61. Управление эстетикой
Перебирая субстанции человека, нетрудно заметить, что эстетика – как мир искусства (в т.ч. и художественной литературы) и его логико-чувственная составляющая – является среди них (субстанций) самой, пожалуй, несущественной. Единственное, чем большинство эстетов готовы пожертвовать без особых мучений, ради удовлетворения своей страсти на высоком уровне, так это, по-видимому, ухудшением экологии. Действительно, трудно себе представить, что голодный человек, например, на последние гроши купит билет в музей или кинотеатр, а не еду; и с другой стороны, загазованный городской воздух вряд ли станет препятствием для посещения картинной галереи…
Тем не менее, среди эстетов распространено мнение, согласно которому именно эстетика является самой важной из всех субстанций человека. Они убеждены, что все беды человечества происходят от недостаточного эстетического развития и что лишь красота спасет мир. Такой взгляд сродни ни на чем не основанной вере некоторых верующих в то, что для решения любой проблемы вовсе не нужно что-либо делать, а достаточно всего лишь хорошо попросить Бога. Однако история нигде и никогда не показала ни малейшей реалистичности такого взгляда на жизнь человечества. И даже в тех случаях, когда искусство наделяет художника баснословным богатством, художник обычно не только оказывается неспособным реализовать свой экономический потенциал с большой пользой на благо общества, но сплошь и рядом показывает пример запредельной расточительности – многие голливудские звезды при зарплате более миллиона долларов в месяц из долгов не вылезают…
С другой стороны, мир без искусства, без сознательного созидания красоты представляется пресным. Поэтому, говоря аллегорически, я предлагаю такую формулу для эстетики и, в частности, для искусства: эстетика не может заменить собою жизнь, но она является разносторонней приправой к жизни, усиливающей вкус и аппетит к деятельности. Аналогия с приправой позволяет сформулировать и первое управляющее решение в отношении затрат на искусство: эти затраты должны быть незначительными (но не нулевыми!). Так, если человек проводит бОльшую часть свободного времени в театрах и кинотеатрах, то он производит впечатление праздного бездельника…
Понятно, этот вывод касается только «чистых» потребителей искусства и не относится к рабочему времени художника (производителя предметов искусства). Но и художник, бОльшую часть свободного времени тратящий на искусство, своим поведением похож на ту самую крысу (из общеизвестного эксперимента), которая зациклена на получении максимального удовольствия. Важно, что приведенная здесь оценка художника является не нравственной, а сугубо прагматической, управленческой (даже не логической!), и художник, разумеется, имеет полное право целиком отдаваться искусству.
[Вообще, многие люди, оказывается, просто неспособны различать субстанциональные основания оценок. А ведь оценка какой-то вещи (или явления, или процесса) может быть этической, эстетической, логической, прагматической, экономической, духовной, и какой-то другой. Но сплошь и рядом я наблюдаю, как люди обижаются, например, на высказанную вслух прагматическую оценку их покупки или логическую оценку их решения: эти оценки (если они не хвалебные) они воспринимают как личное оскорбление! По этой причине при общении с такими людьми я (и не только я) стараюсь не давать никаких оценок их поступкам. Но тем самым эти люди изолируют себя от обратной связи с внешним миром.]
Для управления эстетикой было бы полезным различать два уровня искусства – «чистое» («классическое», так сказать, «искусство для искусства») и «большое» («прикладное», «субстанциональное», в котором чистое искусство является лишь одним из эстетических элементов).
Чистое искусство в какой-то мере совпадает с инструментарием самого искусства: не ЧТО показывать, а КАК показывать. Понять чистое искусство проще всего на примере поэзии. «Чистого» эстета не интересуют нравственные, философские и прочие субстанциональные составляющие стихотворения – для него хорошим стихотворением будет то, у которого прекрасная рифма, правильная ритмика, оригинальный язык, неожиданные ассоциации и др. При этом каждое из этих качеств описывается в свою очередь большой системой критериев: например, для рифмы это фонетическое соответствие, тип фонетической вибрации окончания, степень грамматической отдаленности рифмующихся слов друг от друга и т.д. И я встречал придирчивых эстетов, которые, увидев «примитивную» рифму, откладывали стихотворение в сторону.
Конечно, большое искусство тоже уделяет определенное внимание формальной эстетике, но при удовлетворении художественного произведения каким-то минимальным формально-эстетическим требованиям последние просто теряются в общей художественной оценке произведения. Значение формально-эстетической составлющей можно сравнить здесь с человеческой речью: если человек владеет языком в достаточной степени, то в беседе с ним его речь не акцентриует на себя внимания, а если он косноязычен, то нередко приходится делать над собой большое усилие, чтобы отвлечься от дефектов речи.
Правда, дефект речи может заметить лишь тот, чья языковая культура выше. Так, я не помню, чтобы в юности грамматические ошибки в речи собеседника меня интересовали, но ныне, после пятнадцати лет работы в художественно-политическом издании, даже отсутствие пробела после знака препинания отвлекает мой процесс понимания текста пишушего.
От деления искусства на «чистое» и «большое» зависит и управление своей эстетикой: одно дело – игра в рифмы, и совсем другое – пропаганда определенных нравственных принципов с помощью поэзии. Действительно, рифмоплетство представляет собой рядовое удовлетворение своей тривиальной информативной потребности. Заметную пользу оно может принести только в одном случае: если в поэтическую форму будет облечена весомая мысль, находящаяся вне эстетической субстанции.
А вот пропаганда определенных нравственных принципов с помощью искусства – это уже этап реализации каких-то серьезных целей. В этом случае и качество самого «чистого» искусства приобретает важное значение: чем впечатлительнее будет оформлена мысль, тем до более широкого круга людей она дойдет.
Из этого становится ясным: чем на более высоком уровне человек освоил определенную субстанцию, тем менее он нуждается в ее эстетическом приукрашивании. Возможно даже, что, начиная с некоторого уровня освоения субстации, особо изощренная форма изложения предмета начинает мешать его усвоению. Так, если человек изучает статистику преступлений по детективам, то ему важно знать из произведения всего лишь суть преступления и метод его совершения, что можно изложить в двух-трех фразах. Более того, если подойти к преступлениям системно, то классификация всех возможных преступлений может уместиться на нескольких страницах текста, прочитав который, можно знать наперед о всех возможных преступлениях даже в далеком будущем!..
***
Субстанциональное искусство
Эстетическая сторона каждой из субстанций имеет свою специфику. Да это и очевидно: красота этического поступка имеет мало общего с красотой решения логической задачи – разве что в обоих случаях присутствует само эстетическое чувство. Несмотря на то, что субстанциональная эстетика субъективна, тем не менее, в обществе образуются группы по предпочтениям. Групповой вкус является мощной консервативной силой в существовании общества – даже при самой полной свободе личности в обществе.
Однако развитием общества «заведуют» нетипичные, нередко – новые вкусы. Кое-какие из них я привожу ниже (с перечислением характеристик).
1. Окружающая среда, природа. Любая нетронутая природа, безлюдная местность, пасмурная погода.
2. Продукты труда. Полезность, практичность, удобство в пользовании.
3. Тело человека без вычленения психики, т.е. физическое здоровье. Тело каждого здорового человека, особенно ведущего умеренный физический образ жизни, достаточно красиво. Внешняя красота усиливается красотой внутренней. И абсолютно красивый человек – любимый.
4. Психика без вычленения сознания. Мягкость, терпимость, коммуникативность.
4. Память. Критерий красивой памяти представить себе трудно, разве что высокая степень наблюдательности.
5. Сознание. Развитость во всех отношениях.
6. Эстетика. Критерий красоты произведения искусства – слезы на глазах при созерцании (от радости, сочувствия и т.д.).
8. Логический интеллект (и логическое мышление). Высокая степень сообразительности, быстрота и оригинальность выдаваемых решений.
9. Управленческий интеллект (и управленческое мышление). Целесообразный, но не чрезмерный, порядок, многосферность управленческих решений.
10. Дух как сознательно поддерживаемая и управляемая психическая энергия или сверхуправление. Активная инициативность, оптимизм, собранность.
11. Общество (своего рода ералаш субстанций; в первую очередь – это родственники и друзья). Благожелательность, сострадание, целеустремленность.
11а. Семья. За пределами работы и деятельности на благо общества жить только интересами семьи.
Управление своей эстетикой состоит из следующих действий:
1. Для начала обратить внимание на неизвестные нам критерии красоты – не формально, а попытаться проникнуться ими – глядь, мы откроем для себя невероятные красоты, мимо которых мы прежде пренебрежительно проходили мимо.
2. Развить и затем поддерживать способность к максимально большому числу эстетических чувств.
3. Расположить все свои эстетические пристрастия в приоритетный ряд и ограничить свое потребление чистой эстетики какими-то разумными рамками.
4. Если вы по профессии не художник, то лет до тридцати пяти следует загрузить свою память качественными эстетическими впечатлениями, воспоминания о которых в последующие годы дадут возможность не тратить большое время и средства на потребление искусства.
5. Однако не следует упускать возможность любую деятельность облекать в эстетичную форму; стремиться к высокой эстетике в каждом элементе своего поведения, в каждой субстанции (этика, эстетика, познание, и т.д.), в каждом уровне управления (и абстракции), в каждом результате труда.
6. Стараться не забывать чувственные и эстетические впечатления детства.
7. Периодически созерцать природу с "отодвинутым в сторону" (отключенным), вербальным знанием.
Разумеется, вышеприведенные управленческие принципы являются лишь примером для выработки своей собственной системы.
|