Z-ТРИЗ. Дискуссия. 28. ПИСЬМА БЛИЗКИМ-1
ПИСЬМА БЛИЗКИМ
Только для членов Z-секции
От публикатора Поскольку со времени написания этих писем прошло довольно много времени (17 лет), я не вижу причин скрывать их от широкой публики.
***
Письмо 1-е
Пошла третья неделя с момента расставания. Мною подготовлено множество материалов для нашей секции. Но отправил кое-кому лишь крохи; остальное – через 3-5 дней. Может, кто-то еще подготовил свои предложения для нашего общего внимания. Но когда-то эти материалы встретятся, переварятся и превратятся в наши документы... А пока...
В своих мыслях я забежал далеко вперед. Но вдруг сорвется?.. Нет, не может! Кто-то пойдет до конца! Кто-то должен. Иначе пустота... Впрочем, это письмо будет разослано уже заведомо своим – тем, кто сочтет себя членом нашей секции. Так что можно увеличить степень откровенности.
Выработанное с годами чувство осторожности еще не позволяет мне отдаться радости от События на полную катушку. Но от логики факта никуда не деться: зарождается совершенно новая социальная субстанция – Z-цивилизация. (Может, со временем появятся убедительные соображения о ее наименовании. Но пока я называю ее так. Ибо кратко, непонятно для посторонних, удобно противопоставлять с А-цивилизацией; впрочем, в некотором смысле это и конечная (в своем начале) стадия развития цивилизации, ибо она содержит в себе ген на безграничное саморазвитие, в том числе и на такое, о котором мы пока не можем знать.)
Нет, мы не соратники, собравшиеся для защиты каких-либо общих узких интересов. Скорее, мы братья-сестры. Но не те братья-сестры, чья человеческая, христианская любовь друг к другу происходит в основном лишь внутри души, оставляя весь внешний мир по существу без изменения, без развития – тем самым ограничивая и свое собственное развитие. Мы же ищем самую полную возможность для самореализации каждого (и всех), ибо жизнь одна и чрезвычайно кратка. Мы не хотим быть бабочками-однодневками – порадоваться и навсегда уйти в пустоту. Но хотим создать нечто вечное и прекрасное. Вечное это наше сообщество. А вечным оно может быть лишь в том случае, если оно будет прекрасно во всех отношениях – в душевном, духовном, интеллектуальном, этическом, моральном, эстетическом, физиологическом, психическом, экономическом, техническом... Похоже, такую цель никто пока не ставил. Но мечта о ней мне видится у Александра Грина. Он же изобрел и ключ к реализации этой мечты – «собственными руками!». Никто не подарит (скорее отнимут). Нужно учиться строить счастье. И учиться защищать его.
Можно построить гриновское счастье в одиночку и... унести его с собой в могилу... уступив весь мир убожествам. Нет, это как-то не очень интересно...
По сути, все (за редчайшими исключениями) сегодняшнее человеческое общество состоит из людей физиологических. Все их поведение (в том числе и духовное, и интеллектуальное) в конечном счете нацелено на удовлетворение психофизиологических потребностей. Даже душевная религиозная любовь не может выйти за пределы физиологии – просто она переносит физиологию в область духа (и ничего, кроме физиологии перенести в него не может в принципе, так как отрицает материальное, следовательно и научно-техническое, развитие мира, его познание), физиологический человек ужасающе беден даже тогда, когда он наделен широчайшей гаммой чувств, ибо эти чувства опять-таки вертятся вокруг физиологии (власть, насилие и свобода, психофизиологичекие удовольствия). (26.07.93)
Еще раз возвращаясь к нашим кумирам (идеалам).
Думаю, нашим самым главным кумиром – еще на уровне подсознания – должно быть наше сообщество, причем не как абстракция или идея, но как собрание конкретных, живых людей со всеми их достоинствами и недостатками.
Вторым кумиром и средством номер один для полноценной жизни в нашем сообществе должна быть развиваемая (следовательно, и саморазвивающаяся) Концепция совершенного общества (следовательно, и совершенной личности).
Третьим нашим кумиром должны быть молодые люди от 13 до 18-20 лет. От того, удастся ли нам найти ключ к душам и умам юношей и обеспечить непрерывный приток добровольцев в наше сообщество, зависит вечность новой цивилизации, следовательно, в некотором смысле и вечность каждого из нас.
Думаю также, что правом решающего голоса в изменении Концепции как стратегии новой цивилизации должно принадлежать только молодым от 20 до 30 лет, функция же старших: на основе своего жизненного опыта выявлять все возможные пути развития в зависимости от возможного принятия молодыми того или иного решения; очевидно, функция эта совещательного свойства. А после 30-ти и молодым придется перейти (и оставаться до конца дней своих) в эту категорию. Так что, принимая те или иные решения, 20-летние вынуждены будут думать о своем будущем – следовательно, и о сегодняшних старших.
Это чрезвычайно важно – предоставить монопольное право на развитие новой цивилизации именно 20-летним, так как они наименее консервативны и обладают наибольшей страстью к развитию. С другой стороны, это обстоятельство убережет нашу цивилизацию от идолопоклонничества. Мы должны обоготворять не имя, но доброе решение. (Мысль «сбоку»: на войну в первую очередь должны идти старики...)
Но вот обоготворять каждого из нас эта мысль мне представляется нетривиальной. Только из первого, безусловного шага любви можно относиться к недостаткам каждого из нас терпимо (если недостаток нельзя объективно устранить) и благожелательно заботясь, чтобы от устранения недостатка в другом в первую очередь было бы не тебе хорошо, но самому другому (это не я придумал – христиане подсказали; но как это переворачивает педагогические принципы!).
В этом вопросе любовь и благожелательность способны творить чудеса. Но все-таки будет лучше, если каждый из нас сам будет инициатором поиска своих недостатков (кстати, при таком подходе наши недостатки будут проявлять себя уже как нечто внешнее по отношению к нашему Я, да и к сообществу в целом); кроме того, при творческом подходе дело это чрезвычайно увлекательное и даже... веселое.
Ну а теперь о вещах более суровых – о проблеме выживания, в первую очередь выживания элементарного. И о нашей гиперэкономике, или о делах самого разного плана. Хотелось бы верить, что на следующий съезд ассоциации мы приедем в первую очередь для того, чтобы набить себе «руку» (т.е. голову) в профессиональном овладении ТРИЗ в качестве инструмента экономического (разве что на часок-другой встретимся для душевного общения). Желательно к тому времени нам организоваться уже капитально...
Под экономикой в самом широком смысле я предлагаю подразумевать любую деятельность, подчиненную одному из трех критериев оптимизации: максимизация произведенной ценности при заданных ресурсах; минимизация затрат при заданном объеме произведенной ценности; какое-то сочетание первых двух критериев, некорректно называемый «максимумом дохода при минимуме затрат». Под экономикой в узком смысле я предлагаю понимать только производство зарплаты (в рыночной экономике). Под экономикой в полушироком смысле я предалагю понимать, помимо производства зарплаты, также и разумную, эффективную ее трату.
Занимаясь теорией и практикой эффективной экономики с 1968 года, я нашел для себя очень эффективную систему принципов, которой считаю необходимым поделиться с вами.
То, что экономика полезна, очевидно. Однако понимание полезности обычно является очень слабым стимулом к активной и эффективной работе. Но ведь для нас экономика не только полезна, она жизненно необходима, ибо явлется базой строительства нашего могущества. Будь, например, в распоряжении нашей секции сотня миллиардов (или хотя бы миллионов) долларов, наверное, наша жизнь и наше влияние на мир были бы иными... Таким образом, для нас экономика – фактор духовный. (Разве, например, приготовление гениальным художником высококачественных красок не есть элемент процесса духовного?..)
Но и духовность еще не самый сильный стимул к активности в работе. Желательно наделить работу свойством увлекательности. Первая такая возможность – интеллектуализация работы. При творческом подходе любая работа может быть интеллектуальной, требующей изобретательности и расчетов. Интеллектуализация труда делает его интересным и менее противным.
Более мощное средство для преодоления лени – эстетизация труда. Эстетика чувственно сильнее духовности. Поэтому чрезвычайно важно научиться видеть в экономике явление в высшей степени эстетическое. Разве не красиво произвести продукт с наивысшим качеством? Разве не красиво потратить весь материал почти без отходов? Разве не красиво произвести и продать что-то самым выгодным способом? (Замечу: этично покупать товар лишь по самой низкой цене в этом случае мы оказываем поддержку либо самому нуждающемуся, либо самому эффективному продавцу.) Разве не красиво и ценность создать, и окружающую среду сохранить? Разве не прекрасно добиться самой высокой нормы прибыли?!.
Кроме того, экономика – это и уникальное поприще для спорта. Вот где спорт полезен многократно: и свое еще не до конца подавленное честолюбие можно удовлетворить, и здровье укрепить, и заведомо награду получить!
А если еще работать в коллективе интересных людей!..
Вот какая сказочная вещь – экономика.
А теперь хотелось бы остановиться на некоторых конкретных экономических делах.
Самое крупное из них – продажа готовых изобретений, являющихся собственностью секции. Без первоначального капитала (о реальной возможности которого я писал в печати с момента раздачи ваучеров, и которую мы профукали) у нас остается лишь одна возможность вырваться из нищеты – хорошо продать хоть одно изобретение. Если мы навалимся миром, думаю, эта задача окажется нам по плечу. Навалиться миром значит, в первую очередь, выяснить наши деловые связи с внешним (относительно нас) миром. Эти «связи» нужно собрать, эти связи нужно искать. В общем случае нам нужно найти хоть одного миллионера, который жаждет стать миллиардером. Мы ему поможем (и, думаю, сможем) удовлетворить его тщеславие (не бесплатно, конечно). Нужно найти хоть одного миллионера, который нуждается хоть в каком-то изобретении (мы ему такое изобретение сделаем). Нужно связываться с представителями иностранных компаний – какие решения им нужны?.
Помимо этого, нужно составить список наших изобретений (без раскрытия секретов), чтобы его можно было рассылать. Пока суд да дело, высылайте ваши изобретения (в виде: «Ацетиленовая горелка с температурой пламени в 4000°С») пока мне, чтобы я мог их присоединить к моему списку.
Нам нужно создать ответственную «патентную» группу из 5-7 человек, которой можно было бы безбоязненно доверять секреты изобретений и которая давала бы оценку их реализуемости и экономической перспективности. Кто желает войти в эту группу?
Пожалуй, мы еще не скоро сможем стать юридическим лицом, но мы должны быть готовы к этому моменту, поэтому нужно без отсрочки создавать свои организационные структуры (хотя бы и под «крышей» ассоциации ТРИЗ). Нам нужен номинальный президент, имеющий «вес» для внешнего мира (этого требует наш политический интерес; «для внутреннего пользования» нам нужен не президент, а координатор). Кто среди нас пользуется самым большим авторитетом во внешнем мире? Есть ли среди нас доктора и кандидаты технических наук? Может, кто занимает «ответственный» пост... Думайте над всеми этими вопросами. И... время не ждет...
О прочих «мелочах». Хотелось бы хоть как-то обработать видео- и магнитозапись нашего «круглого стола». Но чтобы выяснить имена выступающих, мне нужны хоть какие-то ваши фотографии.
(Вообще-то говоря, хотелось бы иметь нормальные фотографии, чтобы поместить их на видном месте для отпугивания чувства одиночества и безысходности. Кто хотел бы обменяться фотографиями?)
Кто интересуется экономикой серьезно? Кто хотел бы глубоко и ясно понять экономические механизмы? У меня осталось несколько непереплетенных книг Б.Бруцкуса «Проблемы народного хозяйства при социалистическом строе».
...А вот возможность для очень выгодного «малого» бизнеса: торговля подержаной (но почти или новой) одеждой. На парижской барахолке на 1 доллар можно купить от 2 до 5 модных платьев и свитеров.
Итак, до следующей встречи.
ВИКТОР СОРОКИН
Париж, 29 июля 1993
|