Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | ГлавнаяМой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Официальные авторы "Мечты" » Виктор Сорокин. Z-мир

Z-мир. 34. Творческая потребность

Творческая потребность очаровательна: она лежит в основе активного развития как отдельной личности, так и общества в целом. А в раннем детстве эта потребность присуща практически каждому человеку. Когда видишь, как трехлетний ребенок не только копирует действия взрослых, но и вносит в них нечто ОТЛИЧНОЕ, этому нельзя не поразиться! Все дети рисуют солнце, но все рисуют по-разному! И вряд ли кто может сказать, почему? Остается лишь развести руками и примитивно объяснять случайностью. С горечью следует заметить, что обычно гениальная божественная случайность со временем улетучивается…

Самыми большими творческими и интеллектуальными способностями человек обладает именно в раннем детстве. Ребенка легче научить пониманию разных (и едва ли не всех известных) уровней абстракции. Если это обстоятельство не упустить при обучении детей, то практически из любого ребенка можно сделать гения (с точки зрения общества).

Суть творческой потребности заключается в том, что человеку хочется что-то творить, причем отличное от того, что имеется в ближайшем окружении. Таким образом, дай человеку желаемую вещь в готовом виде, его творческая потребность удовлетворена не будет – творческому человеку нужно самому изготовить желаемую вещь! Ну и вторая неотъемлемая характеристика творческой потребности – это новизна желаемой вещи. Изготовив один экземпляр желаемой вещи, человек удовлетворяет свою конкретную (именно в изготовлении данной вещи) творческую потребность по существу полностью –изготавливать второй экземпляр он уже по собственному желанию не будет.

Наиважнейшей характеристикой вещи является ее новизна. Для измерения степени новизны существует, как правило, своя шкала. Эта шкала иерархична. Для экономии времени я привожу ее без подробного рассмотрения, начиная с самого простейшего случая.

Новизна по горизонтали:

Первый уровень. Вещь является новой только с точки зрения ее изготовителя. Типичный случай: создание копии какой-либо общеизвестной вещи.

Второй уровень. Изготовленная вещь является новой с точки зрения общества, если никто из окружающих ничего подобного не видел.

Третий уровень. Созданная вещь не известна никому на Земле. На присвоение приоритета в изготовлении такой вещи – материальной или информационной – ее изготовитель может подать авторскую заявку в патентное ведомство.

Новизна по вертикали:

Первый уровень. Новая вещь может быть использована только для конечного потребления.

Второй уровень. Новая вещь не является продуктом конечного потребления, но является инструментом (средством производства 1-го уровня) для изготовления этого продукта.

Третий уровень. Новая вещь является инструментом (средством производства 2-го уровня) для изготовления других инструментов (средств производства 1-го уровня).

Четвертый уровень. Новая вещь является инструментом для изготовления инструментов вообще (средством производства любых уровней).

Пятый уровень. Новая вещь является средством изготовления инструментов более высокого уровня, чем четвертый (в частности, теории со своей иерархической шкалой новизны), и т.д. Отсюда следует, что к концу ХХ века самой большой новизной явилось создание ТРИЗ (хочется надеяться, что таковыми станут и Z-теории).

Поскольку творчество и изобретательство являются, по сути, синонимами, важное значение имеет "объективное" исчисление степени новизны.

Представляется, что осознанное определение степени новизны вещи осуществляется по характеристикам модели этой вещи. При этом производство новой вещи означает и производство эквивалентного ей образа в виде системы свойств. После такого уточнения суть новизны новой вещи первого уровня по горизонтали состоит (если хорошенько вдуматься) только в возрастании собственности изготовителя на величину этой вещи.

Важный момент: о степени новизны вещи (будь то материальной или виртуальной) можно судить еще ДО ее изготовления – по свойствам ее виртуальной модели, т.е. прообраза. При этом важно иметь в виду, что прообразом может быть вещь любой природы: вещественный предмет потребления, материал, инструмент, идея, управляющее решение, технология, план, цель и т.д. и т.п.

Поскольку творческие люди живут несравненно богаче (внутренне) и интереснее нетворческих, то возникает и целесообразность сохранить творческую потребность своих детей и за пределами детства. Для этой цели, может быть, стоит поиспользовать более «долгоиграющую» тягу к тщеславию. Подзадоривание к конкурентному поведению способно многократно усилить также тягу к победе в сфере творческой деятельности. Лет через двадцать от глупого тщеславия умный человек легко освободится, но при этом он останется творческой личностью.

Но причиной творческого поведения может стать и псевдотщеславие – желание понравиться, получить ответную любовь. Это известный факт: безумная неудовлетворенная и полуудовлетворенная влюбленность увеличивает силу воображения и ясность мышления на несколько порядков.

Как и любая деятельность, творчество может стать как самоцелью (инициируемой творческой, научно-исследовательской, организационной или интеллектуальной потребностями), так и средством для достижения разных других целей. Для поддержания творческой потребности на высоком уровне большую роль могут сыграть любопытство и любознательность. Способы добычи огня вряд ли были изобретены из практической необходимости. Огонь был изобретен порожденным любознательностью умственным подвигом – анализом эффекта нагревания при трении: чем дольше трешь деревом об дерево, тем сильнее оба они нагреваются. «А что произойдет, если тереть сильнее и быстрее?!» А ведь "изобретение" огня – дело почти непосильное даже для сегодняшнего человека: описано множество случаев, когда современные люди, оказавшись в тайге без спичек, гибли от холода...

С другой стороны, способность к изобретательству доступна практически каждому – не в один миг, конечно. Существуют методики обучения этому искусству. Но и без методик и учителей эта способность развивается – было бы только любопытство и интерес к чуду. А вот последнее, похоже, от рождения дано не каждому. Впрочем, как утверждают педагоги-тризовцы и подтверждает их опыт, это качество можно привить почти любому ребенку (если, конечно, родители этому не воспрепятствуют).

Категория: Виктор Сорокин. Z-мир | Добавил: victorsorokin (20.12.2008) | Автор: Виктор Сорокин E
Просмотров: 774 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0

avatar

Меню сайта

Журнал "Вісник Мрії" є періодичним виданням ГО «Дитячо-юнацька екологічна громадська організація «Республіка Мрія», яка з 10 листопада 2013 року як асоційований член увійшла в мережу Всеукраїнської екологічної громадської організації «МАМА-86».  Про ВЕГО "МАМА-86"

Форма входа

Поиск

Новые комментарии

Виктор Иванович, постоянно отслеживаю Ваши новые публикации на сайте прозы. Ничего нельзя упустить. ...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Flag Counter

%