Напомню, что потребности отторжения состоят в желании избавиться от нежелательных факторов (опасных предметов, принуждения, болезней, негативной информации и т.д. и т.п.). Важно, что в этом избавлении речь идет о вполне реальных предметах и процессах. Однако большинство людей заменяет задачу избавления от реальных вещей на задачу приобретения отрицания этих вещей: свободы, здоровья, независимости, покоя и т.д.
Если указанные две группы потребностей – защита от насилия и завоевание свободы – всегда считать эквивалентными, большой беды не будет. Но любому человеку лень дублировать мышление по одному и тому же вопросу, и со временем люди подменяют борьбу с насилием борьбой за свободу, т.е. борьбу с реально существующим злом подменяют борьбой с абстракцией. Стоит задуматься…
Самым важным основанием для классификации потребностей отторжения является наличие или отсутствие сознательного участия людей в осуществлении нежелательных факторов. Если нежелательные факторы не вызваны сознательной волей других людей, то это – простая несвобода, имеющая две разновидности: природная несвобода, к которой никто из людей не причастен (болезни, отрицательные явления природы и т.п.), и несубъективная социальная несвобода (нечаянные действия других людей).
Если же нежелательные факторы вызваны сознательно и осознанно волей других людей, то они называются принуждением, разбивающимся на две формы: принуждения из добрых побуждений и принуждение со злым умыслом. Последний вид принуждения называется насилием.
Вот теперь все нежелательные воздействия на человека классифицированы, можно сказать, без пропусков. Детальная классификация нежелательных воздействий позволяет унифицировать поиск средств для их устранения.
В главе «Потребности» мы разбили все потребности на пять классов, условно говоря, «по вертикали»: относительные – безотносительные, информативные – неинформативные, притяжения – отторжения, необходимые – свободные, эмоциональные – неэмоциональные (к этому следовало бы еще добавить разбиение на промежуточные и конечные). В последующих главах мы разобьем все информативные потребности «по горизонтали» – по их отношению к субстанциям: этические, эстетические, познавательные, творческие, организационные, интеллектуальные, духовные.
|