Дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) была введена в российскую среднюю школу относительно недавно (в 1991 году). БОльшая часть в ней отведена идеологическому патриотическому воспитанию. В результате к действительно важному знанию – о безопасности жизнедеятельности – у школьников вызывается устойчивое отторжение. При принудительном обучении (а иное в российской школе просто не мыслится), например, наркомания воспринимается многими подростками как благо, поскольку против нее борятся «недобрые» люди. (По этой причине многие художественные произведения из обязательной школьной программы я так и не прочитал...)
А ведь безопасность жизнедеятельности – не просто увлекательнейшая область знания (в руках правильного педагога), но и архиважная. Оглядываясь назад и по сторонам, я вижу, что редко кто из людей ушел из жизни от старости – большинство уходит по ошибке, которую можно было избежать. И потому к безопасности жизнедеятельности нужно относиться серьезно.
Помимо идеологичности существующих курсов ОБЖ, их главный недостаток состоит в том, что они в принципе бессистемны, причиной чего является отсутствие полносистемного взгляда на человека: из приблизительно десяти субстанций человека курс ОБЖ озабочен охраной лишь трех! Это означает, что у авторов учебников (и, следовательно, в самом обществе) идея о необходимости защиты таких субстанций человека, как памяти, сознания, нравственности, логического аппарата, управленческого интеллекта, духа и семьи даже не возникает!
Однако принцип надежной безопасности должен сопровождать любую человеческую деятельность: производственную, физиологическую, развлекательную, нравственную, эстетическую, логическую, научную, общественную и т.д. Причем принцип этот следует прививать детям до восьми-десяти лет, а лучше в пятилетнем возрасте, когда возможности познания у человека практически безграничны.
Полный и добротный перечень субстанций человека позволяет легко классифицировать и свести в стройную логическую систему по существу все опасности, какие только могут встретиться на жизненном пути человека. Причем весь курс ОБЖ можно уместить на тридцати страницах (для думающего человека этого достаточно, а для не думающего и энциклопедии будет недостаточно...).
Вопрос о безопасности должен ставиться как к каждому элементу работы (деятельности), так и к каждому элементу продукта, не говоря уже о работе и продукте в целом. Из этого требования обнозначно вытекает и необходимость системного знания, примером которого является данная книга. И опять в который раз круг замкнулся: только полносистемное знание дает человеку надежду на достойную и максимальную самореализацию. Так, человек, посвятивший свою жизнь науке (искусству, животным...), не человек, а урод, причем практически во всех отношениях.
Толковое обучение маленьких детей знаниям по технике безопасности (как, впрочем, и любым иным знаиям) можно облечь в форму азартнейшей спортивной игры. Но пока мне ничего не известно о школе, где такое обучение было бы внедрено в жизнь.
|