Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | ГлавнаяМой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Официальные авторы "Мечты" » Виктор Сорокин. Z-мир

Z-мир. 91. Властолюбие и тщеславие

Власть есть одностороннее воздействие на субъективность других людей (т.е. бескомпромиссное распоряжение их поведением). С точки зрения и логики, и нравственности, потребность во власти (т.е. властолюбие как самоцель, а не как в средство) представляется мне дикой. Однако трудно найти в мире человека, который никаким образом не пользуется представившейся ему возможностью повернуть поведение других людей в нужную ему сторону. Но если мы раскроем содержание понятия «властолюбие» в полном объеме, со всеми его разновидностями, то в него, помимо желания экономического превосходства, попадут и такие явления, как жажда славы и авторитета. Их сущность одна: желание встать НАД окружающими, что эквивалентно унижению их субъективности, человеческого достоинства.

Однако способы достижения этой цели (ощущать себя значимей других) при властолюбии и тщеславии в целом противоположны. В первом случае человеку нужно осуществлять принуждение над другими людьми, во втором – лишь над самим собой. Понятно, что к властолюбцу каждый принуждаемый им человек относится отрицательно – как к насильнику, а к тщеславному человеку либо равнодушно, либо с иронической усмешкой. Тем не менее, тщеславие является мощным стимулом к саморазвитию личности, хотя со стороны поди разберись, каким мотивом руководствуется человек при самосовершенствовании: чувством тщеславия или духовным принципом.

Интересно, что большинство людей рождается без инстинкта властолюбия: если ребенок отнимает игрушку у другого ребенка, то это вовсе не из желания показать свою силу (столь далеко он не смотрит). Просто он хочет ее иметь. Со временем, правда, в детском коллективе проявляется ребенок с неожиданной наклонностью: он хочет, чтобы у других детей НИЧЕГО не было! (О, этот ребенок станет великим властителем!..)

Вообще-то в любом обществе чувство властолюбия расценивается как отрицательное, но... лишь в самых примитивных, физических проявлениях: заставить другого что-либо сделать. Все остальные формы властолюбия с познавательной точки зрения остаются тайнами за семью печатями. Однако они стоят того, чтобы обнажить их сущность. Но для начала ответим на вопрос: может ли какое-либо поведение человека в обществе не сопровождаться желанием встать НАД?

...Во время путешествия И.Урганта и В.Познера по Франции они взяли интервью у владельца небольшого, но дорогостоящего виноградника. На вопрос Урганта «А что вы будете делать, если конкуренты каким-либо способом уничтожат ваш виноградник?», хозяин в недоумении воскликнул: «Да такое и в голову никому не может прийти!». А россиянам, оказывается, может: в России удовлетворение властолюбия не знает никакого ограничения в средствах. Однако в этой истории меня интересует другое: стремится ли французский виноградарь быть ЛУЧШЕ других из чувства тщеславия или он всего лишь сосредоточен на том, чтобы очень ХОРОШО сделать свое дело? В том интервью я не заметил в словах француза ни малейшего признака соревновательности, зато он не мог остановиться в своем восхищении историей и блестящей организацией своего бизнеса!

Таким образом, оказывается, что человек все-таки может заменить свою потребность встать НАД потребностью в бессоревновательном СОВЕРШЕНСТВЕ. И с позиции уважения прав других людей стремление выделиться (встать НАД) в глазах развитого народа выглядит смешным и глупым. В диких же народах удовлетворение своего тщеславия обычно не имеет никаких нравственных ограничений. И в этом отношении Россия, похоже, занимает ведущее место на планете: проткнуть вилами соседскую корову, сжечь магазин конкурента, подложить кнопку на стул учителю, отколотить того, кто поменьше и послабее, плеснуть в лицо серной кислотой и т.п. – это явления обычные.

Очевидно, тщеславие и властолюбие с неизбежностью ведут к потере истинных друзей. В случае удачной карьеры место последних занимают холопы и лакеи, заигрывающие не с человеком, а с занимаемым им положением в обществе. С учетом этого власть опас¬на даже для самого властителя, ибо она (в том числе и в виде попытки стать единоличным хозяином в семье) делает человека поистине одиноким.

Тем не менее в детском возрасте тщеславие играет весьма положительную роль в творческо-трудовом развитии ребенка. Многие дети осваивают ремесла, науки и искусства именно из-за желания "быть первым"! Поэтому бороться с детским тщеславием следует лишь в тех случаях, когда формы его реализации противоречат правам окружающих людей. Но уже с 13-14 лет подростку нужно показывать безнравственность вообще любого тщеславия (не говоря о властолюбии).

Лично мне исключительно повезло пожить среди абсолютно не тщеславных людей. Таковыми были практически все мои родственники. Никто из них никому не завидовал, никто из них не хотел жить лучше других. Они просто стремились жить лучше, чем сейчас, и удовлетворялись тем, что имели. Впрочем, некоторую установку на тщеславие задавал отчим. Он с восхищением рассказывал о Ломоносове и Московском университете, любил выигрывать в шашки, шахматы, лото и явно нервничал в случае проигрыша. Да и к моему воспитанию он относился как к дрессировке собаки, для чего он сохранял две нагайки еще с довоенных времен. Однако свою власть он проявлял не ради властолюбия, а исключительно ради любви к «порядку» (в его понимании). Впрочем, по той же причине я получил ложкой по лбу и от деда – чтобы чтил веками традиционный порядок за столом.

Классическая ситуация, когда тщеславие и властолюбие раскрываются в человеке полностью, – это руководящая должность, без которой не может обойтись никакое общество. Редко кто из властителей не пользуется своей властью в корыстных интересах или чтобы поиздеваться над подчиненными. Поэтому, если вы хотите узнать о человеке его самые сокровенные психологические черты, дайте ему в руки власть – хотя бы на неделю, хотя бы вахтера! (В советское время в средних школах в каждом классе существовало великое множество властных «должностей»: староста, комсорг, разнообразные контролеры... И было интересно наблюдать, как твои ровесники из равных тебе в иерархическую «надстройку»...)

К сожалению, подавляющее большинство людей под управлением понимает проявление своеволия, не имеющее с управлением ничего общего – ни по целям, ни в принципе по методам. За всю жизнь мне не довелось встретить ни одного не властолюбивого, но в то же время толкового управленца. Модель такого управленца и принципы надежного контроля за общественной властью мы рассмотрим ниже.

Категория: Виктор Сорокин. Z-мир | Добавил: victorsorokin (13.06.2015) | Автор: Виктор Сорокин E
Просмотров: 384 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0

avatar

Меню сайта

Журнал "Вісник Мрії" є періодичним виданням ГО «Дитячо-юнацька екологічна громадська організація «Республіка Мрія», яка з 10 листопада 2013 року як асоційований член увійшла в мережу Всеукраїнської екологічної громадської організації «МАМА-86».  Про ВЕГО "МАМА-86"

Форма входа

Поиск

Новые комментарии

Виктор Иванович, постоянно отслеживаю Ваши новые публикации на сайте прозы. Ничего нельзя упустить. ...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Flag Counter

%