Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | ГлавнаяМой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Официальные авторы "Мечты" » Виктор Сорокин. Z-мир

Z-мир. 66. Приемы эффективного мышления

66. Приемы эффективного мышления

Освоение Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) Г.С.Альтшуллера позволяет (если я правильно понял и что, на мой взгляд, соответствует истине), увеличить интеллект в среднем в 2000 раз. Теория, созданная на базе технических изобретательских задач и первоначально предназначенная для решения именно этих задач, оказывается небесполезной и при решении задач во всех иных сферах человеческой деятельности. Однако из полносистемного подхода обнаруживается, что за пределами ТРИЗ остается множество эффективных приемов, которые либо не вошли, либо не могли войти в ТРИЗ.
Ниже я привожу систему приемов эффективного мышления, которой я пользуюсь и пользуюсь при этом с весьма большим эффектом.
1. Метод непрерывной трансформации улучшаемого объекта.
Существует компьютерная программа, позволяющая непрерывно переходить от одного образа к другому, порой кардинально не похожему на первый. Именно так и я иногда поступаю с исследуемым объектом: я беру (сначала одну, потом по нескольку сразу) какую-нибудь качественную характеристику объекта и мысленно начинаю ее изменять количественно или заменять родственной характеристикой. При этом, имея большую базу данных о полезных характеристиках, я стараюсь не пропустить момента, когда изменяющийся объект приобретает новое полезное качество. За полувековую практику я добился довольно приличной скорости в этом процессе, что часто позволяет мне за две-три минуты найти решение какой-нибудь сложной изобретательской задачи. Впрочем, не задачи: ведь я нахожу новую вещь с интересными качествами, которую никто мне не заказывал ("не задавал"). Процесс этот невероятно увлекательный, дающий полную волю фантазии, но! я в высокой степени овладел критерием реализуемости (думаю, что овладеть этим искусством и другим не помешает).
Вскоре после изобретения базовой турбины я нашел (с помощью метода трансформации) несметное число вариантов турбин – все, какие только возможны. Сподручным инструментом в этом процессе является комбинаторика (в которой я набил руку в 10-летнем возрасте, играя в шашки).
2. Метод материализации формул.
Не помню, когда и как я освоил этот метод. Возможно, в школе, когда учитель требовал дать физический смысл численного ответа: оказывается, за цифрами скрывается реальность. Много позже я научился не только рассчитывать реальность, но и решать обратную задачу: по расчетам восстанавливать реальность. Для каждой формулы я видел материальный аналог – важно, чтобы этот аналог был самой простейшей, минимальной формы, объема, себестоимости. Именно с помощью этого метода я превратил формулу энергии вращения точки вокруг оси в идеальную турбину самого общего вида.
3. Метод мнимого превращения себя в чувственную точку.
В детстве я научился виртуозно плавать, ощущая все потоки воды вокруг тела. Этот опыт позволяет мне интуитивно чувствовать поведение жидкости и газа в различных аэрогидродинамических устройствах и так изменять (мысленно!) конструкцию, чтобы гидродинамическое сопротивление в устройстве было бы минимальным. С помощью этого метода мне удалось изобрести все (четыре) аэрогидродвижители с кпд под сто процентов.
4. Метод максимальной оригинальности.
Крайней степенью оригинальности является абсурд. Дозволение себе на абсурдное мышление позволяет изобретателю браться за такие задачи, которых все другие изобретатели боятся как огня. На первый взгляд эти задачи находятся в ирреальном мире, в полном противоречии с законами природы. Но решаемые под бдительным оком критерия реализуемости они нередко дают ответы на уровне научных открытий. И эти задачи – самые интересные. В качестве примеров таких задач могу привести такие: судно, приводимое в движение ветром и двигающееся строго против ветра; статический гидронасос; передача электроэнергии без проводов (а вернее, по одному проводу); летающая тарелка; модель полета майского жука; двигатели практически с любой температурой в камере сгорания. Частным случаем метода является прием "шиворот на выворот" (пример: один портной выпустил одежду швами наружу).
5. Метод ударной интуиции.
Резкая смена психологической ситуации освобождает потаенные ресурсы интеллекта и интуиции. Нередко изобретатели ворчат, что обстоятельства не позволяют им полностью погрузиться в творческий процесс. Но когда столь желанная свобода (творческая!) наступает, происходит всплеск интуиции. Самые плодотворные моменты (когда ко мне приходила яркая нетривиальная идея) в моем изобретательстве случались тогда, когда я получал 5-10 минут времени, абсолютно свободного от крайне нетворческой и не позволявшей отвлекаться работы.
6. Метод абстрактных моделей.
Во многих случаях нахождение решения конкретной изобретательской задачи существенно облегчается, если эту задачу переложить на абстрактный язык, построить для нее абстрактную модель. В этом случае проблема не меняется, меняется лишь ее "одежда", образ: нередко после отсечения всякой посторонней мишуры, мешающей обнажить суть проблемы, простые математические соотношения позволяют легко увидеть решение. Так в 1975 г. мною было найдено решение задачи о распределении общественной собственности с помощью приватизационных чеков (названных впоследствии "ваучерами").
7. Метод последовательного сомнения.
Этот метод начинает работать с самого начала усвоения условия задачи: начиная с первого предложения (фразы) к каждому слову в описании условия ставятся вопросы: а если это не так? а если это запустить наоборот? а если это сделать иначе? Когда этот процесс осуществляется под бдительным критерием полезности, быстро намечаются перспективные варианты исследования. Могущество метода (как и всех прочих) существенно усиливается в сочетании его с другими методами. (Кстати, этот метод чрезвычайно полезен при усвоении любой информации, и чем раньше человек его усвоит, тем более надежными будут его знания.)
8. Метод перебора возможностей на каждом микроэтапе развития системы.
Строительство новой системы (в частности – решения) происходит поэтапно с нуля. Так вот, при закладке каждого нового "кирпича" нужно выяснять, какими возможностями этот "кирпич" наделяет будущую систему и какой "кирпич" надо взять, чтобы система обладала желаемым свойством. "Кирпичами" в этом строительстве являются вещи, явления, проявляющие те или иные эффекты. Вот почему нужно иметь широкое знание физических, химических, психологических и других эффектов.
9. Метод оптимизации.
Это – хорошо известный метод с великолепно развитым математическим аппаратом, достаточно полное освоение которого под силу, как мне представляется, лишь узкому профессионалу. Однако, несколько пожертвовав качеством, есть смысл освоить хотя бы основы метода в виде постановки типичных оптимизационных задач и приближенными (и интуитивными) методами их решения. Понимание метода эффективно способствует нахождению направления поиска общей идеи решения (после чего детальное решение задачи можно поручить уже узкому специалисту). Существует великое множество оптимизационных головоломок, и было бы хорошо собрать их в одном сборнике.
10. Метод встречного движения.
Метод состоит в том, что решение проблемы ведется одновременно в двух направлениях: от условия задачи к поставленной цели и от цели к условиям. Пересечение логических цепочек обеих задач позволяет получить полный путь от исходных условий до цели.
11. Метод гиперсистемного подхода.
Этот метод требует, прежде всего, осмыслить цель изобретательской задачи и увязать ее со сверхцелью (или надцелью) и различными иерархическими уровнями сверхцели. В результате такой работы нередко выясняется абсурдность изобретательской цели, ее противоречие с потребительскими целями. Конечно, хозяин – барин: заказчик может потребовать найти именно это решение (и изобретатель вынужден удовлетворить заказ, ибо ему нужен заработок). Но понимание прагматической (с потребительской точки зрения) абсурдности будущего решения на порядок расширяет творческие возможности изобретателя. В частности, это позволяет ему выйти на гораздо более дешевые решения (пусть и не заказанные), удовлетворяющие те же самые потребности. Так, вместо того, чтобы решать заказанную проблему охлаждения автоматической коробки перемены скоростей для автомобиля, следует задуматься об автоматической коробке скоростей, вообще не требующей охлаждения (как, впрочем, и самого присутствия шестерен и электрической системы управления; и такие коробки существуют).
12. Метод малых возмущений.
Этот метод заключается в том, что к системе, подлежащей усовершенствованию, прилагается множество разнохарактерных незначительных возмущений и на базе их оценок строятся функции изменения системы. Анализ этих функций позволяет обнаружить наиболее слабое место проблемы, где и следует сосредоточить усилия.
В заключение остается добавить, что одно только знание эффективных методов мышления еще не достаточно, чтобы почувствовать их эффективность хотя бы на десять процентов. Многие нюансы можно уловить лишь в реальном процессе обучения и сотворчества.
Перечисленные мною методы мышления особо эффективны при решении поисково-вероятностных изобретательских задач (см. гл. 22). А вот решение задач по заказу в большинстве случаев легче искать с помощью ТРИЗ. Но подозреваю, что в отношении обеих систем множество их изобретательских приемов намного беднее приемов, используемых в математике. Логично допустить, что когда-нибудь найдется ученый, который напишет ТРИЗ, опираясь на логические приемы, используемые в математике.
***
Фундаментом поисково-вероятностного метода изобретательства является сверхсистемный подход: любая поставленная заказчиком задача – допустим, улучшить тормозную систему автомобиля – рассматривается, прежде всего, в отношении целей и интересов (как заказчика, так и потребителя). И тогда, исходя из задачи социальной Сверхсистемы, одним из первых вопросов, на который исследователь должен получить ответ, таков: какова нравственная и интеллектуальная степень развития заказчика? Если заказчик примитивен, то ему достаточно предложить лишь улучшенный вариант существующей модели (впрочем, с этой работой прекрасно справляется альтшуллеровская ТРИЗ).
Но если заказчик социально развит, прогрессивен, то к решению задачи следует подходить из надсистемы – автомобиля. И тогда первым будет вопрос: а нужны ли вообще тормоза? Казалось бы, простой вопрос с простым ответом. Но смотрите, как меняется получение правильного ответа.
Определив, прежде всего, объективную функцию тормоза, мы видим, что тормоза – это… устройство для превращения полезной энергии в… бесполезную! И теперь ответ на поставленный вопрос – улучшить тормозную систему автомобиля – очевиден: тормоза должны быть заменены эффективным рекуператором энергии.
В случае целеопределенного метода изобретательства внимание изобретателя постоянно «прилеплено» к вещи, которую он (по заказу) улучшает и превращает в новую, что сдерживает его свободу мышления. Сознание может сделать с вещью только то изменение, которое входит в число известных ему (изобретателю) операций. Этот способ мышления похож на тот, с помощью которого человек пытается выбраться из тупика лабиринта, НАХОДЯСЬ в этом тупике: не зная даже приблизительно конструкции лабиринта, он по сути НАУГАД выбирает направление движения на развилке.
В случае же вероятностно-поискового метода изобретательства человек знает, что он находится в тупике, но своим сознанием он находится на выходе из лабиринта и мысленно пытается проложить путь до тупика в центре лабиринта. Казалось бы, что два способа – от А к Б и от Б к А – тождественны, но на самом деле между ними колоссальная разница. Первый способ – «от частного к общему», второй, наоборот, «от общего к частному»; в первом случае мы не знаем, КУДА идем, во втором – мы условно УЖЕ пришли к цели, осталось лишь выяснить путь к ней. В первом случае нет стимула знать что-либо далеко от изменяемой системы, во втором случае мы понимаем, что знать общее (внешний мир) очень даже полезно. Так, одно дело, когда россияне пытаются идти от тоталитаризма к демократии, не имея ни малейшего представления о демократии, и совсем иное, когда многие из них побывают в демократических странах и прочувствуют эту демократию в реальности.
С другой стороны, первый способ дает несущественные, но зато реализуемые изменения системы как образа. Второй же способ гораздо менее надежен (в смысле реализуемости), но зато дает волю фантазии в постановке цели и строительстве крайне неожиданных систем.
И потому самое правильное – осваивать ВСЕ методы эффективного мышления и решения задач и, в первую очередь, не забывать постоянно наращивать уровень своего интеллекта.
 

Категория: Виктор Сорокин. Z-мир | Добавил: victorsorokin (30.09.2010) | Автор: Виктор Сорокин E
Просмотров: 813 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

avatar

Меню сайта

Журнал "Вісник Мрії" є періодичним виданням ГО «Дитячо-юнацька екологічна громадська організація «Республіка Мрія», яка з 10 листопада 2013 року як асоційований член увійшла в мережу Всеукраїнської екологічної громадської організації «МАМА-86».  Про ВЕГО "МАМА-86"

Форма входа

Поиск

Новые комментарии

Ссылка на сборник

%