Если в прогнозировании естественных явлений человек достиг значительных успехов, то в предсказании явлений социальных и общественных он по существу остается на нулевом уровне. А ведь инструмент для предсказания будущего почти существует и, в отличие от способности гадалки, доступен любому. Это – наука.
Так как фундаментом человеческой жизни является экономика (поскольку именно она поставляет блага для удовлетворения всех потребностей, а кроме того, затраты времени на профессиональную деятельность для заработка значительно превышают затраты времени на любую иную), то экономические законы и явления являются самыми определяющими в жизни общества. Но ведь экономических учений имеется бесчисленное множество; какое же из них самое научное, наиболее верное? Из долгосрочных прогнозов мне известен только один, который подтвердился полностью и в чрезвычайно широком спектре. Это прогноз Бориса Бруцкуса о развитии советского и, частично, капиталистического общества. (Научным наследником Бруцкуса был Фридрих Хайек, впоследствии лауреат Нобелевской премии. Но по способности понимать мир адекватно Бруцкус был, на мой взгляд, намного мощнее Хайека.)
В качестве основы своего научного знания об обществе Бруцкус взял австрийскую политэкономическую школу середины XIX века, где в качестве исходного экономического понятия фигурирует ЦЕННОСТЬ – самая глубинная сущность человека. Истинно верные посылки плюс математический стиль мышления с системным подходом позволили Бруцкусу создать модель общественных отношений, адекватную реальности. Модель эта оказалась поистине волшебной. Здесь нет места для детального изложения анализа сегодняшнего общества, и потому приведу (а скорее всего, повторю – ибо там-сям я их уже излагал) только конечные выводы.
Физиологическая А-цивилизация порождает неразрешимые противоречия во все нарастающем темпе, ибо производство продуктов для удовольствия растет, а ограничение только одно: страх перед преждевременной смертью от перенасыщения.
А технический прогресс только усугубляет положение: А-человек не знает, как и на что ему УБИТЬ свободное время. Череда сменяющихся и все более сильных удовольствий притупляет остроту кайфа и требует применения все более сильных средств – вплоть до самых сильных и опасных наркотиков, что в свою очередь ведет и к разгулу преступности, и к еще большему сокращению срока жизни. В других случаях отсутствие смысла жизни становится остро ощутимым и ведет либо к самоубийству, либо опять же к наркотикам. В третьем случае результатом становится массовая дебильность, ибо думать уже незачем. Я не говорю о практически полном уничтожении природы: экологически чистые, безвредные продукты производить уже негде. Чем сильнее "развивается" цивилизация, тем больше она смахивает на сумасшедший дом.
Многие считают, что Россия отстает от Запада на два поколения. Дудки! Это Запад на целое поколение отстает от России. Темпы роста государственного и общественного насилия распространяются со скоростью чумы. Это, конечно, не значит, что дело движется ко всеобщей резне: просто мир вступает в стадию господства супермафий либо просто духовного разложения – ибо в нем перестают действовать многие моральные ограничения. И иное ему неведомо.
У либерально-демократического мира, перенасытившегося потреблением, есть только один стимул шевелиться: угроза со стороны агрессивных обществ (большевистско-патриотических и просто умалишенных), объективная цель которых – уничтожение всех инаких, а следовательно цивилизации вообще. На войну и оборону человечество в целом тратит какие-то несусветные средства, в десятки, если не в сотни раз превышающие потребность для минимально-достаточного добротного существования. Надеяться же на то, что большевистско-патриотические и умалишенные общества остепенятся, – большая наивность. И не только потому, что в истории такое не наблюдалось, а прежде всего потому, что психология больших масс (народа) в лучшую сторону менятся исключительно медленно, веками (а вот довести до скотского состояния любой народ можно, как показала практика ГУЛага, за считанные месяцы).
Интересно, что перепрыгнуть через «сытость» заевшееся общество не может, оно продолжает искать лишь все более изощренные способы удовлетворения своих физиологических и по большому счету скотских потребностей. Самое лучшее, что могут сделать люди А-общества, это оказывать помощь больным и сверхбедным. Но на выходе этой помощи нет никакого прогресса: спасенные люди остаются такими же физиологическим потребителями. Ну, в лучшем случае миролюбивыми и сердобольными. И всё!
И это несмотря на то, что живописные призывы к какой-то ИНОЙ, духовной, жизни раздаются как минимум со времен Древней Греции. Но... почти никогда они не попадают на благодартную почву. Сегодня-то я понимаю, почему: человек может осмысливать лишь ту реальность, которая находится не слишком далеко от его знания-понимания. Чтобы вещь обрела для человека значение, необходимо, чтобы сознание проложило до нее логическую цепочку и встроило бы вещь в структуру своего знания. И лишь после этого сознание может применить к вещи различные оценки (логические, прагматические, эстетические и т.д.).
Но если логического мостика от нашего сознания до вещи посторить не удалось, то вещь является для нас просто шумом. Напомню о моей попытке понять Гегеля в пятнадцать лет. Я видел слова и вроде бы даже понятные, но составленные из этих слов смысл фраз понять не мог – мостика от моего детского знания до идей великого философа у меня не было! (А вот сегодня никаких проблем! Только вот уже не очень интересно...)
Мне доводилось бывать в далеких от развитой цивилизации деревенских домах, в которых безграмотные женщины поддерживали идеальный порядок. Думаю, что такие женщины, поставленные у руля какого-нибудь экономического хозяйства, смогли бы навести идеальный порядок и там. Но не могу предположить, что кто-либо из этих женщин смог бы оказаться (без специальной подготовки) хорошим организатором межличностых отношений в обществе, поскольку вещи (явления) сферы человеческих отншений имеют принципиально иную субстанциональность («физическую оболочку»), нежели предметы быта. По этой причине масса людей с большими проблемами в отношениях с другими людьми не могут воспользоваться хорошими учебниками по психологии. И по этой же причине большинство людей не заглядывают в книги, в которых предлагаются попытки устройства более совершенного мира.
Но что еще хуже, так это невозможность диалога между обществом и социальными мыслителями, если последние существенно не упростят предлагаемые модели чего-либо более совершенного. Я не раз наблюдал, как люди с высшим техническим образованием впадали в ступор при поптыке осознать непротиворечивость того или иного изобретения законам физики. (О многих таких изобретениях я рассказал в серии «Не может быть!»).
Что же говорить об изобретениях социологических!.. Такие базовые социальные явления, как насилие и справедливое распределение остаются совершенно непонимаемыми, тем более самая сложая социальная категория – системное совершенство?!
Всё это говорит о том, что почти все пробелмы, стоящие перед человечеством, имеют объективно-субъективную причину: невозможность сознания освоить уже давно имеющиеся знания. Но еще более глубинная причина – невозможность сознания ЗАИНТЕРЕСОВАТЬСЯ идеей построения более совершенного мира. Да ладно бы люди не интересовались сами, так для большинства из них каждый, кто размышляет об более совершенном обществе, воспринимается как инакий, как личный враг, а сама идея о существовани общества более совершенного, нежели уже имеющегося, считается государственным преступлением. (В России последние 100 лет так было всегда, не считая 1990-х годов, когда людям было вообще не до идей...)
Получается интересная вещь: цивилизация МОЖЕТ развиваться по субъективным законам, но развивается по объективным, движущей силой которой являются психофизиологические потребности, определяющей из которых является инстинкт стремления к власти во всех ее разнообразнейших формах, подогреваемый к тому же страстью к физиологическим удовольствиям. Из этого проистекает примитивная до ужаса модель сегодняшней цивилизации: власть и удовольствия. А с ней и прогноз развития цивилизации на ближайшее тысячелетие: больше насилия, больше удовольствий! Скучно, господа, скучно...
Справедливости ради следует сказать, что там-сям кое-кто пытается «шевелиться», придумывать всякие оригинальные конструкции человеческих отношений типа общества «Venera». Но все они наступают на одни и те же грабли: предполагают диктат Хозяина и в той или иной форме насилие. А это мы с Владимиром Ильичом уже проходили. А вот БЕЗ насилия и Хозяина ни одного проекта мне увидеть пока не удалось...
Хуже другое: в мире нет интереса искать идеал жизни. С 1966 года, когда я выдвинул лозунг «Мир без насилия», но НИ ОДИН человек даже в разговор не вступил на эту тему. И вот это меня удивляет больше, чем все зверства на земле...
|