Из всех возможностей, данных человеку, самой грандиозной является возможность осуществить ревизию своего знания-сознания. До этого момента он является почти однозначной функцией обстоятельств. Ревизия знания-сознания как бы рождает человека заново, но уже по его СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ! «Прощайте родители, школа, улица и государство. Отныне я принадлежу только себе!» Теперь я САМ выберу себе систему ценностей и каждый известный ранее факт оценю с ее позиции. Важно же мне теперь только одно: выполнить эту работу с минимальными погрешностями.
Как же осуществить процесс полной ревизии своего знания-сознания? Точно так же, как и осуществить любое другое строительство!
Прежде всего все свое знание я мысленно отодвигаю в сторону, освободив тем самым пространство в памяти для заново строящегося знания. Но что же тогда, за вычетом знания, остается в сознании? Остаются подсознательная логика и потребности на уровне чувств. Именно с этим человек приходит в мир! [Думаю, что подсознательная логика дана человеку от рождения.]
Подвергать ревизии лоику я не вижу пока никакого смысла. По моему прошлому опыту во всех бедах была виновата не логика, а плохая кибернетическая организация второй сигнальной системы и ложное содержание используемых понятий. А по этой причине ошибочными были и исходные аксиомы в различных областях знания, особенно в социологии.
Конечно, потребности человека, никогда не получавшего знания, и человека, уже получившего его, обычно резко различны. Обучение и жизнь в обществе деформируют инстинкты и разнообразят потребности. Иногда возникают потребности столь далеко оторванные от инстинктов, что представляются самостоятельной духовной силой. Например, потребность в истине, даже если последняя противоречит инстинктам. Или потребность в эстетике производства или процесса мышления. Потребности такого рода недоступны ни животным, ни примитивным людям. А так как знание является средством, то оно и формируется, приобретается в соответствии со спектром потребностей. Но, отбросив знание, потребности отбросить я не могу. Поэтому при ревизии знания я буду вынужден им подчиняться.
Итак, в ревизии своего знания в момент, когда я пишу эту фразу, участвуют потребности, сформулированные в виде принципов, изложенных выше. А именно: духовные, управленческие, этические и другие. И вот что удивительно: классификация различных обстоятельств, участвующих в полной ревизии знания-сознания совпадает с классификацией этих обстоятельств и при выполнении любых иных работ – как более низкого уровня абстракции, так и более высокого. Рассмотрим эту классификацию подробней.
Прежде всего, в любой работе есть субъект работы. В нашей работе (в ревизии знания-сознания) это дух (с него-то и начинается построение Z-мировоззрения). Главные требования к нашему духу таковы: он должен быть добрым и сильным, стремиться к могуществу. Этот дух вызывает активность наших мыслительных способностей для переорганизации нашего знания-сознания. Из этой функции нашего мыслительного аппарата становится очевидным и главное требование к мышлению на данном этапе работы: все подвергать сомнению. И это еще до того, как мы начнем анализировать внешний по отношению к сознанию мир и сам аппарат этого анализа. А пока мы только серьезно готовимся к этой работе.
Следующим этапом должно стать изготовление добротного инструмента (в нашем случае – познавательного аппарата) для работы с "сырьем" – внешнему по отношению к сознанию мира. Важнейшими реперами [указателями] познавательного аппарата являются явления, обозначаемые такими категориями, как вещь (а также свойство и отношение) и система. (Замечу, что формальную логику нам трогать незачем, ибо подсознательно она уже была введена – одновременно с введением в "игру" человеческого духа.)
После того, как мы "приобрели" (т.е. восстановили) в нашем сознании аналитический аппарат, можно приступить и к рассмотрению внешнего относительно сознания мира, который, согласно системному подходу, является в действительности целым и неделимым, и лишь наше сознание разбивает его (для своих прагматических, утилитарных целей) на невообразимо великое множество отдельных вещей. И первый, исходный вопрос в этой работе стоит так: какая же из всех вещей в мире является самой главной, самой важной? О какой же вещи мы печемся более всего, без которой все на свете лишено смысла?
Не буду мучить с ответом: это наше сознание (а еще точнее – наш дух). И если мы единодушно сойдемся на этом ответе, то дальнейшая работа пойдет единодушней.
Приступая к любому строительству, мы прежде всего обзаводимся качественным инструментом. При строительстве нового знания таким инструментом является язык. Поэтому общее представлене о языке, его элементах и структуре иметь просто необходимо. (Вообще-то говоря, язык представляет собой мертвую кибернетичекую систему; но стоит вложить в него дух или цель, и он начнет функционировать, как живое существо. Здесь интересна параллель между языком, человеком и кибернетикой...) Неаккуратный, безалаберный язык не позволяет адекватно изложить какое-либо точное (логичное, системное) знание. Поэтому базовые подсистемы языка – аксиомы (в том числе важные факты, законы), базовые понятия (категории) и правила логических выводов – желательно знать добротно.
Таким образом, язык есть управляющее знание, которое нужно лишь как инструмент для получения знания конкретного. Последнее также представляет собой развитую кибернетическую (опять же мертвую) систему, общее устройство которой также нужно знать. Конкретное знание интересно тем, что оно адекватно пространству всех известных вещей в мире. Количественное богатство языка называется тезаурусом. Следовательно, чем богаче тезаурус языка, тем более мощное знание о мире он описывает. Тезаурус есть множество полноценно оформленных мыслей. Мысль есть система понятий. Понятие обычно обозначается одним словом. Все слова составляют словарь языка.
Для того чтобы легко ориентироваться в несметном количестве мыслей, понятий и слов, нужно иметь представление о структуре множества всех вещей в мире как о самой большой СИСТЕМЕ. «Правильное» представление об этой системе означает первый уровень знания о мире, позволяющий по немногу знать обо всем.
А теперь в этом сверхзнании мы выделим первую его подсистему: список ВСЕХ возможных целей, которые когда-либо ставились людьми и которые... еще только могут быть поставлены (как? – вопрос отдельный). И вот, когда эта работа будет выполнена удовлетворительно, мы можем перезагрузить свой дух целями, ценностями и установками уже в полной независимости от всех и вся! Вот путь закономерного рождения внутренне свободной Личности.
Второй этап ревизии знания-сознания заключается в выделении базовых истин. Сделать это в один момент вряд ли возможно. Но постепенно, за год-два, эта работа выполнится сама собой. Просто отныне мы будем настоятельно требовать от себя получения ответа на вопрос относительно любого утверждения: «А действительно ли это утверждение истинно бесспорно?». Хорошо бы поиск базовых истин начать в двенадцать-четырнадцать лет, еще в школе. При этом не стоит спорить с учителями, особенно не готовыми к спору. Но для самого себя КАЖДОМУ новому утверждению следует давать оценку степени достоверности. Бесспорные истины (например, Земля вращается вокруг Солнца) складывать в свою копилку, а сомнительные (например, скорость света не может быть больше 300 000 км в секунду) отправлять на склад истин условных. Условные истины, считаемые таковыми государственными институтами знания, мы должны знать (хотя бы для экзамена), но говорить о своих сомнениях с каждым встречным-поперечным вовсе не обязательно.
Ревизия знания-сознания этими двумя этапами, собственно, и ограничивается, не считая одной «мелочи»: параллельно с этой ревизией отнюдь будет не лишним потихоньку изучать Z-концепцию и стараться ее развивать, ничего не беря на веру из написанного в этой книге. Ну а теперь – в добрый путь!
|