Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | ГлавнаяМой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Официальные авторы "Мечты" » Виктор Сорокин. Z-мир

Z-мир. 27. Относительные потребности

Удовлетворение относительных потребностей с необходимостью требует существования других людей: «вблизи» ли – когда удовлетворение потребности состоит в определенном контакте с ними, либо «вдали» – когда удовлетворение потребности состоит в отсутствии такого контакта. Эти две возможности определяют две большие и весьма разнохарактерные группы относительных потребностей. (Замечу, что происхождение потребностей нас здесь интересовать не будет, наша задача – их классифицировать.)

При наличии относительных потребностей желание контакта с другими людьми предполагает активную тягу к ним именно как к субъектам. Однако нравственная оценка такой тяги может быть диаметрально противоположной: одно дело, когда другие люди нужны человеку, чтобы сделать им добро, и совершенно иное, когда другие люди нужны только для того, чтобы причинить им зло.

Кто же обладает потребностью причинять зло? Вор, безусловно, причиняет зло другим людям, однако не как самоцель – ему нужны только вещи другого человека. И даже насильник не стремится причинить зло своей жертве – он думает лишь об удовлетворении своей похоти. Кому нужно причинение зла другим людям в качестве самоцели, так это двум группам людей: садистам и властолюбцам. Психологически эти два типа весьма близки друг к другу. Но властолюбец несколько мягче: ему важно, чтобы жертва просто сдалась, подчинилась, и если это становится очевидным, властолюбец прекращает жертву мучить. Садист же в осуществлении своей гнусной потребности идет до конца, поскольку его цель состоит в причинении страданий жертве…

Потребность в добре имеет более тонкую классификацию (вопрос о происхождении этой потребности здесь не рассматривается). По-видимому, самым существенным основанием для деления разных потребностей в добре является наличие обратной связи.

В первом из этих случаев осуществляющему добро важно, чтобы другая сторона проявила бы ответную благодарность хоть в какой-то форме. А когда она воспринимает помощь как должное, то обычно желание помогать пропадает.

Во втором случае помогающего не интересует, какова была реакция другой стороны: он помогает без оглядки. В сАмом масштабном («философском») случае – при оказании помощи всему человечеству – ожидать такую реакцию просто нелепо: она может проявиться спустя века. (Интересно, часто ли вы встречали людей, от всего сердца благодаривших, скажем, изобретателя огня?)

Особую группу относительных потребностей составляет потребность в любви. Такая ее разновидность, как «любить» человека, чтобы от него что-то получить, тривиальна и общеизвестна. Гораздо реже встречается потребность в любви противоположного вида, когда она удовлетворяется через безвозмездные подарки любимому человеку: любить – значит дарить.

А вот вопрос: является ли относительной такая потребность, как сексуальная? Скорее всего, нет, поскольку для ее удовлетворения наличия других людей вовсе не обязательно. И в этом наиболее контрастно видится различие между любовью и сексом: любовь принадлежит (субстанции) психологии, секс – физиологии.

Потребность в отсутствии (избежании) контакта с другими людьми вызвана, очевидно, угрозой негативного воздействия со стороны общества за невыполнение общественной морали, этикета, государственных законов и т.п. Так, без давления со стороны общества человек в жаркую погоду может обходиться без одежды, однако общество требует в общественных местах прикрывать наготу и человек СТЕСНЯЕТСЯ ходить нагишом; поэтому он НУЖДАЕТСЯ в одежде вполне определенного качества. Очевидно, рассматриваемый тип потребности индифферентен к воздействующему субъекту – эти потребности вызваны социумом вообще. И потому их следовало бы называть социальными. А потребности, рассмотренные до того, логично именовать общественными. (Обращаю внимание на то, что общепринятый язык не позволяет избегать двусмысленности: общественные и социальные потребности – это потребности не общества и социума, а индивида в отношении общества и социума.)

На поведение индивида общество и государство накладывают массу и других требований и ограничений, выполнение которых требует от индивида существенных трудовых и материальных затрат. Эти требования в сознании большинства людей порождают соответствующие социальные потребности. Таким образом, социальные потребности либо воспитываются, либо появляются после долгого выполнения общественных требований. Очевидно, социальные потребности являются установками и относятся к разряду необходимых.

Важным случаем и социальной, и общественной потребности является потребность в семье (заметим: хотя бы и без любви и секса).

Читатель может задать вопрос: а каков смысл в классификации потребностей? А смысл этой работы состоит в том, что классификация позволяет:

– лучше понять самого себя;
– вовремя обратить внимание на недостатки своей системы потребностей и принять меры к их устранению;
– глубже понимать поведение других людей и грамотнее защищаться от агрессивности со стороны общества;
– приблизиться к пониманию явления «человек».

Так что «игра стоит свеч».

Категория: Виктор Сорокин. Z-мир | Добавил: victorsorokin (23.11.2008) | Автор: Виктор Сорокин E
Просмотров: 1097 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2

avatar
1
Виктор, всё, о чём Вы пишите, очень актуально. Инвентаризация личных потребностей позволит достичь глубинного видения - определиться в приоритетах, избавиться от навязанных схем, приблизиться к независимым суждениям. Систематизация мира потребностей обязательно принесет свои плоды. С благодарностью,
avatar
2
Андрей, именно для этого и пишу. По завершении ихлассификации приступим к конструированию своих Я - но уже не вслепую.

Добре!

avatar

Форма входа

Поиск

Категории

Zero - Антон Филин [6]
Виктор Сорокин [325]
Произведения Виктора Сорокина. Возможность обсуждения произведений автора
Виктор Постников [65]
Виктор Постников - официальный автор Мечты
Елена Сумская [21]
Светлана Царинных [49]
Юрий Савранский [7]
Свои произведения дарит Вам писатель Юрий Савранский
Виктор Сорокин. Z-мир [134]
Читайте произведения официального автора Мечты Виктора Сорокина
Виктор Сорокин. Не может быть. [60]
Официальный автор Мечты говорит новое слово
Виктор Сорокин. Подарок. Поэма Любви. Повесть [23]
Повесть Виктора Сорокина, которую до Интернета школьники переписывали от руки
Сергей Магалецкий [6]
Владимир Карстен [24]
Гармония - реализуемая функциональность
Джон Маверик [18]
Андрей Будугай [9]
Рефат Шакир-Алиев [1]

Новые комментарии

Проєкт пошуку нової мелодії для гімну "Республіки Мрії". Доєднуйтесь!

Нова пісня про те, як це важливо - вірити та чекати.

Красива пісня про цінність життя.

Песня о любви .... Почему бы не послушать ...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 31
Гостей: 31
Пользователей: 0
Flag Counter

%