К анализу семьи можно подходить с двух крайних позиций – с позиции надсистемы (общества, государства, цивилизации в целом) и подсистемы (инстинкта размножения и социальных традиций). Второй случай мало интересен, поскольку он и подробно разработан, и ограничен примитивными условиями (биологической природой и традициями). Поэтому здесь будет рассмотрен лишь первый случай.
Два вида деятельности – запрограммированная и инициативная – отличаются тем, что в первую цель привносится извне, а во второй она вырабатывается самой системой.
До недавнего времени семья формировалась под действием традиций, выработанных веками. С развитием урбанизации люди стали покидать патриархальные микрообщины, и традиции стали терять власть над поведением людей при организации семейной жизни: рабочий, вышедший из деревни, стал предъявлять к жене существенно иные требования. Меня здесь будет интересовать только наилучшая организация семьи, в которой оба члена нацелены на всестороннее саморазвитие, в том числе и служение цивилизации. Наблюдая за окружающими, я вижу, что общим в понимании семьи являются самые примитивные ее характеристики: секс, традиция, выгода... Однако кибернетический подход к анализу семьи открывает массу неожиданностей....
Прежде всего обнаруживается, что для выживания человечества индивид – не самодостаточная молекула общества, а его возбужденный атом, требующий «химической рекции» со своим, так же возбужденным, антиподом. И лишь после такой реакции два «недочеловека» превращаются в нормального человека – в молекулу общества. Напротив, удовлетворенность одиноким существованием свидетельствует о дефектности сознания. Общество, которое высшей ценностью ставит интересы индивида, обречено на разложение и вымирание. Поэтому, если оно намерено существовать в веках (именно это есть его наивысшая ценность), а тем более вечно, оно просто обязано следующей высшей ценностью считать семью – по каким бы внутренним законам общество ни возникло.
Последний постулат, если мы его принимаем, также означает, что решающее право судить о качестве семьи со взаимно добровольными отношениями принадлежит только самой семье и никаким внешним наблюдателям, в том числе и государству. Казалось бы, это противоречит идее соподчиненности семьи обществу – «хорошему» обществу нужны «хорошие» семьи! На самом же деле все наоборот: «хорошие» семьи порождают «хорошее» общество – ибо семья обладает свойством субъектности, а общество – нет. Общество обладает этим свойством только через выборные представительские органы, которым семьи делегируют часть своей субъектности (т.е. они наделяют власть правом выступать от ИХ имени.)
Кстати, подобный подход к семье легко разрешает существующее в обществе противоречие к оценке однополых семей: только их члены вправе решать (при взаимно добровольном согласии), быть ли им семьей или не быть. Поэтому в разумно-демократическом обществе все семьи, созданные без применения насилия, равноправны и равноуважаемы.
Однако что значит «хорошая семья»?
Как следует из вышеизложенного, с позиции внешнего наблюдателя (озабоченного развитием цивилизации) хорошей семьей считается такая, в которой отсутствуют какие бы то ни было формы насилия и родители выполняют свои обязанности по правильному воспитанию детей (что это значит – разговор отдельный). А вот что такое хорошая семья с точки зрения ее членов – вопрос совершенно другой. Здесь в оценке участвуют сразу два субъекта, поэтому для итоговой положительной оценки необходима положительная оценка одновременно обоих членов семьи. При этом, если рассматривать типичную (двуполую) семью, то в подавляющем числе случаев субъективные интересы мужа и жены существенно различны: типичная женщина живет по преимуществу миром семьи, мужчина же, если забота о материальном положении семьи падает в основном на его плечи, объективно вынужден взаимодействовать с обществом, причем не только на уровне информации. (По этой причине и риск развала семьи закономерно больше исходит со стороны мужа, особенно при безответственном поведении.)
Так вот, хорошей семьей можно считать такую, в которой семейная ответственность исполняется каждым из супругов без внутреннего насилия над собой и ее прочность не подвержена сиюминутным колебаниям чувств. Если супруги возвращаются в свой домашний очаг с легким сердцем, значит все в порядке. А если кто-то из них преднамеренно старается оттянуть время прихода домой, то добротность данной семьи стоит под вопросом.
(Понятно, я рассматриваю лишь самые общие характеристики семьи, но чтобы реализовать семью хорошую по многим характеристикам, будущим супругам нужно получить добротное образование, которое, подозреваю, сегодня получить нельзя нигде. Можете ли вы, например, представить себе учителя в пятом классе (ибо потом уже будет поздно), внушающего детям: «Одна из двух ваших главных задач в жизни – создать хорошую семью»? А потому подростки создают абсурдные сексуальные связи, плодя несметное количество брошенных детей...)
Теперь перейдем к поиску других характеристик идеальной семьи (с точки зрения ее членов). Для этого нужно прежде всего полнее описать предназначение семьи, исходя из задачи сохранения цивилизации в целом.
Главная задача семьи – забота о качестве самой цивилизации, ибо в обществе, в котором эта задача из виду упускается, построить счастливую семью вряд ли удастся. (Я не встречал никого, кто понимал бы эту взаимозависимость.) В бандитском обществе счастливую семью могут построить только «отщепенцы», осознанно отделяющие свои ценности от ценностей общества. (Именно это свойство позволило героям А.Грина создать, пусть и виртуально, принципиально иную нравственно-этическую семейную цивилизацию! Не случайно, что в СССР романтическое движение «Алый парус» и диссидентство по времени совпали и во многом пересекались...)
Вторая задача, вытекающая из осознания своей цивилизационной сущности, это рождение и правильное воспитание двух-трех детей (иное количество вытекает из иных целей). Эта задача автоматически влечет за собой и выполнение третьей – материальное обеспечение семьи, что требует овладение как минимум одной рыночно значимой профессией (а для надежности лучше двумя и каждым из супругов).
Таким образом, оказывается, что в развитом обществе семья – это ПРЕЖДЕ всего три больших обязанности: труд на благо общества (не путать с государством), труд на благо семьи и специфический труд по воспитанию детей. И вот только после этого можно подумать о собственно личном счастье в кругу семьи. Но это потом... А пока каждый человек обязан получить полноценное знание для выполнения этих трех суперобязанностей.
Но где и когда человек получает эти знания? О заботе о цивилизации вообще редко кто задумывается – в школе накачивают мозги об ответственности перед государством, которое (особенно авторитарное) с цивилизацией имеет мало общего. Как зарабатывать деньги для обеспечения семьи, детей учат обычно уже после окончания школы. Ну а педагогика преподается лишь в пдинституте.
Но разумном цивилизованном обществе образование по строительству правильной семьи должно идти параллельно со всеми другими образованиями. Только в этом случае у общества появляется шанс не аморфным образованием невесть кого, а полноценной цивилизацией. Представьте себе, что парень говорит родителям: «Не хочу учиться, а хочу жениться!». А родители ему отвечают: «Хорошо, сынок, только сначала сдай экзамен хотя бы на хорошо по трем дисциплинам – по поведению в обществе, по зарабатыванию денег и по воспитанию детей!..» Я ни на йоту не сомневаюсь, что при такой подготовке молодых людей для семейной жизни секс в формировании семьи отошел бы на второй план и парень, прежде чем совращать девчонку, скорее всего задавался бы вопросом: «А смогу ли я в случае нежелательной беременности партнерши взять на себя пожизненную ответственность и за нее, и за ребенка?»...
Писатель М.Кундера описывает интересный обычай у словаков: перед выходом замуж девушка устраивает обряд ПРОЩАНИЯ С ДЕТСТВОМ! С этого момента для нее начинается новая и, по сути, вторая жизнь! Какой гениальный обряд! Один только у него недостаток – не мешало бы такой обряд устраивать и для мужчин, чтобы после женитьбы парень не бежал бы к приятелям играть в домино или футбол, а полностью вошел бы в новую жизнь СЕМЕЙНОГО человека! А детские пристарстия ему теперь надлежит преобразовать в нескучную (ибо со многими другими!) заботу о цивилизации или хотя бы об окружающем обществе.
Теперь, будь у меня малые дети, я бы им говорил: «Пока вы малые обезьянки. А чтобы превратиться в человека, нужно полноценно освоить науку о семье.
Ну а где во всем выше изложенном любовь? Не сомневаюсь, что тот, кто освоил грамоту о правильной семейной жизни и влюбляется иначе. Он видит в своей половинке не просто средство для удовлетворения страсти, а полноценную составляющую будущей семьи – со всеми ее заботами и радостями. Он видит в ней целый мир, а не просто механическую деталь, как того требует инстинкт. При похоти интимная связь является концом телесных отношений, при любви – ее началом. А что там впереди?..
|