Прагматические достоинства универсальности всем хорошо известны. Так, вместо того, чтобы иметь (и приобретать) множество разных инструментов, гораздо удобнее иметь один, выполняющий функции всех необходимых инструментов.
Принцип универсальности – это преднамеренная универсализация инструмента или продукта. Это, в частности, означает, что любой предмет мы должны изучать, в первую очередь, как один из множества подобных ему предметов. Если, например, мы изучаем какую-то конкретную яблоню, то сначала мы должны найти свойства и признаки, общие для всех яблонь, а уж потом переходить к изучению (скорее всего – к описанию) свойств и характеристик данной конкретной яблони. Другой пример: если какой-либо исторический факт описывается сам по себе, без соотнесения его с другими подобными фактами, то он к исторической науке отношения не имеет.
Углубление этой мысли наводит нас на принятие еще одного важного при изучения мира принципа: сначала ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ – а уж потом от частного к общему. Так, исходя из универсального понятия вещи, нам удалось понять и ввести также и универсальное понятие реализации («производства»). А когда (в соответствующем месте) мы выявим систему требований для производства КАКОЙ-ЛИБО материальной вещи, то увидим, что такие требования, как эффективность, надежность, безопасность, этичность, эстетичность и т.д., остаются верными и для реализации («производства») таких вещей, как, например, написание романа или рождение ребенка! И этот удивительный факт – настоящее чудо!
Принцип универсальности в изучении мира обладает огромной организующей силой. Действительно, начиная изучение какой-либо вещи (явления) с поиска того общего, что присуще всем вещам данного класса, мы ведь в первую очередь находим место этого класса вещей во всеобщей иерархии вещей – так сказать, на полке единой библиотеки, где расположены все вещи в мире. Тем самым исследуемая вещь не повисает в воздухе, а находит свое место в единой упорядоченной системе вещей, в результате чего взаимоотношение нашей вещи со всеми другими становится ясным нашему пониманию. (После введения в рассмотрение понятий «цель» и «средство» появится также возможность создать всеобщую иерархическую систему всех вещей в мире – наподобие книжного каталога большой библиотеки.)
Кроме того, изучая какую-то вещь, мы вместе с тем изучаем и ВСЕ вещи того класса, к которому принадлежит данная вещь. Короче, изучая конкретное, индивидуальное, мы все время держим под прицелом нашего внимания и общее. Ведь, совершенствуя, например, тормозную систему автомобиля, мы пытаемся примерить найденные решения и к тормозным системам для всех иных видов транспортных средств. А чтобы эффект универсальности был максимален, приходится начать с изучения тормозных систем вообще, исходя только из задачи торможения и сути процесса.
Противоположным универсализации фактором является процесс конкретизации, поиска всего множества вариантов. Число всех Q вариантов вещи равно произведению ab…c, где a, b, … c есть число главных (характерных) значений свойства A, B, … C. Так, когда для каждой качественной характеристики A / B / … / C канальной турбины (запатентованной мною) я нашел свое число a / b / … / c их важных характерных значений, то их произведение ab…c и дало общее число всех возможных турбин (более одного миллиона вариантов). За пределами моего изобретения новых турбин с характеристиками A, B, … C не существует!
А теперь, если вы мысленно перечитаете предыдущие главы данной книги, то они вам покажутся вдвое убедительней – сознательное применение принципов сомнения, системности и универсальности умножает знание! Это самоумножение подобно цепной реакции и… вытаскиванию самого себя за волосы из болота (сверхфантастика в реальности!). А на математическом языке – это яркий пример явления сверхординарности, когда результат (на «выходе») снова загоняется в систему (на «вход»). (В математике, как известно, сверхординарным называется множество, среди элементов которого присутствует и САМО множество. Впрочем, как легко заметить, сверхординарными являются такие вещи, как экономика и вообще вся жизнь человечества. Следовательно, сверхординарность есть невидимое глубинное свойство явления информации и феномена разума.)
© Copyright: Виктор Сорокин, 2008 Свидетельство о публикации №2805250024
|