Большинству людей не приходит в голову мысль, что свою психику можно в широких пределах менять по своему желанию. Возможность такого изменения определяется тем, что по отношению нашего Я психика является внешней. До тех пор, пока человек не осознАет независимости Я от психики, он остается рабом психики, всецело подчиняя ей свое поведение. Вместо того, чтобы участвовать в захватывающем творческом процессе реализации свободно поставленных целей, такой человек поглощен защитой и оправданием далеких от совершенства свойств своей психики – плохой памяти, несобранности, рассеянности, трусливости и так далее в таком роде.
Однако некоторые люди осознают, что какие-то свойства их психики отравляют жизнь окружающим и мешают нормальным отношениям с ними. И многие из этих недостатков психики можно устранить.
Совершенствование своей психики (как и любой иной субстанции) начинается с создания идеала. Представление о положительных психических качествах, в принципе, можно получить еще в детстве из разговоров родителей. Хоть я и не любил отчима, но, тем не менее, в подростковом возрасте прислушивался к его советам по совершенствованию своей психики, при этом задаваясь вопросом: а достойны ли его советы воплощению? Впрочем, со временем я нашел и других советчиков – книги. Не случайно поэтому, что первой книгой, купленной мною без давления извне, была книга для родителей по воспитанию детей. Так я занялся самовоспитанием в свои тринадцать лет…
Следует добавить, что существует и еще один замечательный способ искать положительные характеристики психики: наблюдение за поведением других людей. И если человека интересуют идеальные психические характеристики, то довольно быстро он сможет составить их перечень. И задача совершенствования своей психики предельно проста: нужно вести себя так, как и нравящиеся тебе люди, то есть совершать поступки ТАК, КАК и они.
В процессе совершенствования своей психики человек до поры до времени вынужден быть актером – без этого преодолеть свои привычки, увы, не удастся. (Кстати, многие актеры признаются, что после продолжительной игры роли положительного героя они усваивают привычки последнего!) Так что, если человек оправдывает свою вспыльчивость, несобранность, неряшливость, неспособность к самообладанию, трусость и т.д., это всего лишь отговорка ленивого и самовлюбленного человека.
Практически все люди единодушны в оценке того, какие психологические черты являются негативными в других людях. Поэтому, при желании, не составляет непосильного труда устранить эти черты в своем поведении.
Пожалуй, самой отрицательной чертой психики (с точки зрения окружающих) является агрессивность, лежащая в основе большинства прочих негативных черт. В масштабе микрообщества с устоявшимися отношениями степень его агрессивности стремится к крайности: к минимуму или к максимуму, определяя тем самым и два типа обществ – миролюбивые и агрессивные. Миролюбие и агрессивность общества, как и любая иная психосоциальная характеристика, в значительной степени воспроизводится от поколения к поколению. В агрессивном обществе агрессивность является нормой, а миролюбивое поведение в основном осуждается. И наоборот, в миролюбивом обществе нарушением общего правила считается агрессивность.
В свою очередь, у самой агрессивности есть свои первопричины: эгоцентризм, который снимает с человека все нравственные самоограничения; агрессивность – как психическое заболевание (все и вся должны быть уничтожены) и черная зависть – не позволить другим быть в чем-то успешнее себя.
Люди крайне редко ошибаются в оценке негативности той или иной психической характеристики в других людях, но при этом сплошь и рядом такую же черту своей психики отрицательной не считают. Объясняется это тем, что люди, как я уже говорил, в большинстве случаев не способны видеть себя со стороны, «чужими глазами», и при этом все свои психические характеристики априори считают идеальными, не подлежащими никакой критике. Последнее обстоятельство приводит к тому, что другие люди, в силу «правил приличного тона», свои оценки отрицательных психических качеств человека от него скрывают. И, этот человек, по наивности полагает, что общество не видит в его поведении ничего предосудительного.
Такое положение может длиться значительное время, пока однажды у кого-нибудь из окружающих терпение не лопается и бедняге не достается «по полной программе» – за все грехи! Поэтому мудрый человек ищет для своей психики неиспорченное лестью зеркало – друга, способного без утайки высказать в лицо оценки всех своих качеств. Случается такое исключительно редко, поскольку от обоих требуется немало мужества: от друга – смелости высказать, от человека – смелости выслушать. Правда, я таких случаев не знаю. Я даже не знаю ни одного случая, когда человек просил бы кого-нибудь дать оценку его, человека, качествам… (И опять парадокс: люди больше знают о других, нежели о самих себе!) Однако пора перечислить (приблизительно от наиболее худшего к наименее худшему) психические свойства, которые в других людях с большой вероятностью нас не устраивают. 1. Агрессивность. 2. Постоянная ворчливость с нравоучением. 3. Безответственность. 4. Равнодушие. 5. Нетерпимость к иному мнению. 6. Нетерпимость к нечаянным огрехам. 7. Поспешность в моральных оценках. 8. Навязчивость. 9. Нерасторопность, несобранность. 10. Нытье. 11. Болтливость.
Так вот, все эти недостатки, замеченные в себе, устранимы – было бы желание. И за это воздастся сторицей: люди без этих недостатков являются привлекательными во всех отношениях – и как работники, и как друзья, и как супруги.
|