Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | ГлавнаяМой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Официальные авторы "Мечты" » Виктор Сорокин. Z-мир

Z-мир. 32. Познавательная потребность

Конечная познавательная потребность проявляется в стремлении человека к потреблению информации, причем – что важно – к потреблению как самоцели, а не в качестве средства. Как правило, человек с такой потребностью не только не знает, пригодятся ли ему когда-нибудь получаемые знания, но даже не задается этим вопросом. При особо острой потребности человек готов беспрестанно читать, слушать радио или смотреть телепередачи все свое свободное время. При этом он не замечает, что реальная жизнь проходит мимо (если, конечно, не принимать за жизнь только потребление информации)…

Познавательная потребность порождается чувствами любопытства, новизны или желания уйти от надоевшего. Поначалу познание касается спектра материально-физиологических потребностей и интересов, затем интерес распространяется на производственные, этические и эстетические вещи и явления. Интерес к познанию процесса познания и к управлению на высших интеллектуальных уровнях пробуждается (если пробуждается) гораздо позже – по-видимому, сначала через интерес к конкретным наукам. Подниматься сознанием и чувствами на следующий уровень абстракции – дело не простое…

Важно понять, что познание (как усвоение и запоминание знаний) мало коррелирует с развитием умственных способностей. Познание лишь наполняет память (и вызывает удовольствие от созерцания описываемых явлений в воображении – так сказать, мысленное путешествие в мире вещей). Но запоминание эффективных методов и приемов мышления и работы еще не означает овладение ими, т.е. овладение способностью применять их на практике.

Однако познание как самоцель – явление редкое и, пожалуй, даже патологическое (с кибернетической, а не с медицинской точки зрения). Обычно знание есть или средство (для принятия решений), или предконечная цель для мнимого удовлетворения потребности, чаще всего психофизиологической: читаешь про Наполеона – и чувствуешь себя Наполеоном, смотришь фильм про войну – и чувствуешь себя героем...

Для знания, являющегося средством для принятия решения, важна не столько его количественная характеристика, сколько качественная – степень организации. Существуют люди с колоссальной памятью и образованностью, следовательно, и с колоссальным багажом знаний, но... несообразительные. Большое несистематизированное, неорганизованное, а тем более засоренное ложными утверждениями знание лишь мешает мыслить ясно и эффективно.

Знание, которое формируется, подбирается исходя из задачи его компактности и эффективности, это принципиально другое знание. Прежде чем включить то или иное знание в память, высокоорганизованное знание-мышление требует, чтобы это знание удовлетворяло двум критериям: оно должно быть эффективным средством (с его помощью можно получать множество важных новых выводов) и для него должно быть подготовлено вполне определенное логическое место в уже имеющемся знании (все вещи в мире должны быть нанизаны на ветки древа познания, а для неизвестных вещей должны быть предусмотрены пустые ветки).

Очевидно, бесполезные вещи знать ни к чему. А вот если новое знание и полезно, и эффективно, но для него нет свободной ветки, своего места на древе познания, то в этом случае есть основание заподозрить, что имеющееся древо познания сконструировано неправильно. Древо познания не должно быть противоречивым, иначе оно перестает быть работоспособным. А так как все в мире в какой-то мере противоречиво (как говорят философы: находится в состоянии борьбы противоположностей), то устранить противоречивость знания можно, допустив, что истинность каждого утверждения вероятностна (что без принципиального сомнения невозможно, и круг – истина–сомнение – замкнулся!)

Древо познания – инструмент чрезвычайно могущественный: оно позволяет познавать и осваивать в принципе всё, так как является организующим остовом мышления. Отсюда и колоссальная скорость решения нестандартных задач на базе тщательно отревизованного знания. Кстати, формализованное древо познания – важнейший блок и «мыслящего» (творческого) компьютера.

Сопоставляя значимость познавательной потребности в ряду прочих, мы видим, что если познание рано или поздно не распространяется на методы решения тех или иных задач и на организацию бытия, то оно никчемно. Что подтверждает общий принцип: если потребление чего бы то ни было не предусматривает использование результата (или эффекта) потребления для последующего производства чего-то, то такое потребление бессмысленно.
 

Категория: Виктор Сорокин. Z-мир | Добавил: victorsorokin (11.12.2008) | Автор: Виктор Сорокин E
Просмотров: 628 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

avatar

Меню сайта

Журнал "Вісник Мрії" є періодичним виданням ГО «Дитячо-юнацька екологічна громадська організація «Республіка Мрія», яка з 10 листопада 2013 року як асоційований член увійшла в мережу Всеукраїнської екологічної громадської організації «МАМА-86».  Про ВЕГО "МАМА-86"

Форма входа

Поиск

Новые комментарии

Ссылка на сборник

%