Z-мир. 69. Управление управлением
По моим наблюдениям, мало кто представляет себе, что такое управление. Чаще всего под управлением понимают произвол, «волю»: что хочу – то и ворочу! Мне довелось оказаться тем счастливчиком, кому повезло получить нетривиальные представления об этой науке: шесть лет экономического факультета МГУ, четыре года преподавания экономической кибернетики в Московском институте управления, полгода занятий на курсах повышения квалификации (на отделении экономико-математических методов при экономическом факультете МГУ) и, вдобавок, несколько лекций Побиска Кузнецова, уложившие мои разрозненные знания в чрезвычайно четкую систему. Кибернетика – это наука об управлении, а само управление – это информационная составляющая процесса реализации цели. Короче, кибернетика есть наука о реализации цели, крайне необходимая КАЖДОМУ человеку (особенно тому, кто сам ставит себе цели!). Процесс реализации любой цели похож на «бутерброд»: «хлеб» – материальные, «масло» – информационные процессы управления. В свою очередь, любой процесс управления похож тоже на «бутерброд»: «хлеб» – насыщенные энергией приказы, «масло» – расчетная, слабоэнергетическая часть управления. Но и расчетная часть похожа на «бутерброд»: «хлеб» – реальная, документальная информация обо всех факторах, участвующих в процессе реализации цели, а «масло» – прикладная теория управления… (К слову сказать, навык в понимании и формулировании указанных «бутербродов», на мой взгляд, существенно помогает сознанию овладевать абстракциями весьма высоких уровней…) И, наконец, мы приблизились к описанию особо интересующего нас «бутерброда»: «хлеб» – это система практических управленческих приемов, «масло» – организационная работа по улучшению этих приемов, о чем и пойдет речь в данной главе.
Очевидно, что управление управлением есть субстанция (именно субстанция, а не просто сфера деятельности!) более высокого уровня абстракции, чем просто управление. Здесь формируются принципы, которым должно подчиняться просто управление (впрочем, эти принципы можно попытаться распространить и на само управление управлением – с повышением абстракции на очередной уровень). 1. Принцип подобия: все органы управления, которые имеются в хорошо организованном государстве (президент, государственная дума, совет министров в полном составе, верховный суд, контрольные органы), должны иметь свой аналог и в хорошо организованном человеческом Я (и наоборот). Следовательно, каждый человек, особенно в совершенном обществе, должен хорошо разбираться в функциях и знаниях каждого из перечисленных выше управляющих лиц и государственных органов. Эффективность этого принципа фантастична: всего лишь его знание дает ответ на основную часть философских вопросов по саморазвитию своего Я. И наоборот: хотите, чтобы общество развивалось наилучшим образом, назначьте главой государства человека, имеющего образование в сфере управления! (А хотите угробить свое государство, назначьте правителем страны государственного преступника, т.е. вороврское братство, или властолюбца…) Почти все прочие принципы эффективного управления (и государством, и своим Я) вытекают из первого: выбери себе достойного "президента", честного "судью", назначь себе самого дельного "премьер-министра", способного готовить или выбирать толковых "министров" (см. также главу 57. "Дом Советов"), назначь себе честного "контролера" и бескомпромиссного "судью" – совесть. (Это, так сказать, управление по горизонтали, вширь; чуть ниже мы рассмотрим управление и по вертикали – по иерархическим уровням.) Существенным дефектом любого мыслимого сегодня идеального государства (и идеального человека) является отсутствие в управлении специалистов по управлению и развитию интеллекта. Если самый плохой инженер знает и умеет больше десяти процентов того, что от него требуется по работе, то самый хороший президент или премьер-министр знает менее одного процента того, что он должен знать и уметь. Ибо сегодня не то что толковых специалистов по управлению, но даже самОй толковой (и, в первую очередь – полносистемной) теории управления обществом, скорее всего, не существует (по той простой причине, что сегодняшним правителям она все еще не нужна: их задача – не управлять, а удерживать власть). Из этого вытекает и принцип: 2. Изучай (или создавай) толковую – полную и системную – теорию управления. Далее следуют такие принципы: 3. В любом своем действии нужно ясно видеть его причину (т.е. неудовлетворенную эмоцию), его последствия (удовлетворенную эмоцию) и постоянно убеждаться в том, что действие приближает тебя к цели (т.е. имеет смысл). В противном случае действие бессмысленно. 4. Четко осознавать предпочтения своих целей в системе целей (чтобы не заниматься вещами малозначимыми). 5. Стремиться к совмещению во времени множества разных дел (ибо жизнь коротка). 6. Не позволять себе спускаться ниже своей жизненной активности. 7. В любом огорчительном событии уметь найти радостную (или хотя бы утешительную) сторону (например, нравоучительный урок, повод для постановки новых творческих задач и т.д.). 8. Охранять спектр своих чувств и мощность своих принципов от обеднения. 9. Постоянно развивать главный инструмент управления – интеллект. 10. Удовлетворяться малым: считать свою жизнь уже вполне счастливой, если, проснувшись утром, ты отмечаешь, что болезни ни тебя, ни твоих близких не донимают. А все сверх этого – это уже сверхсчастье. (Принцип оптимизма.) 11. Время от времени производить полную ревизию своего Я. 12. Совершенствовать управление управлением, т.е. все вышеупомянутые принципы.
В заключение главы – несколько дополнительных мыслей об управлении вообще. Самым важным моментом в управлении является, пожалуй, правильный (оптимальный) выбор последовательности и времени операций по реализации каждой цели, а по существу – ПЛАН (ну и, конечно, контроль за его выполнением). Вот одно из важнейших положений Побиска Кузнецова, изложению сути которого гениальный ученый в своем неофициальном курсе лекций отвел целый час. И это был удивительный час, после которого все мои научные и общественно-политические взгляды сразу же сорганизовались в четкую СИСТЕМУ – наподобие того, как мутная смесь воды и масла нежданно-негаданно разделяется на две прозрачные фракции. Так вот, оказывается, от перестановки двух операций в плане реализации цели какое-то желаемое событие может не состояться. Так, если перенести обучение чему-либо (музыке, математике…) из детского возраста на четвертый десяток жизни, то, скорее всего, больших успехов в обучаемом деле не добьешься. Впрочем, и искусством управления следует овладевать с детства. И вот что интересно: пятилетние дети доходят до тонкостей в работе компьютера каким-то неведомым для учителей стремительным образом! И, вообще, скорость обучаемости и саморазвития детей на порядок выше, чем у взрослых. Так, мой трехлетний внук складывал непростые пазлы в картину таким образом, будто его «мозг-компьютер» одновременно сравнивал все несметное попарное сочетание элементов. Удивительно также, с какой легкостью дети в многоязычных семьях осваивают сразу несколько языков, при этом каждый из языков они считают родным!.. Для развития у детей организаторских способностей родителям стоит заниматься ими (способностями) уже с 5-12 лет. Дети с организаторским опытом впоследствии будут легко занимать любое место в социальной иерархии. И наконец, для максимального управления управлением нужно «вылезти из себя» и научиться «оценивать» себя со стороны. ======================== Пропущенный материал к главе 67. Управление Духом к пункту 13. Принцип оптимизма: «В основе деления людей на оптимистов и пессимистов лежит их различное отношение к реализованным и не реализованным целям. Оптимист в первую очередь смотрит на реализованные цели и радуется, что и то сделано, и это сделано, и потому, если он не бездельник, то получает положительные эмоции не только от готового результата, но и от каждого промежуточного микрорезультата. Пессимист же в первую очередь смотрит на нереализованные цели и огорчается от того, что и то не сделано, и это не сделано, и, при этом, даже постепенное производство новых вещей и решение очередных проблем не может вывести его из удрученного состояния. И мы видим, что оптимист без пессимизма не имеет достаточного сильного сигнала для постановки очередных целей, а потому нередко впадает в лень: зачем что-то делать, когда и так хорошо! Но и пессимист без оптимизма не заслуживает подражания: если никакие успехи не могут порадовать человека, то зачем что-то делать?.. Отсюда напрашивается такой вывод: человек должен быть и оптимистом, и пессимистом, но оптимистом в реальных чувствах, а пессимистом – в абстрактном мышлении, в понимании того, что именно нужно делать. И, кроме того, важно научиться во всех вещах видеть недостатки и достоинства (искусство, которому можно и нужно учиться). Базовым стержнем философии оптимизма является радость по поводу того, что тебе дарована возможность жить на этом свете и изменять обстоятельства в самом приятном для тебя направлении. А если при этом ты еще более или менее здоров и тебя не донимают постоянные физические боли – это уже настоящий праздник (невзирая даже на отсутствие внешней свободы и физиологических удовольствий), ибо ты имеешь возможность мыслить, а следовательно и управлять миром в желаемом тебе направлении. И еще, радоваться надо не тому, что ты имеешь, а тому, что ты можешь иметь в будущем, и тогда путь к этому будущему тоже будет радостным, ибо нетворческий труд ради радостного результата не отягощает душу. Но радостное созерцание прекрасного не означает полного незамечания уродливого. Оптимист тоже страдает от отрицательных факторов, но страдает другой, вспомогательной, частью души – как бы понарошку, играючи. Без такого действия души невозможно понять плохое – с тем, чтобы впоследствии его устранить. Но в целом, в основной своей части оптимист живет в радости. И потому оптимисты живут дольше пессимистов». (13-й пункт в главе 67 заменен вышеприведенным текстом.)
|