Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | ГлавнаяМой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Официальные авторы "Мечты" » Виктор Сорокин. Z-мир

Z-мир. 74. Внутренняя свобода

Z-мир. 74. Внутренняя свобода

По своему изначальному происхождению все ограничения, которые могут быть наложены на поведение человека, делятся на два класса: внешние и внутренние. Первопричина внешних ограничений лежит вне инстинктов, целей и установок самого человека; первопричина же внутренних ограничений лежит в самих инстинктах, целях и установках (в частности, в принципах) человека. Соответственно этому делению ограничений на два класса отсутствие внешних ограничений я называю внешней свободой, а отсутствие внутренних ограничений – внутренней свободой.
Достоинство этого определения двух классов свободы человека состоит в том, что оно позволяет описать (через ограничения) и классифицировать ВСЕ конкретные виды как внешней, так и внутренней свободы, что является чрезвычайно важным для описания различных видов насилия и методики их констатации (идентификации). Мистические определения свободы порождают волюнтаризм при определении насилия, что нередко ведет к неразрешимым противоречиям в уголовном праве, в результате чего виновные остаются безнаказанными, и невиновные попадают в тюрьму.
Категория свободы в философии – одна из самых туманных, между тем, она ведь касается каждого человека. И если саму свободу люди хоть и по-разному, но как-то себе представляют, то различие между двумя видами свободы – внешней и внутренней – для большинства людей выходит за пределы понимания. Попытаемся, однако, разобраться в этих двух свободах.
В самом простом объяснении внешняя свобода – это отсутствие внешних давлений и ограничений. Вот, например, пока никто камень у дороги не трогает, он абсолютно свободен: что хочет, то и делает. Одно только не устраивает нас в понимании свободы камня – ему никакая свобода не нужна. Из этого напрашивается мысль, что свобода имеет отношение лишь к вещам одушевленным, а точнее – к целеустремленным, кому свобода нужна для осуществления своих целей.
Итак, первопричиной ограничения внутренней свободы, в отличие от внешней, являются не внешние субъекты и объекты, а сам субъект, точнее – его инстинкты, цели и установки. Так, человек, имеющий установку «Не укради!», не свободен от этой установки и не может позволить себе украсть даже при отсутствии свидетелей, в то время как человек без подобной установки при отсутствии угрозы наказания непременно возьмет чужое.
Этот пример наводит на мысль, что внутренняя несвобода во всех случаях есть явление негативное, вредное для человека. Однако этот вывод поспешен, ибо мы рассмотрели подчинение человека установке «Не укради!» в отрыве от ситуации в целом.
Во-первых, вор мог не заметить присутствия свидетелей либо недооценить на что способны правоохранительные органы и, в конечном итоге, понести заслуженное наказание, существенно ухудшив тем самым свое положение по сравнению с честным человеком.
Во-вторых, даже если вор наказания избежит, то сам факт воровства существенно (на порядок!) понижает жизненный уровень общества, а ведь без воровства людям живется несравненно комфортнее, нежели в воровском обществе, ибо в обществе без воровства не приходится тратить огромные средства на охрану своей собственности: в таком обществе заборы, запоры, охранная сигнализация, противоугонные средства и т.п. становятся нелепыми ненужностями…
В-третьих, происхождение установок бывает двух видов: навязанных внешней средой и принятых к исполнению (взятых на «вооружение») по собственной инициативе. Первые установки мало чем отличаются от внешнего принуждения – не ворую, потому что боюсь наказания. Свободно же выбранные установки управляют поведением человека принципиально иначе, например, так: не ворую, потому что это унизило бы мое чувство собственного достоинства. Возможны и другие мотивации инициативного отказа от воровства.

Получается, что при инициативном выборе установок человек выражает свою независимость от всех и вся, проявляя тем самым внутреннюю свободу. И инициативный выбор кардинально отличается от проявления предпочтения. При предпочтении – например, между супом и компотом – человек осознанно или неосознанно наделяет вещи количественными оценками (неважно, в какой системе измерения): например, суп – четыре балла, компот – пять баллов, и однозначно (без выбора!) забирает себе вещь с большей оценкой. При выборе же количественные оценки не вычисляются. Так, в альтернативах украсть или не украсть, казнить или помиловать и т.д. выбор есть, а количественных оценок нет.
Напрашивается мысль, что под ВНУТРЕННЕЙ СВОБОДОЙ человека нужно понимать именно ИНИЦИАТИВНЫЙ ВЫБОР УСТАНОВОК (не порожденных никаким внешним принуждением) с последующим подчинением им своего поведения. При таком взгляде на внутреннюю свободу кардинально меняется и понимание внутренне свободного человека. Действительно, вор, никогда не утруждавший себя принятием установки «Не укради!», в принципе не может быть внутренне свободным человеком; напротив, он обречен проявлять себя как безвольный РАБ своих биологических инстинктов.
А вот внутренне свободный человек стоит НАД своими инстинктами: он ВОЛЕН им как подчиниться (если это не противоречит другим его ценностям), так и не подчиниться (если это противоречит его ценностям и установкам). История знает немало случаев, когда человек не изменяет своим принципам ни под какими пытками – даже под угрозой убийства.
Особый случай внутренней свободы – это свобода от общества. Марксисткая догма гласит: «Невозможно жить в обществе и быть от него свободным!». Под несвободой от общества марксисты понимают, возможно, объективную несвободу. Действительно, если человек мне чем-то мешает, я не имею права его убить и вынужден считаться с его существованием.
Полагаю, однако, что основоположники марксизма отказывают гражданам тоталитарного общества не только в праве на внешнюю свободу, но и на свободу внутреннюю. Оно и понятно: внутренне свободным человеком невозможно манипулировать, ибо внутренне свободный человек САМ создает себе систему ценностей. И, наоборот: внутренняя несвобода есть необходимое условие свободы внешней!
Вот почему во всех государствах с авторитарным управлением самыми опасными врагами государства (согласно государственной пропаганде, так же и общества) объявляются внутренне свободные люди – люди, имеющие собственное мнение, а не зомбированные государством. (И это поистине поразительный факт: по существу ВСЯ позитивная культура в России – наука, искусство, литература, педагогика – создана так называемыми «ВРАГАМИ НАРОДА»! Однако власть и по сей день не брезгует никакими средствами для уничтожения независимых – не зависимых от власти – мыслей и идей…
Однако вернемся к внутренней свободе человека ОТ общества.
Да, до поры до времени человек усваивает ценности и установки, привносимые в его сознание родителями, школой, улицей, государством. Но случается (и это удивительно, что случается!), что у кого-то, когда-то, как-то сознание пронзается мыслью: я буду жить по СВОИМ правилам – чего бы мне это не стоило! И… в один миг человек отваливается от толпы, от «осознанной и неосознанной» необходимости! Происходит невероятное: человек становится РАВНЫМ всему обществу! Отныне он ни на кого не смотрит снизу вверх, как собачонка на хозяина, как недостойный на божество. Отныне он человек, равный только самому себе!
Конечно, одной удивительной способности еще недостаточно, чтобы оказаться внутренне свободным человеком и добиться высоких результатов в различных сферах деятельности. Тем не менее, это та стартовая линия, от которой начинается отсчет развития Личности. А день обретения внутренней свободы является, по существу, Днем рождения Личности.
Подводя итог, можно сказать, что, внутренняя свобода дана достойному человеку в основном для того, чтобы возлагать на себя определенные обязанности. Несвободный же человек обязанностей иметь не может.

Категория: Виктор Сорокин. Z-мир | Добавил: victorsorokin (18.07.2011) | Автор: Виктор Сорокин E
Просмотров: 1368 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 3

avatar
1
Quote
Виктор СОРОКИН (официальный автор Мечты): "...почему во всех государствах с авторитарным управлением самыми опасными врагами государства (согласно государственной пропаганде, так же и общества) объявляются внутренне свободные люди – люди, имеющие собственное мнение, а не зомбированные государством (?)"


"Z-мир. 74. Внутренняя свобода - Z-мир - Вестник Мечты

Гурчик Игорь: Как минимум 2000 лет как об этом сказано smile
Andrey Ielkin: Об этом говорилось и в более ранние периоды существования человечества. Однако в силу смены поколений, непрерывности прихода и ухода, сменяющих друг друга генераций актуальность деклараций не утрачивает своей очевидности.
Гурчик Игорь: Может с этим надо смириться? smile
Andrey Ielkin: Почему не наступает новая эра - эра Внутренней свободы человечества? Возможно потому, что авторитарные государства, имея в своем распоряжении все необходимые рычаги подавления воли, большую часть своих подданных склоняют к смирению, к согласию на ампутацию духовных сил, способных возрождать в них внутреннюю свободу. Однако благодаря информационной революции, я думаю, ближайшие перспективы начинают выглядеть более оптимистическими.
Гурчик Игорь: С чего бы это человечеству изменяться? Сверху дерьмо, значит и до дна дерьмо.
Andrey Ielkin: Это, смотря, что считать верхом и дном. Для меня «верхом» нашей цивилизации представляются мыслители нового вИдения – честные журналисты, писатели, способные глубоко видеть суть происходящих в обществе процессов, те, кто уже сегодня говорят, что белое – белое, а серое – серое. И ведь таких заметных всем истинных Правителей будущей эпохи становится всё больше и больше.
Гурчик Игорь: Андрей, "честные журналисты" ;)))))))))) Это шутка??
Andrey Ielkin: Ну, вот Вы, когда публикуете что-либо, делаете это с честными намерениями, или по каким-то праздным соображениям? Так и многие другие тоже действуют. Я вот, например, ныне больше обращаю внимание на общественную, независимую журналистику, которая, пусть медленно (не так, как нам бы этого хотелось), но развивается. Могу привести примеры публикаций, которым я доверяю.
Гурчик Игорь: Андрей, после всех этих проституток, которые называют себя журналистами, называть кого-то журналистом это оскорбительно. wink Я не журналист. Хотя и среди журналистов хватает приятных людей.
Andrey Ielkin: Именно поэтому такой жизненно важной проблемой, сегодня признаются трудности с созданием общественного некоммерческого телевидения. Устранив факторы продажности, появится возможность вернуть журналистике честное имя.
Гурчик Игорь: У нас проблемы со всем. Поэтому начинать можно с чего угодно.
Andrey Ielkin: А лучше начать с Внутренней свободы
avatar
3
Игорь, что-то очень близки Ваши высказывания к тексту Владимира Ильича. Он тоже что-то писал по поводу "денежного мешка", от которого зависят и служители Музы, Мельпомены, и мастера пера. Простите, долго живу. В памяти политинформации по понедельникам...:)
avatar
2
Случается, что враг (некий невидимый враг прогресса) по оплошности отходит с занятых им позиций. Так вот, наиболее доступная задача честных людей - не пропустить этот момент и занять оставленную врагом территорию. А для этого нужно многое знать: и врага, и свои задачи и цели, и не проморгать предоставившуюся возможность.

avatar

Форма входа

Поиск

Категории

Zero - Антон Филин [6]
Виктор Сорокин [325]
Произведения Виктора Сорокина. Возможность обсуждения произведений автора
Виктор Постников [65]
Виктор Постников - официальный автор Мечты
Елена Сумская [21]
Светлана Царинных [49]
Юрий Савранский [7]
Свои произведения дарит Вам писатель Юрий Савранский
Виктор Сорокин. Z-мир [134]
Читайте произведения официального автора Мечты Виктора Сорокина
Виктор Сорокин. Не может быть. [60]
Официальный автор Мечты говорит новое слово
Виктор Сорокин. Подарок. Поэма Любви. Повесть [23]
Повесть Виктора Сорокина, которую до Интернета школьники переписывали от руки
Сергей Магалецкий [6]
Владимир Карстен [24]
Гармония - реализуемая функциональность
Джон Маверик [18]
Андрей Будугай [9]
Рефат Шакир-Алиев [1]

Новые комментарии

Проєкт пошуку нової мелодії для гімну "Республіки Мрії". Доєднуйтесь!

Нова пісня про те, як це важливо - вірити та чекати.

Красива пісня про цінність життя.

Песня о любви .... Почему бы не послушать ...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 62
Гостей: 62
Пользователей: 0
Flag Counter

%