Ответственность и серьезность – категории странные, ибо нет убедительных признаков для отнесения их ни к этике, ни к Духу, ни к Я. Ясно лишь, что это управляющие явления, но стоящие выше всех прочих управляющих решений.
Ответственность и серьезность – особые категории еще и потому, что их значимость среди всех характеристик человека является наивысшей, сравнимой разве что со смыслом жизни. А основаниями для такого мнения служат следующие факторы: Наличие у человека ответственности является необходимым и достаточным признаком того, что он является личностью. А безответственный человек – это человек без каких-либо правил поведения: его поведение определяется только инстинктами и желаниями, т.е. он делает то, что ему в голову придет. Любое свое желание он выполняет, не считаясь ни с чем и невзирая на никакие условия. Безответственные люди не знают, что значит держать слово. Идя на встречу, он может увидеть по пути что-то привлекательное (зрелище, магазин, старого приятеля и т.п.) и… без малейшей неловкости забыть о встрече! Всю свою зарплату безответственный человек тратит в день зарплаты и до следующей получки живет в долг. С безответственным человеком нельзя иметь никаких дел, на него нельзя положиться. Для него не существует запретов: «Не убий!», «Не укради!»… Тем не менее безответственный человек способен к обучению. Однако его знание, к сожалению, состоит только из условных рефлексов, а запоминает он чаще всего то, в каких случаях получает болевое или приятное ощущение. При таких условиях владение речью на уровне, достаточном для общения, относить к знанию представляется не совсем логичным. Безответственный человек не знает слова «нельзя!». Когда ребенок делает что-то нежелательное и родитель говорит ему «нельзя!», то ребенок обычно откладывает выполнение своего желания до момента, когда родитель отвлечется от наблюдения за дитем. Но встречаются дети, которые и в отсутствие родителей нежелательный поступок не совершат. Из этого напрашивается логический вывод: задача педагога – не предотвратить нежелательные поступки воспитуемого, а привить ему внутренний запрет на совершение поступков данного вида и, соответственно, внутреннюю потребность в совершении поступков каких-то иных, условно называемых положительными.
Большое сходство с ответственностью имеет и духовно-управленческая характеристика серьезности. Необходимым условием серьезности является способность сосредоточивать внимание на предмете суждения. Мне нередко приходилось встречать детей, внимание которых никакими приемами не удавалось задержать на какой-то теме. Эти дети жили в своем замкнутом мире, и обсуждать с ними их собственное поведение было делом гиблым. Установить с ними взаимнопонимаемый, так сказать, резонансный диалог невозможно, и вряд ли тут можно дать какой-то общий рецепт для преодоления этого непонимания. Серьезный взгляд на задачу означает также и ответственное приложение усилий для ее решения. Да оно и понятно: безответственному человеку нет никакого резона относиться к чему-либо серьезно. Он ведет себя подобно недрессированному животному. Индивид – добрый или злой, умный или глупый – превращается в личность лишь с обретением ответственности. Но чтобы обрести ответственность человеку безответственному, ему нужно иметь невероятно большую силу духа. И это, пожалуй, потруднее, чем бросить привычку курить…
|