Я рассмотрю управление материальным производством лишь в самом обобщенном случае.
Так как в основе любого управления лежит целевая функция, то с нее и начнем. Цель производства дуалистична: ее лицевая сторона – это производство максимальной ценности (что, вообще говоря, верно и для нематериального производства), оборотная же сторона – это условии минимальности отходов (которые, вообще говоря, всегда есть, притом немалые и при нематериальном производстве). В отличие от информационного (нематериального), производство материального продукта описывается количественными характеристиками – штуками, метрами, килограммами и т.п. И вот в этом месте сознание малообразованного человека попадает в капкан катастрофического упрощения, из-за которого почти у всех людей складывается впечатление, что целью деятельности предпринимателя, производящего материальный продукт, является максимальный объем производства. Это верно лишь в первом приближении для самого примитивного типа хозяйственной деятельности, в котором отсутствует свободное время и люди озабочены лишь задачей физического выживания. В действительности же значительная часть общества располагает и свободным временем, и свободными конечными ресурсами. Это значит, что общество (и большинство людей – по крайней мере, в сегодняшнем мире) всегда производит продуктов БОЛЬШЕ минимальной потребности. Это значит, что отношение человека к единице продукта существенно меняется от степени превышения количества продукта над потребностью: чем больше превышение, тем меньше ценность единицы продукта. Это явление было открыто экономистами австрийской школы в середине 19 века. Однако Маркс, как известно, категорически отверг этот достоверный факт, а вместе с ним и всю теорию субъективной ценности и создал своего монстра – «Капитал», в котором люди не имеют души и не знают, что такое ценность, а якобы стремятся к максимальному потреблению «метров», «тонн», «штук». Тот факт, что 99% людей без малейшей степени сомнения поверили в марксову антинаучную профанацию, свидетельствует о загадочном феномене порочности человеческого сознания как логической системы. И лишь единицы мыслителей способны понять, что такое ценность. [Любопытно, что свой антинаучный тезис Маркс сформулировал на 7-й странице «Капитала» (привожу смысл): цена на товар определяется ТОЛЬКО затратами труда и, следовательно, не зависит ни от спроса и предложения, ни от погоды, ни от социально-общественных событий (!). По-видимому, при наличии домработницы Маркс никогда не был на рынке... Впрочем, и большинство сегодняшних экономистов все еще придерживаются трудовой теории ценности.] Итак, целью материального производства является производство максимальной ценности или товара с максимальной ценой (а не максимального количества в натуре). Отсюда и первый вывод: для успешного бизнеса в виде материального производства необходимо прежде всего знать систему ценностей – и свою собственную, и общества. Если, к примеру, производитель кафельной плитки не будет знать систему эстетических ценностей общества, то он скорее всего не угадает нужный обществу рисунок плитки и... прогорит. И вот, только после того, как ценности (с учетом рынка) выявлены правильно, дело будет стоять уже за максимальным производством продукта. Следует отметить, что и в этом вопросе бОльшая часть общества находится в дремучем невежестве: люди не знают, что производительность труда (следовательно, и доход) может быть увеличена не на 5-10%, а в десятки, сотни и даже тысячи раз! Сравните, например, производительность труда ручной и машинной вязки кружев. Или вот еще: четверть века назад были изобретены десятки способов производства энергии в десятки раз более дешевой, но по сей день общество, к сожалению, не проявляет к ним ни малейшего интереса. Таким образом, самым мощным фактором увеличения производительности труда (и объема производства) является изобретение высокопроизводительных технологий (это с помощью ТРИЗ под силу практически каждому). Помимо идеальных технологий, важное значение для эффективной работы предприятия наиважнейшее значение имеет правильная организация производства. Однако любое производство сопровождается и негативными явлениями (не считая логически необходимых производственных затрат), которые должны быть минимизированы. Все негативные явления разбиваются на несколько групп, являющихся предметом управления соответствующих сфер: 1) снижение производственных отходов, 2) техника безопасности и 3) сохранение окружающей среды. В идеале, производственных отходов быть не должно, как это было, например, в немеханизированном сельском хозяйстве, где практически все отходы шли в дело. В рыночной экономике затраты на технику безопасности и охрану экологии считаются производственными ресурсами и калькулируются в стоимости продукта. А вот в наихудшем положении находится экологическая безопасность, поскольку природа считается как бы «ничьей». На этом основании с нею позволительно не считаться. И только в обществе ответственных людей природа охраняется на деле. Если исходить из равноценности человека и природы, то не менее половины КАЖДОГО природного ресурса должно на века остаться неприкасаемым. Наконец, в глобальном плане важно понимать, что материальное производство является средством, а не самоцелью. Только такой подход позволяет вовремя заметить, что производство того или иного продукта является уже ненужным, а возможно и вредным. Для разумно организованного общества справедливо утверждение: человек определяет экономику больше, чем экономика определяет человека (его сознание).
|