Удовлетворение относительных потребностей с необходимостью требует существования других людей: «вблизи» ли – когда удовлетворение потребности состоит в определенном контакте с ними, либо «вдали» – когда удовлетворение потребности состоит в отсутствии такого контакта. Эти две возможности определяют две большие и весьма разнохарактерные группы относительных потребностей. (Замечу, что происхождение потребностей нас здесь интересовать не будет, наша задача – их классифицировать.)
При наличии относительных потребностей желание контакта с другими людьми предполагает активную тягу к ним именно как к субъектам. Однако нравственная оценка такой тяги может быть диаметрально противоположной: одно дело, когда другие люди нужны человеку, чтобы сделать им добро, и совершенно иное, когда другие люди нужны только для того, чтобы причинить им зло.
Кто же обладает потребностью причинять зло? Вор, безусловно, причиняет зло другим людям, однако не как самоцель – ему нужны только вещи другого человека. И даже насильник не стремится причинить зло своей жертве – он думает лишь об удовлетворении своей похоти. Кому нужно причинение зла другим людям в качестве самоцели, так это двум группам людей: садистам и властолюбцам. Психологически эти два типа весьма близки друг к другу. Но властолюбец несколько мягче: ему важно, чтобы жертва просто сдалась, подчинилась, и если это становится очевидным, властолюбец прекращает жертву мучить. Садист же в осуществлении своей гнусной потребности идет до конца, поскольку его цель состоит в причинении страданий жертве…
Потребность в добре имеет более тонкую классификацию (вопрос о происхождении этой потребности здесь не рассматривается). По-видимому, самым существенным основанием для деления разных потребностей в добре является наличие обратной связи.
В первом из этих случаев осуществляющему добро важно, чтобы другая сторона проявила бы ответную благодарность хоть в какой-то форме. А когда она воспринимает помощь как должное, то обычно желание помогать пропадает.
Во втором случае помогающего не интересует, какова была реакция другой стороны: он помогает без оглядки. В сАмом масштабном («философском») случае – при оказании помощи всему человечеству – ожидать такую реакцию просто нелепо: она может проявиться спустя века. (Интересно, часто ли вы встречали людей, от всего сердца благодаривших, скажем, изобретателя огня?)
Особую группу относительных потребностей составляет потребность в любви. Такая ее разновидность, как «любить» человека, чтобы от него что-то получить, тривиальна и общеизвестна. Гораздо реже встречается потребность в любви противоположного вида, когда она удовлетворяется через безвозмездные подарки любимому человеку: любить – значит дарить.
А вот вопрос: является ли относительной такая потребность, как сексуальная? Скорее всего, нет, поскольку для ее удовлетворения наличия других людей вовсе не обязательно. И в этом наиболее контрастно видится различие между любовью и сексом: любовь принадлежит (субстанции) психологии, секс – физиологии.
Потребность в отсутствии (избежании) контакта с другими людьми вызвана, очевидно, угрозой негативного воздействия со стороны общества за невыполнение общественной морали, этикета, государственных законов и т.п. Так, без давления со стороны общества человек в жаркую погоду может обходиться без одежды, однако общество требует в общественных местах прикрывать наготу и человек СТЕСНЯЕТСЯ ходить нагишом; поэтому он НУЖДАЕТСЯ в одежде вполне определенного качества. Очевидно, рассматриваемый тип потребности индифферентен к воздействующему субъекту – эти потребности вызваны социумом вообще. И потому их следовало бы называть социальными. А потребности, рассмотренные до того, логично именовать общественными. (Обращаю внимание на то, что общепринятый язык не позволяет избегать двусмысленности: общественные и социальные потребности – это потребности не общества и социума, а индивида в отношении общества и социума.)
На поведение индивида общество и государство накладывают массу и других требований и ограничений, выполнение которых требует от индивида существенных трудовых и материальных затрат. Эти требования в сознании большинства людей порождают соответствующие социальные потребности. Таким образом, социальные потребности либо воспитываются, либо появляются после долгого выполнения общественных требований. Очевидно, социальные потребности являются установками и относятся к разряду необходимых.
Важным случаем и социальной, и общественной потребности является потребность в семье (заметим: хотя бы и без любви и секса).
Читатель может задать вопрос: а каков смысл в классификации потребностей? А смысл этой работы состоит в том, что классификация позволяет:
– лучше понять самого себя; – вовремя обратить внимание на недостатки своей системы потребностей и принять меры к их устранению; – глубже понимать поведение других людей и грамотнее защищаться от агрессивности со стороны общества; – приблизиться к пониманию явления «человек».
Так что «игра стоит свеч».
|