Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | ГлавнаяМой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Официальные авторы "Мечты" » Виктор Сорокин. Z-мир

Z-мир. 77. Управление бытовой экономикой (1)

По объему информации экономическая наука занимает среди других наук едва ли не первое место, однако периферийные области этой науки (экономика домашнего хозяйства и макроэкономика цивилизации в целом) находятся еще в зачаточном состоянии. Будучи экономистом и занимаясь в свое время этими двумя темами почти полвека, я за все это время не нашел ни одного заинтересованного собеседника. Я не знаю, изучал ли кто-либо эти темы и насколько глубоко, а потому проанализирую их с чистого листа (я вовсе не претендую на лавры первооткрывателя: моя задача – осмыслить явление.)

Самым основополагающим законом материального бытия человека является постулат «ЗА ВСЕ НАДО ПЛАТИТЬ!». Я не знаю, существуют ли где-либо (разве что в Японии) воспитательные системы, в обязательном порядке внушающие ученикам этот основополагающий постулат или, так сказать, «Первую заповедь». В России эта заповедь когда-то пользовалась беспрекословным авторитетом в единоличных крестьянских хозяйствах, которые могли успешно развиваться только при неукоснительном следовании ей.

В городах же большевистские идеологи в свое время внушали людям, что их материальное (а следовательно и всякое иное) благополучие зависит только от их преданности власти. А когда в начале 1990-х преданность перестала быть достаточной составляющей для достижения благополучия, в обществе произошел коллапс: материальных благ хотели все, но мало кто понимал, что сначала их нужно произвести (хотя и этого еще недостаточно).

Я не помню, чтобы нам в школе говорили о Первой заповеди, и нас не учили, как зарабатывать хорошие деньги честно. И не удивительно, что многие юноши видели (а теперь видят повально) простейший способ решения этой задачи в противозаконных действиях...

Помню шок, который я испытал от первой своей шабашки: на разгрузке цемента за один вечер можно было заработать гораздо больше квалифицированного инженера! Этот факт убедительно свидетельствует о том, что из школы мы выходили с НУЛЕВЫМИ знаниями по семейной экономике!

Я здесь не буду рассматривать вопросы макроэкономики; отмечу лишь один любопытный факт: законы управления бытовой микроэкономикой и национальной макроэкономикой по существу тождественны! (Почему – будет показано позднее.) А поскольку наука об управлении бытовой микроэкономикой и высшими уровнями макроэкономики в настоящее время еще фактически отсутствует, то вполне объясним феномен, что лучшим руководителем любого государства является успешный фермер.

(И даже российский крестьянин-единоличник знает такие секреты экономического успеха, о которых не профессионалы в управлении имеют весьма смутное теоретическое представление…)

Относительно главного закона бытия следует добавить, что он распространяется практически на все сферы человеческой деятельности, поскольку соизмерение затрат и ценности результата происходит практически в любой деятельности. Любопытно, что в сегодняшней России существует даже антизакон бытия: дети до 14 лет не отвечают НИ ЗА ЧТО и ни перед кем! Это уже смахивает на закон дикого первобытного общества: кто сильнее, тот и прав…

Однако общество, в котором первую заповедь соблюдают приблизительно 99% населения, является экономически развивающимся государством. А если более 1% населения ее не соблюдают, то общество с трудом работает на самовоспроизводство, ибо прибыль уходит в основном в карманы разного рода экономических преступников.

В либерально-демократических обществах (они же и экономически развитые) родители учат своих детей труду и зарабатыванию денег по меньшей мере с подросткового возраста. России же с трудовым воспитанием не повезло. У городских жителей не было и нет особой нужды приучать своих детей к труду – для простого физического выживания зарплаты родителей вполне хватает.

Иное отношение к труду в деревне. Вот как мать одного нашего знакомого, жившая в селе, приучала к труду своего сына в начале 1950-х: «Вот, Саша, тебе 200 рублей на распилку и колку дров. Хочешь – найми кого-нибудь, а хочешь – сам пили-коли…» И Саша быстро усвоил, что за распилку машины дров нужно заплатить каким-то количеством своего труда. Разумеется, существуют и другие способы научить ребенка азам ведения домашнего хозяйства.

ИА вот когда человек усвоит главный закон бытия, он может спокойно перейти к рассмотрению эффективного управления собственно экономической деятельности.

Главный хозяйственный принцип, или принцип эффективности, состоит в соизмерении затрат и ценности результата. Казалось бы, этот принцип знаком каждому. Однако, глядя на окружающих, я диву даюсь безграмотности и беспечности некоторых людей в этом вопросе. Так, некоторые люди уверены, что из двух одинаковых товаров качественнее тот, у которого цена выше. Однако российское телевидение пестрит сообщениями о подделке именно дорогих товаров…

Интересно, что главный хозяйственный принцип, как и главный принцип бытия, распространяется на все сферы человеческой деятельности (исключая разве что сферу нравственности). Экономичными должны быть и обучение, и производство, и обмен, и в значительной мере потребление. (И при этом, согласно принципу универсальности, сама экономность должна быть и эстетичной, и нравственной и т.д.)

На самом деле, принцип эффективности – это единство двух принципов: максимизации производства при данных ресурсах и минимизация затрат при заданном уровне производства. В дальнейшем именно эти два принципа можно считать основополагающими в экономической деятельности.

И если посмотреть на эти принципы без предварительной предвзятости, то мы получаем первый неожиданный вывод: оказывается, работать нужно там, где больше платят – при этом нужно учитывать, что доход (как и убыток) бывает не только материальным, но и моральным. Так, в свое время я согласился на должность с чрезвычайно низкой зарплатой, но зато с исключительно интересной работой. И я нисколько не завидовал тем, кто зарабатывал в тысячи раз больше меня, но не имел возможности удовлетворять интересы (возможно, просто из-за их отсутствия), которые я считаю наиважнейшими. (Здесь следует заметить, что экономика духовного общества развивается по совершенно иным законам, нежели хорошо известная экономика психофизиологического общества.)

Вторая составляющая принципа эффективности представляет собой стремление к минимизации затрат: из множества способов реализации одной и той же цели следует выбрать тот, который требует наименьших затрат. Основной ресурс, который тратят люди в домашнем (не натуральном) хозяйстве, есть деньги, в меньшей степени – сырье для домашних работ или художественных поделок. В вопросе экономии ресурсов россияне занимают, как правило, одну из двух крайних позиций – либо расточительность, либо жадность.


Социалистическая система сделала большинство людей расточительными. О рачительном отношении к общественным ценностям говорить не приходится: их тратили так, как будто они были безграничными. Достаточно упомянуть хотя бы безумный расход питьевой воды или отношение к местам общего пользования (природе, газонам, общественным туалетам и т.п.). Но что удивительно, и к своим собственным ресурсам отношение было не лучше. Предполагаю, что процентов 10-15 горожан спускали свою зарплату за два-три дня, в крайнем случае – с трудом растягивая ее на неделю, а потом клянча у знакомых денег взаймы – «до получки»…

Не лучшим образом экономились и бытовые средства. Так, для текущего мытья посуды достаточно двух-трех капель жидкого мыла, однако некоторые хозяйки тратят на эту работу полстакана моющего средства! Найти дельное руководство по экономному быту сегодня не сложно, скажу лишь, что в меру экономная трата ресурсов эквивалентна удвоению зарплаты, а талантливая может увеличить «доход» и раз в десять…

В советское время экономная жизнь большинством россиян расценивалась и осуждалась как «жадность». Уважением пользовались люди «щедрые», сорящие деньгами, оставляющие после себя шлейф мусора. Но с появлением рыночной экономики и крушением элементарных нравственных норм шустрые дельцы быстро отучили людей от «щедрости», а общественная собственность де-факто перешла к разного рода мошенникам (вряд ли где-либо еще в мире значительная часть населения занялась массовым мародерством, с остервенением превращая годные общественные ценности в металлолом…).

Впрочем, самая большая экономия ресурсов кроется в «переоценке ценностей» – в пересмотре потребностей и установок. Приведу лишь один пример. У жителей западных стран существенной статьей экономии является «секонд хэндс» («вторые руки») – комиссионные магазины и «блошиные» рынки. Удачные покупки вызывают уважение, а то и зависть знакомых.

Однако у большинства россиян отношение к комиссионным вещам прямо противоположное. В начале 1990-х на Западе началась большая компания по сбору помощи нуждающимся россиянам. Понятно, западные люди делились своим гардеробом. Однако жители крупных российских городов носить вещи с чужого плеча, как правило, считали для себя унизительным. Это для французов одежда – часть мира материального, а для россиянина – это сфера бытия духовного: через одежду россиянин пытается доказать всему миру, что он САМЫЙ-САМЫЙ!

(Окончание следует.)

Категория: Виктор Сорокин. Z-мир | Добавил: victorsorokin (09.09.2013) | Автор: Виктор Сорокин E
Просмотров: 344 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0

avatar

Меню сайта

Журнал "Вісник Мрії" є періодичним виданням ГО «Дитячо-юнацька екологічна громадська організація «Республіка Мрія», яка з 10 листопада 2013 року як асоційований член увійшла в мережу Всеукраїнської екологічної громадської організації «МАМА-86».  Про ВЕГО "МАМА-86"

Форма входа

Поиск

Новые комментарии

Виктор Иванович, постоянно отслеживаю Ваши новые публикации на сайте прозы. Ничего нельзя упустить. ...

Спасибо автору! Удивительно затрагивающий за самые живые струны человеческой души рассказ. И главный...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Flag Counter

%