Религии и религиозность - это прежде всего МИРОВОЗЗРЕНИЕ и принципы социальной организации. Буддисты, мусульмане, иудеи, православные, атеисты и т.д. имеют заметно различные представления о принципах взаимодействия с окружающими объектами и субъектами. Эти различия не всегда заметны на примерах судеб отдельных людей, но в масштабах народов, государств и столетий именно они определяют динамику, направленность и принципы социальных преобразований - социальной эволюции. Кто не идёт вперёд, тот отстаёт, а "опоздавшему поросёнку ...". Именно идеология (логика идей) и этика православия, как смеси языческих, христианских и исламских традиций, определяет культуру деловой и социальной пассивности "на этом свете". Идеология атеизма = материализма = антропоцентризма атомизирует личности - не способствует их духовному объединению, активному социальному взаимодействию и самоорганизации. Кастовая социальная организация, до сих пор сохраняющаяся в Индии, невообразима среди иудеев или лютеран только потому, что радикально противоречит их идеологическим и этическим основам. Отсюда возникают различия в самоощущении, самооценке, в самостимулировании. Одни ощущают себя "детьми Божьими", другие - "богоизбранными", третьи - "потомками обезьян" и т.п., а уже отсюда делают соответствующие выводы. = = = = = = = = = = =
Другие могут сказать, что это вольный пересказ христианской легенды и что именно так создавались все религиозные писания. Но надо признать, что "сказка - ложь, но в ней намёк", который только "добрым молодцам - урок", поскольку сочиняли, писали, дополняли эти легенды люди с неординарными способностями и извлекали из них "уроки" тоже не глупцы. Даже в наше время активно создаются и распространяются легенды в политической, религиозной и научной сфере. Легендой о возможности райской жизни на Земле является марксизм, а наукообразной легендой "о сотворении Вселенной из математической точки" является эйншейнианство. В библейские времена тем более была возможность выдать философско-религиозные сочинения за найденные древние откровения. В Женевской Библии, имеющей обширные комментарии и пояснения "черным по белому" утверждается, что первые свидетельства о писаниях иудаизма относятся в к вавилонскому периоду истории иудеев. Не могу сослаться на высказывания авторитетов, поэтому скажу от собственного понимания всего того, что связано с историей религиозных учений: Они вобрали в себя все высшие достижения философского познания, известные к тому времени. При этом, наиболее заметно непосредственное влияние античных философских систем и особенно явно - влияние учения Платона на первоначальное христианство, а учения Аристотеля на канонизированное христианство, ставшее "государственной" религией. Остаётся добавить, что религиозные учения сильны мировоззренческим синтезом - обобщением, утверждением общих принципов существования и взаимодействия, а научное и материалистическо-атеистическое мышление специализируется в анализе - разложении, дроблении, фрагментировании действительности и мировоззренческих представлений. Поэтому у верующих имеется больше оснований для мировоззренческого согласия и социального единства чем у атеистов-материалистов. Поэтому малые народы, для которых религиозность не была и не является "пустым звуком", отстаивали и сохраняли свою национальную, общественную и государственную независимость - целостность.
|