67. Управление духом
Управление духом, как и любое управление, разбивается на две части: построение наилучшей модели духа и текущий контроль за тем, чтобы действия соответствовали построенной модели.
Построение наилучшей модели духа – это длительная и кропотливая работа, особенно при отсутствии учебников, которые можно было бы положить в качестве модели в первом приближении. А посему, нисколько не претендуя на полноту ответа, я излагаю свою модель – надеюсь, она сократит время на отработку вашей собственной модели. Вот перечень требований или принципов, которые я предъявляю к своему духу.
1. Поддерживать высокую активность духа в любых обстоятельствах.
2. Постоянно следить за максимальной истинностью базового знания и искать более ясные и убедительные критерии истины.
3. Подвергать сомнению любую информацию.
4. Обожествлять высшие идеалы – Любовь, Истину, Совершенство, Цивилизацию и Стремление к максимальной самореализации.
5. Настойчиво добиваться того, чтобы каждый поступок соответствовал идее стремления к совершенству.
6. Никогда не забывать, что фундаментом идеи стремления к совершенству является любовь к человеку – без нее сама эта идея может превратиться в свою противоположность.
7. Старательно освобождаться от бессмысленных интересов.
8. Оберегать психику от воздействия наркотиков.
9. Научиться подавлять методом самовнушения свои отрицательные эмоции, но не сдерживать положительные.
10. Воспитывать последователей своего мировоззрения.
***
Следующие принципы требуют более подробного изложения.
11. Беречь потребности.
Вот не совсем ясный для меня вопрос: какие эмоции и чувства (соответственно и потребности) являются плохими и вредными как для самого человека, так и для общества? Думаю, что, прежде всего, это чувство зловредности: желание причинить боль или ущерб другим. Это чувство требует для своего удовлетворения более сильных средств, чем властолюбие: властолюбцу достаточно видеть, что его боятся, ему подчиняются, его превозносят; а вот садисту нужно видеть, что жертва мучается. Я не представляю себе, чтобы чувство зловредности может побудить человека к совершению поступков с положительным, общеполезным результатом или стимулировало бы развитие общества в сторону совершенства. И потому считаю, что отрицательное чувство зловредности следует, безусловно, изживать всеми силами.
Кроме чувства зловредности, я не знаю более ни одного, которое приносило бы отрицательные плоды во всех случаях: при правильном управлении ими можно получать только положительные результаты (с точки зрения Z-ценностей). И потому чувства зловредности, пожалуй, единственное из чувств, которое следует подавлять. Остальные чувство необходимо поддерживать в работоспособном состоянии.
Широта чувств определяет число возможных состояний человека и, как следует из общей кибернетики, его могущественность как системы. Если то или иное чувство (кроме зловредности), та или иная потребность вызывают осуждение вашего Я, то вместо подавления этого чувства стоит попытаться подобрать для него благую цель. Так, неприкрытое тщеславие у разумных людей вызывает чувство отвращения и презрения. Но эта же потребность может стимулировать ребенка к интеллектуальному развитию. А когда потребность свою задачу выполнит, т.е. ребенок станет развиваться уже по инерции, то можно соблазнить ребенка соревноваться с самим собой: сегодня быть совершеннее, чем вчера. Потребность в лени можно приспособить для того, чтобы придумывать способы, существенно сокращающие затраты нетворческого труда… Все дети проходят стадию всеохватывающего интереса ко всему и особенно к чуду. Но вот когда они входят в мир взрослых с его плоским набором потребностей, то большинство из них теряют способность находить чудеса и радоваться им. Из бесконечного разнообразия красок мира взрослые распознают лишь две-три. Поэтому чем раньше они поймут значение сохранения чувственных способностей, тем больше у них шансов прожить жизнь чувственно разнообразно. Отсюда небезынтересный вывод: предельно аскетическая жизнь ради духовного совершенства с неизбежностью приводит к вырождению самОй материальной базы сознания – чувственной субстанции (которая и породила когда-то вербальное мышление). Таким образом, забвение своих чувстенных способностей – путь к самоуничтожению.
12. Принцип разнообразия.
Он означает сознательное расширение спектра своих способностей, интересов, чувств и т.д. Разносторонне развитый человек пользуется бОльшим интересом у окружающих. Так как опыт жизни в какой-либо области непременно обогащает его познания и способности во всех остальных областях, то он, если и уступает по уровню профессионализма узким профессионалам, но в пространстве МЕЖДУ профессиями и на стыке областей намного превосходит (по способностям) целую группу узких профессионалов. Кроме того, разносторонне развитый человек остается вне конкуренции в таких сферах деятельности, как управление сложными системами, воспитание, философия. Но главное: принцип разнообразия делает жизнь самого человека гораздо интереснее и одного этого обстоятельства достаточно, чтобы стремиться к разнообразию в своем развитии.
13. Принцип оптимизма Он означает сознательное поддерживание бодрого жизненного настроя. В отличие от пессимиста, который всегда находится в унылом, ворчливом состоянии, оптимист всегда бодр, никогда не унывает и посему вся жизнь у него идет в радость, как праздник. В основе деления людей на оптимистов и пессимистов лежит их различное отношение к реализованным и не реализованным целям. Оптимист в первую очередь смотрит на реализованные цели и радуется, что и то сделано, и это сделано, и потому, если он не бездельник, то получает положительные эмоции не только от готового результата, но и от каждого промежуточного микрорезультата. Пессимист же в первую очередь смотрит на нереализованные цели и огорчается от того, что и то не сделано, и это не сделано, и, при этом, даже постепенное производство новых вещей и решение очередных проблем не может вывести его из удрученного состояния. И мы видим, что оптимист без пессимизма не имеет достаточного сильного сигнала для постановки очередных целей, а потому нередко впадает в лень: зачем что-то делать, когда и так хорошо! Но и пессимист без оптимизма не заслуживает подражания: если никакие успехи не могут порадовать человека, то зачем что-то делать?.. Отсюда напрашивается такой вывод: человек должен быть и оптимистом, и пессимистом, но оптимистом в реальных чувствах, а пессимистом – в абстрактном мышлении, в понимании того, что именно нужно делать. И, кроме того, важно научиться во всех вещах видеть недостатки и достоинства (искусство, которому можно и нужно учиться). Базовым стержнем философии оптимизма является радость по поводу того, что тебе дарована возможность жить на этом свете и изменять обстоятельства в самом приятном для тебя направлении. А если при этом ты еще более или менее здоров и тебя не донимают постоянные физические боли – это уже настоящий праздник (невзирая даже на отсутствие внешней свободы и физиологических удовольствий), ибо ты имеешь возможность мыслить, а следовательно и управлять миром в желаемом тебе направлении. И еще, радоваться надо не тому, что ты имеешь, а тому, что ты можешь иметь в будущем, и тогда путь к этому будущему тоже будет радостным, ибо нетворческий труд ради радостного результата не отягощает душу. Но радостное созерцание прекрасного не означает полного незамечания уродливого. Оптимист тоже страдает от отрицательных факторов, но страдает другой, вспомогательной, частью души – как бы понарошку, играючи. Без такого действия души невозможно понять плохое – с тем, чтобы впоследствии его устранить. Но в целом, в основной своей части оптимист живет в радости. И потому оптимисты живут дольше пессимистов.
Базовым стержнем философии оптимизма является радость по поводу того, что тебе дарована возможность жить на этом свете и изменять обстоятельства в самом приятном для тебя направлении. А если при этом ты еще более или менее здоров и тебя не донимают постоянные физические боли – это уже настоящий праздник (невзирая даже на отсутствие внешней свободы и физиологических удовольствий), ибо ты имеешь возможность мыслить, а следовательно и управлять миром в желаемом тебе направлении. И еще, радоваться надо не тому, что ты имеешь, а тому, что ты можешь иметь в будущем, и тогда путь к этому будущему тоже будет радостным, ибо нетворческий труд ради радостного результата не отягощает душу. Но радостное созерцание прекрасного не означает полного незамечания уродливого. Оптимист тоже страдает от отрицательных факторов, но страдает другой, вспомогательной, частью души – как бы понарошку, играючи. Без такого действия души невозможно понять плохое – с тем, чтобы впоследствии его устранить. Но в целом, в основной своей части оптимист живет в радости. И потому оптимисты живут дольше пессимистов.
14. Принцип активного добра.
Достигший высшей степени эгоизм лишает жизнь смысла, превращая ее даже не то что в жизнь животного, а в жизнь одноклеточного существа. Поэтому нужно принципиально побуждать себя к совершению добрых дел (а когда следование этому принципу войдет в привычку, о нем можно и забыть). Однако молодым людям, вступающим в жизнь, может показаться, что следование этому принципу не оставляет времени для удовлетворения собственных потребностей. Конечно, кто забывает о себе, тот со временем теряет свою индивидуальность и из-за этого становится неинтересным и другим. Отсюда вывод: нужно найти равновесие между эгоизмом и альтруизмом. Как видим, принципов много, и любую свою деятельность нужно держать под их постоянным прицелом.
|