Общеизвестным является тот факт, что каждая субстанция – язык (мыслительные способности), чувственность, этика, память, интеллект, организованность, духовность – успешно развиваются и усваиваются человеком лишь в определенном возрасте, и очень важно этот момент не прошляпить. А для этого чрезвычайно важную роль может сыграть – особенно при отсутствии Учителя – книга, которая вовремя "прозвонила" бы, обратила бы внимание на убегающую возможность улучшить самого себя. Встречаются люди, которым ох как нужна такая книга. И пусть они возьмут из нее не все советы, но важно, чтобы эти советы хоть однажды, но вовремя встали бы перед глазами и заставили человека выбрать. Поэтому очень важно иметь в своем распоряжении список всех достойных человеческих потребностей и взглянуть на этот список хоть однажды в жизни (лучше всего в 12-20 лет – чтобы не опоздать), ибо этот список может помочь выбрать самого себя. Именно с этой целью и были рассмотрены всевозможные потребности в предыдущих главах.
Человек имеет широкий спектр потребностей, относящихся к разным субстанциям. Но так как удовлетворить их все в полной мере, очевидно, невозможно, то приходится в пределах ограниченных возможностей выбрать наилучшее сочетание удовлетворяемых потребностей, следовательно, и целей. Это сочетание целей называется вектором-целью.
Все частные конечные цели, из которых состоит вектор-цель, могут быть упорядочены по признаку приоритетности. С позиции Z-мировоззрения, ориентировочно упорядоченная по приоритетности вектор-цель (выраженная в крупных блоках, сферах, субстанциях), в некритических обстоятельствах будет выглядеть так:
1) обеспечить нормальный биологический уровень жизни для себя и своей семьи (продолжительную жизнь, здоровье, независимость, страховку на случай беды) – без этого всякая дальнейшая работа теряет смысл ввиду невозможности; 2) создать счастливую семью; 3) родить и хорошо воспитать детей; 4) с максимальным эффектом реализовать свои способности в деле всестороннего усовершенствования мира; 5) иметь дружескую микросреду; 6) время от времени устраивать психологическую разрядку, получая различные удовольствия.
У меня складывается впечатление, что при благоприятных условиях 4-й пункт в неявном виде включает в себя и все остальные; таким образом, стремление к совершенству можно считать универсальной целью. Представляется, что указанная Z-вектор-цель останется неизменной и в сколь угодно отдаленном будущем, поскольку, как говорится, ни добавить, ни убавить.
Каждая из шести главных целей требует для своего удовлетворения большие блоки средств, производство которых нередко превращается в самостоятельные цели (к примеру, получение высшего образования), близкие по значимости к главным. И если мы начнем составлять полный и подробнейший план реализации Z-вектор-цели, то в перечне используемых средств окажутся все вещи, представляющие хоть какую-то значимость для Z-людей (в том числе и для будущих их поколений). Вещи, не попавшие в этот перечень, являются лишними (хотя не обязательно мешающими). А вот вредные вещи, явления, поступки войдут во второй перечень в виде антицелей, т.е. таких, с которыми следует бороться.
Замечу, что подробный план реализации Z-вектор-цели фактически представляет собой и список всех нужных вещей в мире, причем расположенных в логически ясном иерархическом порядке. Таким образом, мы получили косвенное указание на то, как наиболее разумно классифицировать все вещи в мире: по главной ценности, т.е. по способности являться средством.
А теперь посмотрим, как можно выйти на ясное видение уже имеющихся конечных целей.
Большинство целевых продуктов, помимо способности служить предметами для конечного потребления, является одновременно и средствами для реализации каких-то целей. Строя цепочку предназначения средств – А нужно для В, В нужно для С и т.д., – мы, в конце концов, приходим к цели Х, которая уже не является средством ни для какой цели. Она есть самоцель или – конечная цель. Анализируя все поступки человека, легко вычислить полный набор (или вектор) его конечных целей (замечу: тех, какие у него уже есть, а не тех, какие должно иметь). (После того как мой друг побудил меня заняться выяснением моих конечных целей (мне тогда было 24 года), я понял, что занимался массой ни для чего не нужных дел!..)
Модель полного процесса реализации какой-либо цели выглядит так. Потребность (как «вещь для нас») – это информационный образ (он же результат информационной обработки) определенной отрицательной эмоции; а цель – это информационный образ продукта, предназначенного для удовлетворения потребности. Так, осознание чувства голода превращается в потребность поесть; обработка сознанием потребности поесть порождает неудовлетворенную цель – раздобыть еду. Затем неудовлетворенная цель заставляет наш аппарат мышления построить план по реализации цели (либо непосредственно изготовить пищу, либо найти ее, либо купить, либо украсть). После чего этот план реализуется. А когда пища оказывается в нашем распоряжении и мы ее потребляем, неудовлетворенная цель осуществляется и тем самым аннигилируется (уничтожается). Далее мы переходим к осуществлению других неудовлетворенных целей.
Откуда же берутся конечные цели и как выбрать их наилучший набор, или вектор-цель?
Неинформативные потребности даны человеку от рождения – в виде инстинктов, осознаваемых впоследствии в процессе взросления. Информативные потребности прививаются в процессе воспитания в семье и в школе. Но действеннее всего информативные потребности (особенно творческие и эстетические) прививаются через общение с продвинутыми сверстниками. А вот для появления сложных потребностей – научных и духовных – обычно требуется Учитель, которого в редких случаях способна заменить умная книга.
Особое значение для судьбы человека имеет духовная потребность, ибо только она способна побудить человека к пересмотру своего Я и всего спектра его потребностей. Какие же задачи требуется решить в случае такого пересмотра?
Первая и наиважнейшая задача – это расположить в приоритетный ряд все свои потребности, что по существу означает наделение своей жизни смыслом. После этого можно со всей очевидностью ощутить, ДЛЯ ЧЕГО ты живешь.
Вторая задача – это определить относительные значения затрат времени и денежных средств, нужных для удовлетворения каждой потребности. После решения первой задачи сделать это будет уже нетрудно.
Так вот, человек, который САМ построил себе вектор-цель и сам определил относительную значимость каждой из частных целей, – это уже другой человек, нежели тот, который этого не сделал. Отныне этот человек, можно сказать, «с царем в голове» (т.е. путевый), – с вектор-целью, которая выполняет роль этого царя.
|