные потребности в результате их привычного удовлетворения и превращения в простое долженствование. Например, люди привыкают завтракать в определенное время, независимо от того, голодны они или нет. И если такая установка не сработает, скажем, в восемь утра, то через какое-то время о неудовлетворенной потребности напомнит чувство голода…
 Мне представляется, что к установкам следует отнести также и потребность в соблюдении определенных принципов и в соответствии бытия определенным стандартам.
 Поскольку эмоции при удовлетворении установки практически отсутствуют, то они (установки) играют, по сути, роль самоцели, не подлежащей логическому и прагматическому обоснованию. Поэтому установки – особенно в виде ИДЕИ-ФИКС – способны приносить людям как большую пользу (к примеру, установка на экологичность природы), так и большой вред (установка на уничтожение людей определенной национальности).
 К установкам, скорее всего, можно отнести и потребности в средствах. Однако здесь может произойти явление, похожее на сублимацию в психологии, которое интересно с научной точки зрения и важно с прагматической: перенос ожидаемых эмоций от мысленного потребления конечного продукта на каждое промежуточное средство по его изготовлению/производству. Так, предвкушая удовольствие от экзотического путешествия, человек может с великой радостью согласиться работать ассенизатором, чтобы заработать деньги на это путешествие.

 О разделении потребностей на НИЗШИЕ и ВЫСШИЕ мы будем говорить в других главах. А пока отметим лишь, что низшие потребности не требуют от субъекта затрат труда для их освоения, в то время как высшие потребности без труда, сами по себе не возникают. Так, у европейца, впервые услышавшего китайскую музыку, она не вызывает никаких эмоций. А вот удовольствие от наркотика человек получает с первого потребления.

Категория: Виктор Сорокин. Z-мир | Добавил: victorsorokin (16.11.2008) | Автор: Виктор Сорокин E
Просмотров: 550 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

avatar

Меню сайта

Журнал "Вісник Мрії" є періодичним виданням ГО «Дитячо-юнацька екологічна громадська організація «Республіка Мрія», яка з 10 листопада 2013 року як асоційований член увійшла в мережу Всеукраїнської екологічної громадської організації «МАМА-86».  Про ВЕГО "МАМА-86"

Форма входа

Поиск

Новые комментарии

Виктор Иванович, постоянно отслеживаю Ваши новые публикации на сайте прозы. Ничего нельзя упустить. ...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Flag Counter

%