Смыслографирование терминологических определений.
Во-первых надо сказать, что мышление людей включает в себя формы и функции мышления всех биологических организмов, от одноклеточных до приматов, ПЛЮС рассудочное - медленное - вербальное мышление, дающее представления, выходящие за границы ситуативного восприятия: в пространстве и во времени. Преимущества и проблемы людей связаны с тем, что посредством Слова они стали жить не только в настоящем и в пределах видимости, а одновременно в прошлом и будущем, в видимом и невидимом. В этом отношении кругозор и мировоззрение людей могут различаться не менее, чем мышление насекомых отличается от мышления здравомыслящего человека.
Огромную роль в развитии рассудочного мышления, которое дает образную "пищу" интуитивному - неосознаваемому - быстрому мышлению, играет развитие способности к длительной и периодически возобновляемой концентрации внимания на рассматриваемых явлениях. Рассудочное мышление может быть трех типов: 1) Ремесленно-практическая рассудочность, которая удовлетворяется выработкой стереотипов ориентирования, поведения, навыков = обывательский гедонизм. (Исполнители желаний.) 2) Абстрактно-логическая рассудочность, необходимая для осуществления профессиональной интеллектуальной деятельности - интеллектуального ремесленничества = творцы социальной реальности. (Руководители.) 3) Исследовательская рассудочность, направленная не на формирование, а на анализ стереотипов мышления, на выявление и устранение противоречий в логике восприятия взаимозависимостей, взаимодействий, взаимосвязей действительности = модельеры действительности. (Исследователи.)
Естественно, что чистых типов нет и быть не может, но соотношение приоритетов может сильно различаться по непредсказуемым причинам. Дети в одной семье могут радикально отличаться по типу мышления. "Исполнительское" мышление наиболее индивидуально, оно формирует стиль поведения, реагирования и деятельности. "Управленческое" мышление требует от личностей более строгого следования традициям и принципам социальной организации, которые довольно жестко связаны с менталитетом и управляемых и управляющих. Даже роль родителя требует некоторых знаний и навыков в сфере управления.
Нас в большей мере интересует "исследовательское" мышление, поскольку именно с его помощью отыскиваются ОПРЕДЕЛЕНИЯ терминам и выражениям, обозначающим явления и процессы, среди которых приходится жить, принимать решения и действовать. Хитрость в том, что беспристрастная Истина инвариантна на каждом уровне обобщения, аксиоматичные и аксиологичные представления плюралистичны и многозначны, а гипотетичным допущениям и вероятностям практически нет численного ограничения. Если бы исследователи и управляющие однозначно осознавали пагубность распространения правдоподобной по форме, но ложной по содержанию информации, то каждый человек в зрелом возрасте давно был бы подобен Богу. Это означало бы полное усмирение и подконтрольность сознанию животно-биологической психологии людей. Но для большинства людей, не поднявшихся до исследовательского мышления, именно сенсуализм = "калейдоскоп" ощущений, эмоций, переживаний является оправданием существования.
При таком мировосприятии за мировоззрение принимается набор блоков информации в формате энциклопедии, где в алфавитном порядке располагаются более или менее правдоподобные описания предметов, явлений, процессов. Не имеет существенного значения, как называется такая система мироощущения; верой или знанием. Важно, что "люминь" должен оставаться "люминем", Бог - опекуном, а царь, президент и т.д. - его наместником на Земле. На этом уровне мышления ПОЛЕЗНО все, что не нарушает привычных стереотипов - шаблонов восприятия, представления, мышления. Поэтому все толковые словари различаются лишь по форме, но не по содержанию = смыслу.
Существует и другой тип мировоззрения, в котором информационные блоки взаимообусловлены, взаимосвязаны, логически каталогизированы = образуют многоуровневую систему смысловых взаимозависимостей и взаимоопределенностей. Такая мировоззренческая модель представляет действительность, как воплощение взаимодействия ВЕЧНЫХ и НЕИЗМЕННЫХ Законов и Принципов, единственно возможного существования - Бытия. Взаимодействие высших Законов и Принципов Бытия определяет смысловое содержание более частных Законов и Принципов на всех уровнях существования и взаимодействия. Образно говоря: географы создавали и создают смысловые модели пространственного расположения гео-экологических объектов, в которых высшим обобщением является планета Земля, "каталогизируемая" на континенты и океаны. Эти смысловые "каталоги" подразделяются на каталоги следующих уровнней; равнины, горные системы, моря, острова и т.д. Но, географические смысловые модели являются лишь фрагментами геофизической модели строения планеты и астрофизической модели строения и эволюции космических объектов - систем. Если каждый смысловой уровень существования представить себе в образе матрешки, то каждая из них содержит в себе несколько более "частных" "матрешек".
Исходя из таких представлений утверждается, что существует ВОЗМОЖНОСТЬ смыслографировиния Бытия = создания (а идеале) адекватной, непротиворечивой, структурно полной и отображающей все существенные взаимосвязи элементов системы Бытия, мировоззренческой модели. В Бытии нет противоречий и в частности нет противоречия между вечностью Законов - Принципов и эволюционной конечностью векторных трансформаций форм, в которых они воплощаются и взаимодействуют. Противоречия возникают лишь в сознании рассудочно разумных существ, которые только учатся ПОНИМАТЬ смысловую структуру Бытия, но по причинам; суетности восприятия, недостатка опыта беспристрастного мышления, использования некорректных терминологических определений и наслоения ложно интерпретируемых "ИНТЕРЕСОВ" они противопоставляют смысловые конструкции РАЗЛИЧНЫХ уровней и фрагментов действительности, впадая в логические противоречия.
В образном изложении можно сказать, что каждый здравомыслящий человек смутно представляет себе за сенсорными образами восприятия некий смысловой облик Бытия. Язык, культура, цивилизованность = возможности исторически сложившегося общего информационного пространства предоставляют в распоряжение каждого человека некий набор "пазлов" - (пуццле), из которых он в течение жизни собирает некоторые мировоззренческие фрагменты, что обеспечивает ему возможность более или менее успешного ориентирования в экологической и социальной действительности. Метод осознанного и непредвзятого смыслографирования = адекватного моделирования действительности позволяет целенаправленно дополнять фрагменты детерминированного понимания с целью объединения фрагментов в завершенный ОБЛИК Бытия. Эта "теорема" имеет единственное адекватное решение, к которому возможно придти дедуктивным методом от высшего Принципа: Триединства Бытия. Любой другой постулат в роли "краеугольного камня" приводит к нестыковкам, противоречиям = к невозможности завершения мировоззренческой мозаики Бытия.
Может возникнуть опасение, что смыслографирование верхних уровней иерархической структуры Смыслов Бытия может лишить многих людей стимулов к дальнейшему расширению мировоззренческой "картины". Мне представляется, что такие опасения напрасны, поскольку уже на начальном этапе смыслографирования действительности вырабатывается привычка и стремление к интеллектуальному совершенствованию, а лучшим стимулом становится получаемый результат: ясного и бесконфликтного сознания, руководствующегося объективным ПОНИМАНИЕМ.
Из всего сказанного становится ясно, что значение адекватных терминологических определений невозможно переоценить. Термины служат для идентификации Смыслов. предлагаемых к рассмотрению, а определения должны раскрывать место и связи Смыслов в смысловой структуре - иерархии Бытия. В качестве примера сущностного определения предлагаю формулировку равенства: Гармония = реализуемая функциональность. Красота является частным случаем гармонии, поэтому более точной формулировкой смысла поговорки будет выражение: "Гармония спасет мир!" = = = Гармония - реализуемая функциональность.
© Copyright: Владимир Карстен -Вфкг, 2010 Свидетельство о публикации №21007150639
|