62. Управление приобретением знаний
Приобрести знание чего-то, о чем-то – значит запомнить его с целью последующего использования (применения).
В зависимости от типа использования знания я делю его на четыре группы: а) знание-удовольствие (в основном эстетическое), б) знание-средство (в основном производственное), в) сверхзнание (философия и организационное знание) и г) знание, обслуживающее знание (язык и логика).
Так вот, нормально развитый человек, на мой взгляд, должен получить достаточное образование в каждой из указанных областей.
Давно замечено, что самый благоприятный возраст для усвоения знания – до 20-22-х лет, а для усвоения некоторых специфических видов знания – это вообще ранее детство. Из этого факта вытекает и наиважнейшая задача воспитателя: привить ребенку как можно в более раннем возрасте инициативный интерес, любознательность к приобретению знаний в каждой из перечисленных выше четырех областей, причем, как это не покажется странным, в равной степени глубины.
Конечно, всю информацию познать нельзя, да и не к чему. И тогда возникает первый вопрос: а что следовало бы знать? На мой взгляд, в первую очередь очень важно научиться понимать, ЧТО именно из информации ты получаешь (или будешь получать в будущем)– непосредственное удовольствие или же инструментальное (производственное, философское, логическое) знание, ибо понимание этого позволяет более эффективно искать и более приятную, и более полезную информацию, а также более уверенно выполнять весьма целесообразное правило: делу – время, потехе – час!
Впрочем, существует замечательный вид информации, совмещающий в себе и полезное, и приятное – это «хорошая» художественная литература и художественно оформленная «деловая» литература. Однако, всё это хотя и немаловажный, но всего лишь вопрос формы. Стержнем же информации является ее содержание, о чем в раннем детстве человек не имеет ни малейшего представления. В это время за ребенка вопрос о заполнении его памяти информацией решают родители и воспитатели.
Какие же знания родители должны дать ребенку в первую очередь?
Прежде всего, это, очевидно, язык – я имею в виду не только его грамматику, но и значительный словарный запас, который ВЗАИМНОоднозначно отображает культуру человека (да и общества). Чем богаче язык (т.е. множество информационных, смысловыражающих единиц, называемое тезаурусом), тем полнее отражаемая им культура и тем больше условий для проникновения культуры в сознание человека. Известно немало случаев, когда человек, с пеленок ставший активным свидетелем какой-либо человеческой деятельности (музыкальной, математической, поэтической и т.д.), уже к трем-четырем годам преуспевал в этой деятельности. И ведь без какого-либо принуждения!
Таким образом, главная задача педагога состоит в том, чтобы к тому времени, когда ребенок окажется способным самостоятельно выбирать свои будущие знания, дать ему такие знания, которые в более позднем возрасте усваиваются уже с трудом. Прежде всего, это – этические и организационные принципы.
Интересно, что представление о сексе пятилетний ребенок воспринимает, как правило, не эмоционально и без чувства стыда. В будущем эти знания станут преградой для возникновения сексуально-психических отклонений.
И еще. Для ребенка чрезвычайно важна чувственная, впечатлительная информация – вкусы, запахи, музыка, разнообразная природа и др. И главная задача педагога – не отбить у ребенка желание к познанию.
***
Рано или поздно, человек начинает осознавать свои интересы и возможности в реализации своего Я. И поэтому важно иметь хоть какое-то руководство по правильной организации своего познания – в частности, по следующей системе правил:
1. Составить список областей, в которых знание представляется очень важным.
2. Начать познание области с важнейших принципов организации знания в данной области, затем приступить к выработке базового истинного знания (БИЗ).
3. Стремиться к качественному (находящемуся на разных уровнях абстракции) разнообразию знания.
4. Уяснить суть древа знаний, что позволит легко оперировать знанием и находить в памяти нужное в данный момент знание.
5. Меньше внимания уделять отдельным конкретным фактам, больше – методам исследования, познания и создания принципиально новой информации.
6. Из художественной литературы отдавать предпочтение той, в которой присутствуют как можно большее число субстанций (этика, эстетика, интеллект, дух и т.д.).
В любой области, где не требуется запоминание колоссальной фактологической информации (т.е. кроме таких, как история, медицина, языкознание), базовое истинное знание, дополненное небольшой фактологической информацией, придает сознанию дилетанта-любителя могущество профессионала. Приемы создания БИЗ в разных областях весьма похожи, а самая общая методика построения БИЗ изложена в рукописи книги «Z-мир».
Каждому человеку, который желает быть полноценной личностью, необходимы серьезные познания как минимум в следующих областях: – методика построения собственного гармоничного мировоззрения, – общая социология (особенно законы поведения человека и общества), – общая кибернетика (теория реализации цели), – суперкибернетика (теория разработки глобальных целей и логика мышления), – хотя бы одно узкопрофессиональное знание для заработка, – методика развития интеллекта, – теория нахождения оптимальных решений, – педагогика, – бытовая медицина, – различные строительно-ремонтные профессии, необходимые в быту, – теория бесконфликтного общения, – разностороннее образование в сфере эстетики, – техника безопасности и самозащиты.
Вообще-то говоря, человек без философского знания – это личность лишь в психологическом отношении, по сути, он просто индивид. Чтобы стать личностью, нужно понять и освоить главные философские категории: цель и смысл жизни, соотношение между преходящим и вечным, отношения между личностью и природой, личностью и обществом. Не знать этих вещей – значит обкрадывать себя на корню. Без философии жизнь пойдет впустую, несмотря ни на какие достижения. Без философии у человека нет пути – он, как волчок, вертится на одном месте. Между тем, философия указывает НАПРАВЛЕНИЕ жизни.
|