Если в либеральном государстве здоровый человек не родил и не воспитал двоих-троих детей, то перед человечеством он преступник.
C точки зрения физического и интеллектуального здоровья детей, лучший возраст родителей – 20-24 года для женщины и 17-27 для мужчины. (При этом, как я заметил, первый ребенк более развит в интеллетуальном отношении, а старший – в художественном.) Детей нужно нацеливать (помимо всего прочего) на семью уже с самого рождения. (Не помню, чтобы о задаче создания семьи хоть раз говорили бы нам в советской школе.)
На мой взгляд, полноценным воспитанием детей мало кто занимается. Обычно под воспитанием детей понимается их рождение и содержание, т.е. забота о посещении ими государственной школы. Ну, в лучшем случае еще их не калечить и с ними заниматься (играть, читать книжки и т.п.). Однако всё это от профессионального воспитания отстоит весьма далеко.
В моем деревенском детстве всё воспитание сводилось к «накормить и выпустить на улицу». Так что позитивное воспитание состояло лишь из наглядных примеров поведения взрослых. Впрочем, лично мне повезло: моя бабушка, абсолютно безграмотная женщина, кое-каким нравственным принципам меня учила (непреднамеренно, но именно учила).
Ну а с тринадцати лет, за неимением толковых воспитателей, я решил заниматься воспитанием самого себя САМ («спасение утопающих – дело рук самих утопающих»), и потому моей первой книгой, купленной на свои детские заработки, была брошюра «О воспитании детей», в которой я подходил весьма критически к каждому совету автора. И тем не менее, именно эта брошюра дала мне первое системное представление о личности. (Страшно подумать, как сложилась бы моя судьба, если бы я те гроши потратил бы на что-нибудь иное!..) Сегодня с высоты уже полностью отстраненного от тщеславия человека, я оцениваю покупку той брошюры как самый выдающийся поступок в моей жизни, ибо в первую очередь именно он СДЕЛАЛ меня сегодняшнего.
Сегодня я глубоко убежден в том, что предмет «Воспитание детей» нужно вводить в среднюю школу уже с пятого-шестого класса, чтобы дети участвовали в самовоспитании. Уверен, что волей-неволей подростки будут рефлексировать установочные моменты воспитания и на себя. Сами! Даже без помощи родителей. Особенно, если курс предмета («Воспитания») будет интересным и человечным. К сожалению, я оторван от современных старшаклассников, но судя по тому, что мелькает в телевизоре,старшие школьники не имеют ни малейшего представления ни о семье, ни тем более о детях. О сексуальном воспитании и говорить нечего – оно просто отсутствует.
Но если тему секса дети хоть как-то (понятно, как!) обсуждают в своей среде, то такая грандиозная по значимости сфера личной жизни, как влюбленность, не осмысливается вообще никак. Хорошо, что в шестом классе мне попалась (кажется, в «Пионерской правде») статья «О любви и дружбе», которая дала мне некоторые ориентиры относительно того, в кого влюбляться и как любить. Но этого оказалось явно недостаточно, ибо нередко влюблялся в тех, в кого не следовало бы...
Короче, ЖИТЬ нас учили и учат плохо. Хорошие люди вырастают по большей части случайно. Профессионального воспитания как не было, так и нет. (При этом ведь профессиональным воспитателем должен быть в первую очередь сам родитель!) По моей оценке, объем чисто воспитательных усилий не превышает и одного процента от требуемой величины, т.е. воспитания по существу нет – «как вырастут»...
Если взрослый человек не может взахлеб рассказывать о своем детстве, то это несчастный, обделенный человечеством человек. Народ, состоящий в своей большинстве из людей, не помнящих счастливого детства, – мертвый народ. Прожить жизнь без счастливого детства – это чудовищно. Но вот что оно такое – счастливое детство?
Пожалуй, самое важное в детстве – это затянутое удивление. Для сокращения места отправляю читателя к списку вещей, поражавших детское воображение в 1940-50 годах: http://proza.ru/2014/02/01/2 , http://proza.ru/2014/02/02/1 . Важный момент воспитания детей – давать им абсолютную (по их ощущениям) свободу проявления инициативы (пусть и под незаметным контролем воспитателя), возможность пребывать как в одиночестве, так и в творческом коллективе. Детям просто необходимо несколько раз промокнуть до нитки, продрогнуть до посинения, заблудиться, попасть в опасные ситуации и т.п., т.е. побывать во множестве экстремальных ситуациях. Это запоминается и заставляет разносторонне размышлять всю жизнь.
Психика ребенка столь тонкий инструмент, что не прощает даже мелких ошибок воспитателя. Стоит при ребенке хоть однажды раздавить на полу насекомое, и впоследствии он будет делать это всегда! И чтобы отучить его от одной лишь этой привычки, требуются месяцы, а то и годы.
Чтобы воспитать разносторонне богатого человека, и сам воспитатель должен быть таким же! Но где ж его взять?! Далеко не каждому ребенку дается установка, что он должен вырасти разносторонне развитым человеком. А если не дается, то, скорее всего, и не вырастает. И как же в таком случае воспитатель может воспитать разносторонне развитого человека?!. Вот в этом состоит принципиальный парадокс и задача развития человечества: как несовершенный человек может воспитать совершенного человека? И ведь так будет всегда и везде!..
Впрочем, мне представляется, что у этого парадокса решение существует: нужно заложить в подсознание ребенка (и чем раньше, тем лучше, а прежде всего в самого себя!) установку на стремление к СОВЕРШЕНСТВУ. А еще лучше: на стремление к совершенству ВО ВСЕМ! Пытаюсь вспомнить, как и когда эту установку заложили в меня. О чеховском призыве: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» я впервые услышал лет в шестнадцать, а может и позже. Но стремиться к совершенству я начал гораздо раньше. Помню, когда лет в десять я вырезал из сосновой коры кораблики, то стремился сделать их идеальными (и помню ребят, которые все до одного делали кораблики тяп-ляп – лишь бы плавали). Откуда взялась у меня странная потребность?
Скорее всего заразу к совершенству я нечаянно подцепил у крайне нелюбимого мною отчима, который любую работу (а он умел делать всё) вполнял безукоризненно тщательно. Да-да, только сейчас я понял, что именно у него! Он со стопроцентным качеством перетягивал пружинные матрасы, подшивал валенки, полировал люстру, чинил часы, делал табуретки, клал печи... Высочайшее качество его работы я и сейчас помню, как наяву – безукоризненно! Понятно, что этой установкой я не мог не заразить и своих детей. Так что хороший воспитатель должен начинать работу по воспитанию детей с самого себя!
И еще один важнейший момент в воспитании детей. Оказывается, для освоения и усвоения разных субстанций наилучшим является какой-то определенный возраст. Любовь к музыке нужно прививать с колыбели (а то и в утробе). Если не сделали в это время, то в пять лет Моцарта из ребенка уже не сделать. Душевным чувствам ребенка можно научить лишь в 4-6 лет. Если упустить этот момент, то человек навсегда останется «сухарем». К организованности ребенка можно приучить (легко!) лишь в 3-5 лет. Пропустили это время – не стоит удивляться, что, став взрослым, человек будет разбрасывать свои носки где-угодно.
Короче, хотите, чтобы ваш ребенок вырос достойным и способным постоять за себя человеком, наделите его полным спектром ценностей (и способностью к самозащите). И этого по существу будет достаточно – дальше он без вашей навязчивой опеки будет самостоятельно находить почти всегда и во всем правильные ршения и учиться на своих обшибках.
|