Для меня, ясность и последовательность мышления - изложения, как бальзам на душу. Поэтому продолжим.
Я согласен, что уровень сознания и самосознания каждого из сограждан в конечном итоге определяет уровень общественного сознания - самосознания.
Но возникает вопрос о причинах эволюции или деградации индивидуального и общественного сознания, о степени влияния на эти процессы конкретных личностей, групп и прочих социальных объединений.
Надо признать, что С-С. (для краткости, поскольку сознание неотделимо от самосознания) формируется и развивается под действием трёх основных факторов: 1. Из личного опыта восприятия и взаимодействия с явлениями и процессами среды обитания. 2. Из опыта социального общения и взаимодействия, из опыта осмысления смысла и значения воспринимаемой при этом информации. 3. Из теоретических исследований, обобщений, выводов, теорий, аргументов - из процессов целенаправленного познания и самопознания.
Представляется ясным, что С-С. дошкольников и школьников формируется под определяющим влияеием:
1. Всё более техногенной, урбанизированной и гиперинформатизированной окружающей среды.
2. Родителей, членов семьи, круга общения, воспитателей, учителей и СМИ.
На состояние окружающей среды наибольшее влияние имеют те люди, которые определяют полит-экономическое, научно-технологическое, инженерно-техническое, информационно-просветительское и воспитательно-психологическое состояние общества.
Но С-С. этих людей было сформировано 40 - 60 лет тому назад в условиях; идеологических ограничений на распространение информации, интенсивной узко-идеологизированной пропаганды, преимущественно скудного и унифицированного быта, идеологически унифицированного "советского" воспитания и образования.
Важно отметить, что абсолютное большинство из этих людей относятся к активным экстравертам, которые не склонны и малоспособны вносить коррективы в свои имеющиеся убеждения, в мировоззренческо-идеологические установки.
Изменения в личном С-С. невозможны без сомнения в адекватности собственных представлений. Сомнения ведут к неуверенности в выборе целей и средств их достижения, что для руководящих и властвующих представляется недопустимым.
Поэтому говорится: "Учёных учить - только портить".
Итак, приходится сделать вывод, что надежды на эволюцию общественного С-С. возлагаются на: 1. Научно-теоретические исследования и их доказательные результаты в мировоззренческо-идеологической сфере. 2. Немногочисленных интровертов, склонных и способных к сомнению, к внимательному наблюдению и анализу эко-био-социальной действительности, способных воспринять и понять теоретические доказательства.
3. Возможности и средства распространения такой информации.
Читать дальше http://rm.pp.net.ua/2014/WFKH_2014.01.pdf
|