..... Андрей Елькин: Но Владимир Федорович, мы должны опираться на имеющиеся интеллектуальные ресурсы: в сложившихся условиях пытаться вовлечь в созидательный процесс те силы, которые по определенным критериям не совсем соответствуют вечно недостижимому идеалу. Иначе у потенциально ориентированных на прогрессивные изменения представителей сообществ может возникнуть ощущение, что их роль ни просто ничтожна, но сводится к формуле "знай своё место". Конфликтность позиций заключается всего лишь в различном понимании вопроса о том, кто может обеспечить полноценное лидерство в процессах организации социума на основе новых правил и смыслов. Народ должен осознавать свою руководящую роль, не сомневаться в ней, даже если это предоставляемое ему "народовластие" в силу эффективной деятельности структур интеллектуального управления будет иметь неабсолютное значение.
Владимир Карстен: Андрей Вячеславович, народ не настолько глуп, чтобы не понимать, что даже в командных играх "лидером" не может быть большинство. По определению в любом коллективном действии распоряжается один, а выполняют многие. Чем больше исполняющих и чем меньше распоряжающихся, тем больше можно сделать. В хорошей команде распоряжения и поведение лидера сверяется коллективом с целями и задачами, которые команда ставит перед собой. Народ - это в лучшем случае - большая команда, а в худшем случае - население со множеством криминальных группировок.
Можно пытаться втемяшивать народу абсолютно нереальные убеждения, чтобы люди тешили себя несбыточными надеждами и чтобы руководствуясь этими убеждениями они делали то, что на самом деле делать нельзя. Ложь опасна не сама по себе, а последствиями ложных действий, проистекающих из ложных представлений.
Мне странно слышать от Вас о "ПРЕДОСТАВЛЯЕМОМ народовластии". Неужели-ли не ясно, что реальным НАРОДОВЛАСТИЕМ и не пахнет от этого сумбурного набора; частично народовольческих, социал-демократических, частично анархистских и большевистских лозунгов. В Швейцарии часто проводились и проводятся референдумы, во всех цивилизованных странах имеются многообразные возможности проведения политических акций. И что? Там есть народовластие?
Недавно разговаривал с местными немцами, которые сокрушались, что голосовать уже давно не за что и не за кого. И где "руководящая роль" народа? Сказки всё это. Пока не появится ЛИДЕР, с внятной и конструктивной программой действий, народ не может ничего сделать. Другими словами: роль лидера (теоретика - идеолога) в истории развития общества не меньшая, чем роль генерального конструктора в разработке, испытании и производстве новых технических устройств. ----- Идеал - не некая "конечная станция", а направление движения в сторону всё большего понимания, всё большего сознания и само-сознания. Всеобщее начальное образование - хорошо, среднее - лучше, высшее - ещё лучше. Один, понимающий социальную реальность - хорошо, сто - лучше, миллионы - остаётся только мечтать и действовать. Человек выпивает за свою жизнь столько жидкостей и съедает столько продуктов, что трудно представить и убедить ребёнка, что он может столько выпить и съесть. Зачем говорить о "недостижимости" (фантастичного) идеала, когда есть вполне понятные критерии более совершенного человека и общества.
"Имеющиеся интеллектуальные ресурсы" могут реализовываться и развиваться только тогда, когда они осваивают и применяют более объективную (Научную), менее ошибочную (лживую) социальную теорию (концепцию), соответствующую перспективным задачам и возможностям общества. Кризис в том и состоит, что "Проблемы не решаются средствами системы, их породившей", иначе они не стали бы ПРОБЛЕМАМИ и не породили бы мировоззренческий кризис.
Но ещё раз повторю, что НОВЫЕ мировоззренческие концепции - теории не рождаются из болтовни на форумах или собраниях. Для этого, как археологу, необходимо освоить обширные знания, необходимые методы, необходимо кропотливо потрудиться многие годы - десятилетия, чтобы собрать разрозненные факты, логические связи и сложить всё это в НОВУЮ (непротиворечивую) систему представлений.
И после всего этого надо ещё убедить людей не делать того, что они считают естественным, что и усугубляет ПРОБЛЕМЫ. Так было с ростом населения Китая: чтобы обеспечить старость - надо иметь больше детей, а детям надо больше своих детей и т.д. Аналогично с мегаполисами: все деньги, ресурсы и возможности обогащения собираются в них, а "люди ищут, где лучше", поэтому "паучья" система губит сама себя.
К сожалению, среди лидеров, говорящих и "народовластии", нет теоретиков с хоть какой-то вменяемой концепцией, объясняющей ПРИНЦИПЫ функционирования этого самого "народовластия". Эти лидеры не способны ответить на простейшие вопросы функционирования власти. О чём тогда ведётся разговор столь долго и упорно? Все политические партии, их лозунги и программы, их структуры и методы - как инкубаторские цыплята. Они различаются лишь на словах и по персональному составу желающих денег и власти. Всё остальное - лишь "дымовая завеса".
Андрей Елькин: Всё верно только при одном условии, что те, ради кого нужно было "кропотливо потрудиться многие годы - десятилетия, чтобы собрать разрозненные факты, логические связи и сложить всё это в НОВУЮ (непротиворечивую) систему представлений", тоже достигли немалого - уже освоили "обширные знания и методы". Короче говоря, население может не понимать - к чему его призывают и что от него хотят, даже если наступит революционная ситуация, когда власть и народ "не могут" и "не хотят". Поэтому Вы правильно пишите: "после всего этого надо ещё убедить людей не делать того, что они считают естественным". Но "убедить" - это ведь тоже категория деятельности, которая будет вынужденно находиться в поле зависимостей от неразрешимых в современных условиях факторов. Если говорить о логической последовательности, то сначала народ должен признать лидера, довериться ему, и сделать это не благодаря чьим-то декларациям, а опираясь на свои собственные убеждения. Такая бесконфликтная презентация Лидера может состояться, если лидер и народ будут говорить на одном языке смыслов и понимания. Массы сегодня имеют свой понятийный аппарат, в котором "коллективное сознание", демократические ценности и всё с ними связанное представляются образцом справедливости и эволюционного прогресса. Нужно опираться на этот фундамент и постепенно внедрять элементы нового вИдения. Наша задача – не ограничиться только философски мыслящей аудиторией.
Владимир Карстен: По этому вопросу можно поискать исторические аналогии, которые развивались в соответствии с динамикой эволюционного маятника, а с другой стороны - в соответствии с "Законом ИЕРАРХИИ". Естественно, что аргументация в терминологии "спиральной эволюции" во всём противоречит историческим фактам и этим ЗАКОНАМ.
Простейший пример: МОДА. На пике моды обычно бывает очень небольшая группа людей, которые экспериментируют, пока не "откроют" удачное решение. С "УСКОРЕНИЕМ" растёт число поклонников данного стиля = "маятник" разгоняется от "мёртвой точки". Сначала этот процесс идёт в элитных кругах, потом подключается массовое производство - наступает насыщение рынка и постепенно интерес потребителей спадает = "маятник" приближается к следующей "мёртвой точке" появления нового стиля.
Абсолютно аналогично происходит с фундаментальными открытиями в Науке = накапливаются новые идеи и предположения в узком кругу специалистов или инициативных мыслителей, но в конечном итоге появляется человек, объединяющий эти разрозненные идеи в систему представлений, как Коперник, Дарвин, Менделеев и т.д. Народ, от всего этого очень далёк, но через некоторое время начинает пользоваться плодами открытий как чем-то естественным, даже не вспоминая, какими усилиями и какой борьбой в самом начале это далось. Ведь на старых представлениях "кормились" тысячи учёных, преподавателей, пропагандистов и т.д.
О Стиве Джобсе говорят, что он был гениальным "маркетологом", а надо говорить - ИНВЕСТОРОМ, способным распознать перспективное направление развития идей и вложить в него необходимые ресурсы. Но в технической сфере всё намного более материально = осязаемо, чем в мировоззренческой сфере. Поэтому людям, позиционирующим себя в качестве лидеров социального переустройства, необходимо иметь мужество, чтобы отказаться от стереотипов мышления и распознать конструктивную концепцию. С.Разина, Е.Пугачёва, В.Ульянова и т.д. сначала признали лидером по несколько человек, которые способствовали утверждению лидеров. Но там были "интересы", а здесь требуется ПОНИМАНИЕ.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕДУЕТ.
|