Интересы к познанию неизвестного (как у отдельного человека, так и у разных людей) сами по себе образуют сложную иерархическую систему. Самый простейший уровень – это интерес человека к тому, что неизвестно лично ему, и этот интерес, как и потребность в творчестве, заложен у человека, к счастью, тоже с рождения. Всё известное неинтересно, оно уже приелось, надоело, оно не вызывает условно положительных (т.е. желаемых – как приятных, так и неприятных) эмоций. А вот новое, необычное, непременно выражающееся в новой информации, привлекает надеждой на приятные последствия. И потому ребенок, как только мало-мальски осваивает язык, осыпает родителей вопросами: а что это такое? а почему? и т.п. В это время любой человек обладает феноменальной памятью – без малейшего усилия он запоминает несметное количество фактов и может выучить множество языков. Но проходит немного времени – всего несколько лет, и человек создает какой-то информационный базис, позволяющий ему без затруднения общаться с окружающими во всех бытовых сферах. И потому у большинства людей вполне закономерен интерес к новому, особенно лежащему за пределами непосредственно видимого, осязаемого, пропадает. С этого момента человек большей частью переходит в стадию простого существования, новые знания он приобретает теперь только по необходимости, а потому с большим нежеланием. Одновременно с этим пропадает и интерес ко всякому творчеству – человеку оказывается вполне достаточным простого воспроизводства условий удовлетворения простейших неинформативных потребностей. Однако есть люди, у которых потребность к познанию нового почему-то не насыщается – этим людям новая информация нужна как воздух, при этом развивается и степень (или ранг) новизны: оказывается, нечто новое только для тебя существенно отличается от нового для всех людей твоего окружения и тем более от нового для всех людей в мире. Например, когда ты узнал, что в твоем квартале есть вторая булочная, это новизна первого ранга; а если ты вдруг узнал, что в какой-то стране зубную боль унимают полынной сигарой и никто вокруг тебя об этом не знает, то новизна этой информации будет уже другой степени, другого ранга, причем независимо от степени пользы этой информации. И уж совсем непревзойденным рангом обладает та новизна, которая до последнего момента не была известна никому в мире и которая родилась на свет только что – благодаря ли твоим усилиям или без них. Как известно, человек при желании может сколь-угодно существенно развить свои изобретательские и исследовательские способности. И тогда такой человек попадает как бы в другой мир: он видит то, чего вокруг него не видит НИКТО! Такой человек понимает всех, а его не понимает никто! Он как бы принадлежит оболочке социального поля: по одну сторону от этой оболочки – цивилизация со всей ее информацией, а по другую – мир недоступного и неведомого большинству. Впрочем, большинство и не стремится понять и познать это неведомое. Однако тому, кто интересуется неведомым, ходить далко не нужно: несметное количество неведомого находится у каждого под руками. Наример, попробуйте хотя бы ДО КОНЦА понять, почему вы в каком-то случае поступаете так, а не иначе. Попробуйте – и вы поймете, что лишь в этом вопросе перед вами лежит по существу НЕВЕДОМЫЙ вам мир!.. Итак, мы показали, что степень (ранг) новизны информации обратнопропорциональна числу людей, которым она известна. Это, так сказать, ранги новизны в горизонтальной плоскости. А вот примером новизны в вертикальной плоскости может служить новизна по иерархиям средств производства (см. об этом главу «16. Иерархия факторов реализации»). Здесь важной характеристикой новой информации является ее могущество в качестве средства производства. Чем к более высокому иерархическому уровню средств производства принадлежит новая информация, тем она значимей для судьбы человечества. Представляется, что к самой значимой новой информации следует отнести не только средства производства самого высокого иерархического уровня, но и любую фундаментальную научную информацию. Из этого, кстати, логически вытекает интересный вывод: основное предназначение любого человека – безграничное познание неизвестного всеми доступными способами. И уже совсем в третьей плоскости типы познания различаются по своим внешним формам. Одно дело о новом прочитать или услышать от кого-то, и совсем другое – новую информацию создать самому. Да и само это создание может быть разной природы: можно получить новую информацию с помощью одних лишь умозаключений, а можно провести экспериментальное исследование. Да и умозаключения могут быть на простейшем, бытовом уровне, а могут быть и на уровне глубокого, серьезного научного исследования – с освоением научного аппарата. А еще для научного исследования немаловажное значение может иметь побочный эффект. Так, с точки зрения затраты интеллектуальной энергии и времени два исследования (например, жизни комара какого-нибудь одного вида и нового физического явления) могут быть равнозначными. Но за открытие нового явления могут дать Нобелевскую премию и заодно прославить, а имя исследователя комара в лучшем случае станет известным лишь нескольким энтомологам. Оказывается, возможностью побочного эффекта общество навязывает исследователям свои научные приоритеты. Казалось бы, что этот фактор должен натолкнуть их на решение высокоприоритетных проблем. Однако внутри самой науки приоритеты образуются по иным правилам, и потому всегда находятся ученые, интересы которых не подвластны экономико-прагматическим заказам общества. И в заключение. Управляющие принципы в сфере познания неизвестного получаются следующими: 1. Лелеять потребность к исследованию. 2. Постоянно развивать интеллект. 3. Проявлять свою любознательность к явлениям разной социально-экономической и прагматической значимости и разного уровня абстракции.
|