Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | ГлавнаяМой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Официальные авторы "Мечты" » Виктор Сорокин. Z-мир

Z-мир. 68. Управление своим Я

Я, или Эго, есть система установок, определяющих отношения человека к другим людям и к бытию, главными из которых является сопоставление и выражение индивидуальности. Проявление индивиуальности во мнениях и оценках и является показателем субъективности мнения.
Выше мы рассмотрели управление теми сферами бытия, по отношению к которым наше Я является внешним (т.е. не входит в эти сферы и в то же время стоит над ними). Модель управления, которое осуществляет наше Я различными сферами бытия, является обычной: Я выполняет роль начальника, а все управляемые сферы – роль подчиненных. А вот видали ли вы где-нибудь, чтобы начальник управлял самим собой? Это вроде как абсурд. А, между тем, управление своим Я и, в частности, его главным блоком – Духом является одной из самых интересных философских проблем.
Взрослея, большинство людей даже не подозревают, что им дана возможность МЕНЯТЬ свое Я. ДО осознания этой возможности поведение человека однозначно определяется врожденными инстинктами и привычками, заложенными семьей, школой и улицей, т.е. Я такого человека имеет объективное происхождение – без субъективного участия самого человека. В каждой конкретной ситуации такой человек поступает в соответствии с заложенными извне в его сознание и подсознание алгоритмами. [Так, если его бьют, он убегает, если, конечно, он трусливый, а если слишком нетерпим к насилию над собой, то безрассудно вступает в драку. Если его приучили придя с улицы обязательно мыть руки, то он всегда будет их мыть без малейшего неудовольствия; и напротив, если вдруг в доме не окажется воды, то он ощущает дискомфорт от невозможности следовать своей привычке.]
Одним словом, Я «объективного» человека не зависит от его субъективного желания. Однако, у такого человека, скорее всего, и желания по пересмотру своего Я быть не может. Пересмотр какой-либо установки не обязательно влечет за собой ее замену. Но трудно представить, чтобы все поведенческие характеристики, привитые человеку внешней средой и даже идеальным воспитателем, всю жизнь считались бы идеальными. Предпосылка в пересмотре своего Я вызвана уже хотя бы тем, что с возрастом меняются биологические свойства и, в первую очередь, психофизиологические потребности.
Вообще-то говоря, потребность в пересмотре своего Я вызвана неудовлетворенностью самим собой. Но где таится эта неудовлетворенность и какова ее природа?
[Стараюсь найти ответ на этот вопрос из своего жизненного опыта (ибо других источников у меня нет). Помню, как в отрочестве у меня возникло желание совершенствовать различные стороны своего поведения, своей психики, своего интеллекта. Тем не менее, я не отнес бы к сфере управления своим Я ни эти задачи, ни даже самое желание самосовершенствоваться. Почему? Да потому, что причина моего желания самосовершенствоваться исходила не из разума, а из психики – точнее, из подсознательного желания вырваться из униженного положения, увеличить свое могущество. Управление же есть внеэмоциональный, хотя и психически напряженный мыслительный процесс.
И еще, Дух решает тактические задачи, Я же – стратегические, и ему нет дела до мелочей. ]
Сверхзадача Я – придать смысл нашему Духу и всему тому, чем последний занимается. Как же решает эту сверхзадачу наше Я?
Прежде всего, из вышеизложенного ясно, что для управления нашим Я нужно выйти из подсознательного, чувственного мироощущения и войти в пространство рассудочное. Само же управление заключается в том, чтобы облачить наш Дух в некую «одежду» из самых общих принципов и задать ему НАПРАВЛЕНИЕ движения.
Подсказку в этой работе мы можем получить из хороших книг, из уст Учителя или же самим осмыслить свои неясные подсознательные желания. При этом не следует забывать, что выполнить поставленную задачу на совершенном уровне невозможно в принципе – будет замечательно, если нам удастся наметить хотя бы ориентиры нашего достойного БУДУЩЕГО. Вот почему в 15 лет я не мог не взять на вооружение лозунг К.Маркса из Предисловия к «Капиталу», который он, как оказалось, позаимствовал у Данте: «Иди своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно!» Вроде бы пустячок, но он вмиг сделал меня СВОБОДНЫМ в обществе духовных рабов! И даже если среди шести миллиардов людей не найдется никого, кто разделял бы мои взгляды на взаимоотношение Человека и Вечности, я не считаю себя обделенным Историей.
Активно управлять своим Я я начал в 17 лет, сразу же после окончания средней школы. И первое решение было таково: КАЖДЫЙ день добиваться определенного полезного результата! Если перед сном я не мог ответить себе, что доброго или полезного я сделал за сегодняшний день, то этот день считал прожитым ЗРЯ! (В то первое послешкольное лето, в 1958 году, главной моей задачей дня было решить хотя бы три задачи из замечательного сборника задач по математике П.С.Моденова для поступающих в вузы.) Заставить нас выполнять ежедневную «норму» – это задача Духа, а вот принятие самого правила (ежедневно добиваться результата) – это уже относится к сфере управления своим Я.
Однако самая главная задача управления нашим Я состоит в ВЫБОРЕ нами типа своей личности и, прежде всего, в понимании, что каждому человеку такой выбор предоставлен! И вот ЭТОТ мимолетный выбор является самым важным делом человека, ибо от него самым определенным и непосредственным образом зависит СУДЬБА человека.
…И вот живет на Земле подросток и не ведает, каким богатством он располагает – возможностью выбора своей судьбы. Но обычно никто и не говорит ему о возможности такого выбора и подросток выбирает лишь из того, с чем он непосредственно столкнулся в жизни: из преступного окружения он «выбирает» себе быть преступником, а если общается с наркоманами, то «выбирает» стать наркоманом и жить ради физиологического удовольствия, даже если за это придется заплатить своим здоровьем и преждевременной смертью…
Слово «выбирает» я взял в кавычки, поскольку никто, как правило, свою судьбу не выбирает – люди довольствуются тем, какими их сделали природа и общество. В отношении их верна формула Маркса: «Бытие определяет сознание». И потому, по большому счету, почти все люди являются рабами бытия (отсюда и толстовское: «Нет в мире виноватых»).
Напомню, что необходимым условием действительного выбора является отсутствие в этом процессе чувств к альтернативным факторам (но не к их последствиям!). Так, мужчина (женщина) может выбирать себе будущую супругу (супруга) только до тех пор, пока ни к кому из них не питает никаких чувств. Но если чувство влюбленности проявилось, то тут речи о выборе быть не может: человек уже «на привязи» (бывает – к счастью, бывает – к несчастью, но это уже принципиально иная ситуация).
Для выбора своего Я (или, что то же самое, своей судьбы) нужно, помимо возможности самого выбора, знать описания (картины, модели) различных судеб, их наиболее существенных характеристик, то есть, по существу, типологию (классификацию) судеб.
Первое сечение всех судеб на два класса очевидно: либо полное подчинение обстоятельствам, либо свободный выбор.
В случае подчинения обстоятельствам весьма распространена ИЛЛЮЗИЯ свободного выбора. Так, большинство людей считает, что, например, выбор вуза они осуществили самостоятельно. Но непредвзятый анализ такого решения, как правило, показывает, что «выбор» был сделан под давлением каких-то обстоятельств: агитация друзей («за компанию»), семейная традиция («по стопам предков»), желанная романтика будущих условий работы и т.п.. Указанная иллюзия подкрепляется тем, что зачастую выбранный вариант приносит пользу обществу. Эта польза, в свою очередь, является как бы подтверждением разумности «выбора», развеивающим сомнения в наилучшем «выборе»…
Конечно, и в случае псевдовыбора оценки различных судеб и с нравственной, и с прагматической точек зрения являются разными. Но вот с кибернетической…
Тот факт, что в реальности в большинстве случаев судьбы людьми не выбираются, кардинальным образом определяет общество как систему: изменение («развитие») такого общества подчиняется только ОБЪЕКТИВНЫМ законам. И есть мыслители, которые эти законы знают, что позволяет им прогнозировать изменение общества на многие годы, а то и десятилетия вперед.
Однако эволюционное (объективное) развитие общества обладает очень низкими темпами по сравнению с возможным развитием иного, «лучшего» типа. Конечно, в разных субстанциях (сферах) максимальные темпы развития различаются в десятки раз, но все равно есть соображения в пользу того, что темпы развития в любой сфере (и, прежде всего, в научной и экономической) можно увеличить в десятки раз.
В случае же подготовленного выбора своей судьбы (своего Я) разброс возможных исходов (по конечному результату) несравненно разнообразнее: от провала в «черную логическую дыру» (аналогичную «черной психологической дыре» наркомании), с несметным количеством в их разнообразии, до позитивного гения человечества. И вот что интересно: в «черные логические дыры» люди проваливаются из похвального духовного желания реализовать себя наиболее ярким образом.
Я знаю немало случаев, как весьма одаренные люди теряли разум из-за провала в религию, мистику, «субкультуры», антигуманные идеологии. И было бы хорошо, чтобы люди, ищущие свое наилучшее Я, познакомились бы со всеми возможными исходами (по конечному результату) в выборе своего Я. Для этого опять же нужна классификация различных Я, а еще лучше – какой-то алгоритм для оценки различных Я. Попытку создания такого алгоритма я привожу ниже.
Осмелюсь выдвинуть такой постулат: смысл жизни равен (или почти равен) тому ее значению, которое она, жизнь (без принятия в расчет простого воспроизводства потомства), будет иметь через тысячу лет после нашей физической смерти. Короче: человек стоит ровно столько, сколько от него останется через тысячу лет. При таком определении нетрудно понять, чья жизни имел смысл (в одних случаях – положительный, в других – отрицательный). Для этого достаточно заглянуть в историю до второго тысячелетия: Сократ, Аристотель, Пифагор, Диоген, Македонский… Кто еще? Среднеобразованный человек может припомнить еще с десяток имен. Высокообразованный может назвать с сотню. Но тут уже начинается расплывчатость: в этой сотне присутствует немало никчемных имен, вся заслуга которых состояла в том, что они имели титул или были «его» родственником.
А вот в чем смысл жизни остальных сотен и сотен миллионов?! Что осталось от них? Ну, убивали друг друга, ну, уничтожали леса и другие культуры, в редких случаях превращались в гранитную кладку пирамид. О большинстве же и этого сказать нельзя. Но значит ли это, что их жизнь не имеет никакого смысла?
Однако здесь я рассматриваю только тех людей, которые сами выбирают себе Я. Конечно, жизнь может сорвать любые планы, но это, тем не менее, не повод отказаться от строительства планов («Иди свой дорогой!..»). Это значит, что маловероятные случаи учитывать при выборе своей судьбы не следует. (Кстати, нужно иметь достаточное образование, чтобы уметь вычислять маловероятность тех или иных случаев и ситуаций, иначе можно попасться в капкан нереальности – например, если довериться гадалкам и астрологам.)
Более же вероятный случай таков: человек может достичь ЛЮБУЮ цель, лишь бы только она не противоречила законам природы и общества. И поиск своей судьбы и своего Я распадается на две части: первая – научиться определять невозможное, вторая – научиться добиваться любых реальных (т.е. реализуемых) целей. И мы видим, что великая судьба и великое Я достаются лишь тому, кто имеет широкое и качественное образование. Поэтому, дорогой подросток, хочешь иметь великую (с точки зрения других людей) судьбу и достойное (со своей точки зрения) Я – УЧИСЬ!
Впрочем, ЧЕМУ учиться – для ученика полная загадка, без учителя или хорошей книги-советчика он этого знать не может. Ведь учиться – это не просто потреблять информацию, это – перенимать СИСТЕМУ знания. Кто-то из подростков может возразить, что, мол, не все же значимые в истории люди имели качественное образование, кто-то добивался крупных результатов, имея знания в какой-то узкой области. Действительно, обычно так и бывает – кому-то везет больше. Но если вы не хотите рассчитывать на редкий случай, а взять свою судьбу за рога, то нужно учиться быть разносторонне грамотным и развитым. И только ПОСЛЕ этого вы сможете выбрать свою судьбу и свое Я наилучшим образом.
А пока суд да дело, пока вы будете осваивать полносистемные знания, не помешает наделить свое Я некоторыми бесспорно важными качествами. Вот некоторые из них.
Инициативность. Она означает не позволять своему Духу быть пассивным. Инициативность – это характеристика Я, это установка: постоянно напоминать Духу о необходимости деятельности.
Чувство вины. Хотя чувство вины является именно чувством и потому относится к сфере психики, но знание о нем должно постоянно находиться в поле зрения нашего Я. Чувство вины – это высший судья наших поступков.
Стремление (к совершенству). Это, собственно, есть обобщенный принцип ежедневного успеха и уточнение принципа инициативности. Стремление к совершенству – это наиболее ясный компас в реализации своих возможностей, в развитии своей личности.

Категория: Виктор Сорокин. Z-мир | Добавил: victorsorokin (22.11.2010) | Автор: Виктор Сорокин E
Просмотров: 416 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

avatar

Меню сайта

Журнал "Вісник Мрії" є періодичним виданням ГО «Дитячо-юнацька екологічна громадська організація «Республіка Мрія», яка з 10 листопада 2013 року як асоційований член увійшла в мережу Всеукраїнської екологічної громадської організації «МАМА-86».  Про ВЕГО "МАМА-86"

Форма входа

Поиск

Новые комментарии

Виктор Иванович, постоянно отслеживаю Ваши новые публикации на сайте прозы. Ничего нельзя упустить. ...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Flag Counter

%