Бесспорный факт, что способности у разных людей, увы, уже с рождения весьма различны. Однако ребятам (как и их родителям), заинтересованным в максимальной реализации данных от природы возможностей, следует как можно раньше обратить внимание на то, что существует множество эффективных способов существенного развития способностей – и физических, и умственных, и эстетических, и этических. И здесь самое важное – не упустить время: чем раньше человек начинает саморазвиваться, тем значительно быстрее будет и темп (ускорение) его развития в будущем. Способность к развитию (и саморазвитию) есть самая важная способность человека, ибо реализовать себя наилучшим образом позволяет только самодостаточное развитие. Однако, если к 20-ти годам эта способность не приобретена, то, в этом случае, ни огромные знания, ни освоенные навыки, приобретенные позже, на мой взгляд, не могут помочь беде, ибо с этими знаниями и навыками человек обращается уже формально и нетворчески. Напротив, человек, развивший к 18-ти годам способность к развитию до высокого уровня, способен и в 60 лет приступить к изучению любой науки со свежестью 18-летнего студента. Функция способности к развитию похожа на функцию особого интеллекта (типа интуиции, т.е. не использующего организацию мышления). И если бы нашлись способы развивать эти качества, то личность развивалась бы во все возрастающем темпе. Наиболее типичные и наиболее доступные пониманию случаи способности к развитию – это сообразительность и способность к обучаемости. Однако мне не встречались ни прямые, ни косвенные свидетельства того, что кто-либо занимался развитием этих способностей (как своих, так и учеников). Инструменты для повышения этих способностей я рассмотрю в следующей главе, а здесь остановлюсь на распространенных заблуждениях относительно способов развития сообразительности (и косвенно – интуиции) как главной составляющей естественного интеллекта. Замечу, что сообразительность является существенным (и едва ли не главным) элементом такой обобщенной психологической характеристики человека, как ум. Самое типичное заблуждение состоит в убеждении, что сообразительность и ум человека прямо пропорциональны усвоенной им информации, из чего делается вывод, что для повышения сообразительности и ума нужно тренировать память и скорость усвоения информации. На этом заблуждении зиждется и основная догма обучения: лучший ученик тот, кто больше знает. Соответственно и лучший работник тот, кто получил лучшие оценки при обучении. И вот что удивительно: во всех современных обществах этот взгляд распространяется также на особую, самую определяющую в экономике, профессию – на изобретателей. Типичный пример. В 1983 году я поведал Главному инженеру (в отставке) фирмы «Рено» об изобретенном мною двигателе внутреннего сгорания с кпд 46% и спросил его о целесообразности обращения со своим решением в технический отдел фирмы. Его ответ мне был сногсшибательным: «И не надейтесь! У нас этой проблемой занимаются сорок тысяч человек, и Вам – одиночке! – никто не поверит!..» Аналогичные доводы мне приводили повсюду… В сознание обыкновенного человека не укладывается тот факт, что человек без хорошей памяти, без знания огромного числа фактов и даже алгоритмов решения различных задач может находить решения задач, считающихся в обществе и науке неразрешимыми. А ведь в брежневские годы 60% всех изобретений в СССР делались одиночками и, как правило, в областях, в которых они не работали, – т.е.людьми, недостаточно знающими, а самое главное – не имеющими необходимой материальной базы! Второе распространенное заблуждение в вопросе по повышению сообразительности и способности к обучению состоит в убеждении, что это повышение пропорционально числу освоенных алгоритмов решения тех или иных задач. Если бы это было так, то самыми сообразительными и гениальными должны быть бухгалтеры, которые весь свой рабочий день только тем и занимаются, что применяют алгоритмы вычислений. Однако жизнь показывает, что самыми бесталанными в вопросе изобретательства и научных открытий являются именно бухгалетры. И правильнее было бы констатировать закон: долговременное применение алгоритмов мышления понижает сообразительность и ум. Вообще говоря, вопрос о взаимосвязи между объемом усвоенной информации и объемом вновь созданной информации подобен задаче об опасности скоростного движения на дороге: чтобы опасность возникла, очевидно, надо иметь какую-то скорость движения; но реальная опасность создается не скоростью, а несоблюдением каких-то иных требований. Аналогичное положение и с потреблением информации: безусловно, чтобы создавать новую информацию, нужно и овладеть основами языка, и получить какую-то фактологическую базу; тем не менее, сообразительность, ум и сама способность к мышлению не есть знание и почти не зависят от последнего – эти субстанции принципиально иной природы. Мой анализ феномена развития способности к развитию не позволяет точно указать средства для развития этой способности, но понимание самого феномена подсказывает множество действий, в какой-то мере влияющих на увеличение этой способности.
|