Поэтическая парадигма Хайдеггера
Мы должны кратко остановиться еще на одном направлении холистической мысли, наиболее близкой поэтической парадигме. Речь идет о Мартине Хайдеггере и его весьма глубоких исследовательских статьях о взаимоотношениях литературы, языка и природы [40]. Нельзя не удивляться экологичности и глубине его мысли, когда он говорит о «проживании в доме», как главной характеристике человеческого существования – о необходимости учиться искать место на земле, в котором человек не будет ни доминировать, ни манипулировать, ни пачкать, ни разрушать. Только поэзия может обеспечить ему такое существование, поскольку поэзия (по греч. «творение» или «творчество») – основа всякого «дома». Хайдеггер предупреждает нас, что только поэзия может спасти нас от «мертвого языка современности» и восстановить все богатство нашего этимологического наследия. Именно благодаря памяти мы «проживаем на земле», в полном сознании о значимости прошлого и настоящего. (Эта мысль очень близка Гете).
Глубинная экология и наследие человечества
Ввиду надвигающейся глобальной экологической катастрофы мы видим, как всё большее количество людей стремятся спасти красоту и магию Земли. Мы видим, как в душах людей спонтанно пробуждается экопоэзия – религия, для которой вся Земля – храм и все живое – Бог. Эти люди верят, что еще не поздно изменить самомнение и эгоизм нашего биологического вида и выйти на устойчивую траекторию развития.
Гете сравнивал историю цивилизации с грандиозной фугой, в которой, по очереди, каждая нация вступает со своим голосом. Для удержания этой человеческой симфонии важно, чтобы каждый народ сохранил свой тембр и звучание. На протяжении всей истории человечества тихие голоса поэтов и философов пробивались сквозь рев машин и грохот пушек. Это были английские романтики, трансценденталисты, русские символисты, поэты-битники 1960-х и многие другие.
Одним из таких «тихих» голосов можно считать голос Арне Нейсса, норвежского философа и «гуру» глубинной экологии. Совместно с Джорджем Сешнсом и Биллом Деволом ему удалось кратко сформулировать основные принципы глубинной экологии, которые во многих отношениях перекликаются с философией буддизма махаяны, философией Спинозы, пантеистическими религиями, но имеют сегодня особое звучание. Это новый качественный скачок в этике человечества и новое расширение сознания [41]:
1. Все живое имеет самостоятельную ценность, независимо от пользы, которую оно приносит человеку.
2. Богатство и разнообразие жизни способствуют благосостоянию всех живых организмов и имеют самостоятельную ценность.
3. Люди не имеют права уменьшать богатство и разнообразие жизни, за исключением случаев, когда они должны удовлетворить свои самые насущные потребности.
4. Влияние людей на мир чрезмерно и быстро ухудшает экологическую ситуацию.
5. Образ жизни людей и количество населения ответственны за это ухудшение.
6. Разнообразие жизни, включая культурное разнообразие, могут процветать только при уменьшении влияния людей на мир.
7. Основные идеологические, политические, экономические и технологические структуры должны, поэтому, измениться.
8. Принимающие вышеуказанные положения обязаны участвовать в осуществлении необходимых перемен, но действовать демократически и без насилия.
Главная задача человечества – отойти от самонадеянного антропоцентризма и начать учиться у других существ, одушевленных и неодушевленных. Философское обоснование такого «возвращения» можно найти у многих ранних философов и поэтов; назовем лишь некоторые имена: Спиноза, Торо, Толстой, Ганди, Хайдеггер, Блэйк, Вордсворт, Уитмен, Тагор, Джефферс, Снайдер. Научное обоснование мы находим у Гете, в гипотезе Геи, в поэтической парадигме Хайдеггера и даже в шаманистской магии [45]. В самом деле, глубинная экология объемлет все идеи и практики, накопленные человечеством за тысячелетия. Эта наша истинная ценность и самое большое достояние. И единственная мудрость, которая может вывести мир из тупика.
Люди цивилизации стонут: как нам снова стать людьми? Я скажу как.
Обернитесь и полюбите все, что вокруг – но не людей. Обернитесь к ним спиной, пусть эта кукла лжет. Посмотрите на лилии; прикоснитесь к молчаливой скале, почувствуйте в ней божество; охладите кровь; посмотрите на молчаливые звезды; взгляните поверх той ямы, в которой сидит человек.
Все предметы и существа вокруг прекрасны, ибо они – это Бог; полюбите снова Бога, и это будет не напрасно: ведь то, что мы любим, мы тем и становимся.
В конце концов, вы посмотрите вниз и увидите, что даже у бедного, несчастного, кукольного человечества есть место под солнцем, оно вписывается в мозаику бытия, как и все остальное.
Но теперь вы свободны от того, чтобы быть человеком;
Теперь вы родились от скалы и воздуха – не от женщины.