Среди множества обязанностей человека есть наиважнейшая, без которой человек фактически выпадает из социума, – это обязанность уважать права других. Человек является и остается членом общества с тех пор и до тех пор, пока он с уважением относится к себе подобным. Вот почему властитель-диктатор – не член общества, он считает себя выше общества, он – «надстройка». (Кто его «надстроил», вопрос другой – может, сам себя, а может, граждане вытолкнули его наверх, чтоб под ногами не путался...)
Гражданин начинается с уважения прав других людей. И действительно, в том, что человек требует, чтобы не нарушались его права, ничего удивительного нет. А удивительно, это когда человеку нарушить права других людей выгодно, а он, тем не менее, их не нарушает! Звери так не поступают. Вот почему большинство, считающее себя вправе нарушать права слабого меньшинства, является обществом диким и заведомо нецивилизованным. Обычно агрессивное большинство является еще и трусливо-послушным своему властителю – Хозяину. И потому у меньшинства такое большинство заслуженно вызывает к себе чувство омерзения.
Вообще, без воспитания А-человек (обычный человек) не способен осознать и признать тотальность закона сохранения энергии в сфере общественных отношений – «за все надо платить!». До него не доходит простая истина: при отстаивании в обществе своих прав необходимым условием их обеспечения является уважение им самим прав других.
Во времена СССР диссиденты сочувствовали народам СССР, проживающим концентрированно в тех или иных административных границах и находящимся под гнетом кремлевской власти. Но, обретя с крахом СССР национальную независимость, все эти народы без исключения незамедлительно стали попирать права проживающих в этих же административных границах уже "своих" национальных меньшинств. Оказывается, раб, ставший властелином, проявляет не меньшую, а то и большую жестокость и кровожадность, нежели смещенный хозяин (вспомните пугачевых-разиных). Классическим подтверждением этого закона для А-общества является приход к власти и последующее господство большевиков. Получается, рабы-властолюбцы в принципе не могут создать свободное общество. Строительство такового начинается с уничтожения в своем Я дикой животной потребности встать над другими. (Вот почему, будучи диссидентом, я агитировал своих коллег прежде всего за возложение на себя определенных моральных обязанностей, ибо настоящая революция начинается с перестройки своего Я, с личного примера правильной жизни. Увы, с достоверностью я не знаю никого, кто последовательно занимался бы самовоспитанием).
Таким образом, общество может быть свободным только в том случае, если каждый его член предоставляет всем остальным членам право на независимое поведение в весьма широких пределах. И этими пределами является ответное уважение права других на независимое поведение. Если мы хотим жить в атмосфере психического спокойствия, то должны прежде всего оставить других людей в покое, признать за ними полное право на независимое поведение, на самоопределение (и только в этом случае морально требовать, чтобы и в нашу жизнь никто не вторгался без нашего ведома). Впрочем, как показывает жизнь, далеко не всем это удается: многим кажется, что другие так и хотят вмешаться в их жизнь, унизить, оскорбить, обвинить их. И они любое поведение других людей, даже нечаянный поступок, рассматривают прежде всего под этим углом зрения. Не зря же в России бытует поговорка: "За нечаянно бьют отчаянно!". Избежать этой дикости можно только придерживаясь принципа: человек несет ответственность лишь за действия, являющиеся следствием сознательно принятого решения; ко всем же остальным следует быть предельно снисходительным, а главное – никогда не спешить с обвинением.
Но вот непростой вопрос: какие осознанные действия человека считать нарушающими независимое поведение других людей? Например, какие из перечисленных ниже моих действий в отношении других людей нарушают их право на независимое поведение:
а) они мне чем-то не нравится,
б) свое отрицательное мнение о них я высказал своей жене, своим друзьям,
в) это мнение я высказал ему самому,
г) я не хочу с ним общаться,
д) я обрываю все контакты с ним?
И т.д., и т.п.
Ответить на эти и подобные вопросы предоставляю читателю.
А себе я задаю вопрос: кто и когда научил меня уважать права других людей? Но, как ни странно, я не припоминаю никого, кто разговаривал бы со мной на эту тему обстоятельно. Единственное, что запомнилось четко, это бабушкины слова: «Чужого не бери, даже если никто не видит!» Конечно, это много, но это далеко не всё, чтобы в отношениях с людьми не возникало напряжений в других вопросах.
Я не помню, чтобы в школе нас учили о правах – как наших собственных, так и всех остальных людей. Про обязанности, правда, говорили, но... в отрыве от темы о правах! Советские люди были лишь должны! И даже, когда говорилось о «правах», речь, тем не менее, шла об обязанностях. Например, что это было за право на труд, если за уклонение от труда полагался тюремный срок? Или «право» на высшее образование, которое на деле являлось привилегией, даруемой тем, кто доказал свое низкопоклонство к партии и правительству? Про право на получение и распространение информации я уже и не говорю...
Так вот, я считаю, что первый урок в общеобразовательной школе должен быть посвящен Главной обязанности человека: уважать права других людей. Любить или не любить Родину и родителей, кем быть и даже что такое хорошо и плохо – всё это дело второстепенное. А первое: хоть тресни, но не мешай другим людям жить, как им хочется!
Хотелось бы ответить на одно возражение: мол, воспитание и обучение детей невозможно без принуждения, а то и насилия над ними. Такое случается лишь тогда, когда работа по воспитанию ребенка запущена. Да, бывает, что дикого, распущенного ребенка ввести в цивилизованные рамки без принуждения невозможно. Но если ребенок находится в атмосфере любви и взаимоуважения с самых пеленок, то нарушить права других людей ему в голову не придет.
Случается, правда, что ребенок не хочет вести себя так, как того хочется родителям (воспитателям), хотя он никого не трогает и ни к кому не пристает. И в этих случаях родители сплошь и рядом прибегают к принуждению. А эффект в большинстве случаев наблюдается противоположный: ребенок начинает ненавидеть любую учебу и любую работу! Однако воспитание без принуждения возможно, о чем пойдет речь в соответствующей главе.
|