Общее представление о своих естественных правах человеку следует иметь по двум причинам: во-первых, это знание помогает эффективнее и бесконфликтнее наладить отношения с себе подобными, во-вторых, понять, чего по возможности следует требовать от государства, в котором он живет. Так, до тех пор, пока государство не обеспечило каждого гражданина, независимо от его поведения, минимальными жильем, питанием и медицинским обслуживанием, говорить о праве на жизнь не приходится. Другой пример: если для самой малочисленной национальности создаются препятствия для национального самоопределения, а любой гражданин лишен права порвать все отношения с государством и уйти в отшельничество, то право на независимое поведение в этом государстве отсутствует.
Важно понять, что любое право кого-то существут лишь в тандеме с соответствующей обязанностью кого-то другого. Причем обязанность гораздо важнее права. Если человек не воспользовался своим правом, то это беда не острая: за свое невежество человек расплачивается лишь упущенными возможностями. А вот если в правовых отношениях другая сторона свои обязанности не выполняет, то это уже общественный конфликт.
Вообще-то говоря, всей системе прав человека противостоит система обязанностей общества, в т.ч. и государства. Самые важные (в смысле главные) обязанности действительно цивилизованного общества (и государства) являются:
1) обеспечение естественных прав человека, при этом в случае государственной организации общества каждый человек должен иметь право контролировать деятельность каждого государственного органа и каждого государственного ответственного чиновника (без этого, как показывает история, государство свои обязанности не выполняет);
2) гарантированное сохранение экологии планеты (половина всей территории Земного шара – пропорционально каждому естественно-природному фактору – должна быть отведена под абсолютные заповедники);
3) регулирование плотности населения в пределах, например, 10 человек на квадратный километр.
Важно и интересно, что последние две обязанности из системы прав человека логически не вытекают. Эти обязанности есть интеллектуальное решение органов самоуправления, взявших на себя ответственность за благополучие общества.
Однако с переходом к рассмотрению общества с максимально совершенной организаций управления его система обязанностей заметно меняется. На первое место выходит обязанность по разработке генеральной СТРАТЕГИИ цивилизации и, в первую очередь, ее целей. Сегодня у человечества такого органа нет, оно живет по поговорке «кто в лес, кто по дрова». Поразительно, казалось бы человечество достигло высокого уровня развития, однако самого главного, с чего начинается деятельность разумной системы – ГЛОБАЛЬНЫХ целей, – нет! Поэтому в макромасштабе человечество ничем не отличается от любого животного: несмотря на высочайший уровень научно-технического развития оно просто существует!
Может показаться, что если люди совершают высоконравственные поступки и осуществляют величественные цели, то этим самым они наделяют жизнь человечества абсолютным смыслом. Дудки! Они наделяют смыслом лишь путь от постановки цели до ее реализации. А потом все возвращается на исходное пустое место. Так что Z-цивилизация существенно отличается от современного общества.
Следующая обязанность Z-общества – это создание и поддержание условий для разработки и реализации ПРОЦЕССА оптимальной организации общества. Это значит, что в обществе должны быть созданы институты, на пушечный выстрел не допускаемые к управлению, в чью задачу входит лишь разработка АБСТРАКТНЫХ принципов и методов эффективного, разумного и справедливого управления. Вроде бы напрашивается параллель с конституционным судом в демократическом обществе; к сожалению, место не позволяет углубиться в сопоставление. Приведу лишь один из примеров абстрактного управленческого принципа: при проведении в жизнь какого-либо закона, требующего изменения объемов каких-либо потоков (имеющих личную ценность для граждан, например, изменение пенсионного возраста), указанное изменение должно быть постепенным и растянуто на 5-10 лет.
И вот после того, как будут решены указанные выше организационные задачи, можно перейти к рассмотрению задач, так сказать, чисто хозяйственных. И вот здесь неожиданным образом первоочередной задачей мудро организованного общества оказывается... ОБРАЗОВАНИЕ нации. Понимаете, не оборона, не здоровье, не питание нации, а сфера, которая сегодня у всех мешается под ногами! Ибо если народ образован, то он способен решать ЛЮБЫЕ задачи! Великолепным подтверждением этой мысли является Израиль – государство, об уничтожении которого мечтает едва ли не полмира. На совершенно пустом месте, в окружении непрекращающейся агрессии евреи (особенно благодаря высоко грамотной русско-еврейской эмиграции из России) создали процветающее государство!..
Вот теперь к обществу и государству можно предъявить требования и по выполнению других обязанностей. И можно не сомневаться: грамотный и целеустремленный народ существенных обшибок в своем развитии не совершит.
|