(На фото: художник В.И. Евдокимов с женой Лидией Владимировной)
ПРЕДИСЛОВИЕ:
Однажды, волею случая, мне представилась счастливая возможность познакомиться с Красноярским художником Виктором Ивановичем ЕВДОКИМОВЫМ. А произошло это так:
В июне 2005 года мне домой позвонил Александр Семёнович БЕРДНИКОВ – диктор радио и телевидения с многолетним опытом работы, член Союза журналистов. В 1998 году он организовал региональное общество русской культуры «РУСЛО», которое возглавлял многие годы. Вокруг него собирались интересные люди: журналисты, писатели, поэты, художники, композиторы, барды и не только…
В литературном объединении «РУСЛО» я участвовала со дня его основания. Александр Семёнович чуть что – сразу звонил мне:
- Светлана, труби большой сбор, обзвони всех, собираемся в Доме Журналиста!
В этот раз Александр Семенович сообщил, что успел обзвонить сам несколько человек, готовит для нас сюрприз – назвал время и адрес, по которому просил всех прийти.
Летний день и в самом деле напоминал большой праздник.
Виктор Иванович ЕВДОКИМОВ со своей женой Лидией Владимировной живут по улице Волгоградской в угловом 3-х этажном старом доме на третьем этаже. Хозяева встретили нас радушно, и мы все дружно поднялись наверх, выше третьего этажа. Прямо над их квартирой, под самой крышей, находятся мастерская и выставочный зал. Около порога разулись и босиком ступили на гладенький пол. Разместились на расписных сказочных стульях, сидели за резными столами ручной работы. Здесь всё было из кедра. То, что мы увидели, не поддаётся никакому описанию. Не хватает слов, чтобы выразить впечатление, какое произвела на нас встреча с Виктором Ивановичем ЕВДОКИМОВЫМ. Его дивные композиции! Это поистине творения Великого художника. Мы окунулись в мир красоты.
А потом пили чай, фотографировались, много говорили, слушали рассказ самого мастера. Поэты: Александр ВЕРЕТНОВ, Александр ЗАХАРЧЕНКО, Елена АРГУДЯЕВА читали свои стихи. Исполнил несколько песен Красноярский композитор Анатолий ВАСИЛОВСКИЙ, на встречу с художником он пришёл не один, а со своей женой Галиной Петровной. Заслуженный артист России, доцент кафедры Академии Музыки и Театра Анатолий ИВАНОВ сыграл на флейте.
Из присутствующих были поэты: Александр САВЕНКОВ, Николай МОЧАНОВ, Михаил ПОТОПАЕВ, Алексей БАГРЕЦ, Татьяна СУЧКОВА, Валентина ПЕДУР.
Александр Семенович БЕРДНИКОВ обещал Виктору Ивановичу в дальнейшем свою помощь. Но случилось непредвиденное, 19 января 2006 года в крещенские морозы Александра Семеновича БЕРДНИКОВА не стало. Это большая потеря для всех нас. Невосполнима горечь и боль утраты. Светлая ему память!
Я не писатель, но не могла оставаться безучастной к судьбе талантливого художника ЕВДОКИМОВА и решила о нём написать, хотя сначала не думала, что отважусь на такое. Мы с Виктором Ивановичем созвонились по телефону, и он вкратце поведал мне о своей судьбе – некоторые факты из жизни. Потом ещё раза два звонила ему, собрала материал по телефону. Всё, что он успел мне рассказать, я записала на чистых листах бумаги. Работала дома ночами. Старалась написать о художнике подробно, на сколько это возможно, из информации, какую он мне дал, чтобы читателям было интересно читать.
Хочу, чтоб люди знали, что в Сибири, в городе Красноярске живёт удивительный, прекрасной души человек Виктор Иванович ЕВДОКИМОВ, художник, мастер своего дела. Ему и его жене Лидии Владимировне мои самые тёплые слова признательности! Пусть всегда Дружба, Любовь и Уважение согревают их семейный очаг!
Не помню, чьи слова, но как мудро сказано: «ДРУЖБА, СВЯТАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДРУЖБА! КАК ОБЛАГОРАЖИВАЕТ ОНА ЖИЗНЬ, ДЕЛАЕТ ЕЁ КРАСИВОЙ, ЦЕЛЬНОЙ, РАДОСТНОЙ».
НЕКОТОРЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА:
Виктор Иванович ЕВДОКИМОВ родился в 1939 году в городе Чапаевске Самарской области. Он рос болезненным мальчиком и по состоянию здоровья, глубокой осенью 1942 года, мама Клавдия Мокеевна, увезла его в возрасте трёх лет с братом Михаилом и сестрой Лидией в деревню Чувичи Самарской области Хворостянского района.
Ехали в фургоне. Лошадью управлял дядька Гаврил. Перед ними тянулась узкая дорога, полная ухабов и ям, глубоко изрезанная колеями. Неизвестно было, доедут они до деревни живыми или нет, так как на всём пути их преследовали волки. Больше всего люди боялись, что волки могут загрызть лошадь. Ночью было видно, как страшно светятся их глаза. Слава Богу, никаких враждебных действий волки не предпринимали, и семья ЕВДОКИМОВЫХ благополучно прибыла в деревню Чувичи.
Жили в доме у деда Мокея КУРАКОЛОВА. Дед имел свою кузницу, был мастер художественной ковки, резчик по дереву, мастер по росписи и изразцам, человек безотказный, к нему тянулись люди. Он обладал острым умом и неиссякаемой энергией. Виктор Иванович, будучи ребёнком, был любопытный и старался постоянно ему во всём помогать. Дед был строгий, но правильный, мало говорил. Любимой его присказкой были слова: «Эх, внук, внук, не видал ты ещё мук!».
Иногда, в доме деда устраивались посиделки, собирались жители деревни, говорили на разные темы, пели песни. Особенно Виктор Иванович любил слушать сказки. В сказках вся красота нашей Земли и доброта души человеческой.
Деревня в жизни Виктора Ивановича сыграла большую роль. Он вёл уединенный образ жизни, и это было ему на пользу. Сколько себя помнит – постоянно рисовал, на чём придётся, в основном угольком.
До леса семь километров, в деревне в округе деревьев не было, простиралась голая степь. Посреди самой деревни хорошо вырисовывался овраг, небольшой пруд, возле которого росло несколько ивушек. Однажды, в пятилетнем возрасте, Виктор Иванович пришёл к пруду учиться плавать. Нырнул и попал в глубокую яму, еле оттуда выбрался. На другой день снова пошёл на пруд и, нырнув, попал в ту же яму. Судьба была к нему благосклонна, и всё обошлось. После нескольких попыток, он научился самостоятельно держаться на воде, нырять и плавать.
В 1942 году в деревню Чувичи пришла похоронка, в которой сообщалось, что отец Виктора Ивановича – ЕВДОКИМОВ Иван Михайлович, 1910 года рождения погиб под Ленинградом. Увидев её, мама закричала так громко, пронзительно, надсадно, как не кричала никогда. И по сей день Виктор Иванович не может забыть её горькой судьбы, помнит всё и хранит в себе. До самой последней минуты она молилась и надеялась. Для человека упование на Бога – лучшая опора. Больше о своём отце он ничего не знает. Мама рано овдовела и всю свою жизнь посвятила детям.
В военные и послевоенные годы кушать было нечего, от голода и холода люди умирали на глазах. Было много вдов и сирот. Дети ходили босые, от голода грызли даже расчёски. Если не засуха, то в огородах была картошка. Правда она не давала ни силы, ни сытости, была нехорошая, мелкая, редкая, невкусная.
В 1948 году умер дед Мокей и дом его обменяли на домик поменьше и чёрную корову. Вскоре и коровы не стало. Какой-то злой человек её изувечил, и она умерла. Трое детей остались без молока.
Мама сменяла оставшийся домик на землянку и три козы. Через месяц двух коз съели волки. Последнюю козу сменяла на полмешка отрубей.
В феврале 1949 года мама продала землянку. Они погрузили весь свой скарб на санки и разместились в них сами. Практически пешком, в лютый мороз, прошли по дороге двенадцать километров до районного центра Хворостянь, где пришлось заночевать. Рано утром отправились снова в путь и прошли пятьдесят километров до Студенцов. Это заезжий двор, где всего несколько домов. Остановились на ночлег. На следующее утро пошли дальше до станции Безенчуг. В общей сложности они преодолели сто пятнадцать километров. Всё решала выдержка. Надо было выдержать.
На станции Безенчуг сели на поезд, проехали до станции Чапаевск, где жила тётя Оля, вдова с тремя детьми.
В городе было хуже, чем в деревне, ещё голоднее. По этой причине через неделю пришлось уехать в город Ташкент, где жили родственники – сестра отца тётя Нюра с семьей.
Прожили у тёти две недели. Потом мама устроилась на работу, дали жильё – коммуналку четырнадцать метров на пять семей. У детей вакантные места были под кроватями.
В Ташкенте отношения между людьми были очень доброжелательные. Кругом в городе росли бесхозные фруктовые деревья, тутовник красный, тутовник белый – ешь сколько душе угодно. Яблоки, груши… бесплатно. Грецкий орех, алыча – рви, кушай, никто не ругал.
В школе № 107, Фрунзенского района города Ташкента, ещё не окончив третий класс, Виктор Иванович попал в студию художника Якова Львовича, который сразу заметил его способности к рисованию. Кроме него он отобрал ещё восемь человек для занятий в изостудии. Это стало началом большого пути. Впоследствии из девяти студийцев вышли два художника-профессионала, один из них ЕВДОКИМОВ Виктор Иванович, а другой БОГДАНОВ Виктор – участник Международной выставки в Канаде город Оттава.
Но вернёмся к прежним воспоминаниям.
Виктор Иванович окончил третий класс с похвальной грамотой. С третьего по десятый класс изучал узбекский язык и поэтому знал его в совершенстве.
В возрасте одиннадцати, тринадцати лет он зарабатывал кистью деньги. Люди раскупали его картины и заказывали. В то время Виктор Иванович писал пейзаж, натюрморт и на заказ выполнял копии. Особенно пользовались успехом копии с таких картин, как: «Дети бегущие от грозы» художника Маковского, «Три богатыря» Виктора Васнецова, «Утро в сосновом бору» И.И. Шишкина.
Когда мама устроилась на завод «Таштекстильмаш», то им дали более крупную размерами коммуналку – комната метров сорок. Жили там человек тридцать не меньше, но было уютнее, чем в первой коммуналке. Жильцы уже стали жить более цивилизованно, отгораживаться, друг от друга изолироваться. Применяли пространственный дизайн – строили из простыней и прочих цветных тряпок отдельные комнатки. Явное преимущество над первой коммуналкой в том, что здесь было на улице поставлено несколько кабинок с холодным душем совершенно бесплатно круглые сутки.
В 1950-х годах в Ташкент привезли пятьдесят тысяч греческих партизан. Семью Виктора Ивановича и всех жильцов со второй коммуналки поместили в подвальные апартаменты. Там с ними сожительствовали скорпионы. К великому удивлению, они никого не трогали, не кусали, жили все вместе дружно.
5 марта 1955 года в возрасте пятнадцати лет Виктор Иванович устроился на завод «Таштекстильмаш» фрезеровщиком. Интересна и богата событиями заводская жизнь. Общение с греками оставило очень большой приятный след в жизни Виктора Ивановича. Среди них появились друзья. Вообще знакомства там завязывались очень быстро и внезапно. Всех греков звали по фамилии. Они прекрасно ладили между собой. Первый из греков, с которым Виктор Иванович познакомился и подружился, был МИХАЙЛИДИС. Ему было около тридцати лет. Вместе учились при заводе в ШРМ – восьмой, девятый, десятый класс.
На производстве лучшим другом был БАБАНИКОС. Он постарше, лет сорока, красивый, стройный. БАБАНИКОС раньше жил в Афинах, много рассказывал Виктору Ивановичу о себе, о жизни в Греции, о её культуре. Он был грамотный человек, коммунист. Живя в Афинах, занимал высокий пост, был важным лицом. Когда к власти пришли фашисты, его вместе с группой коммунистов сослали на остров Крит в Греции. Интересное дело, он был коммунистом, а дружил с дочерью капиталиста, которая жила в Афинах. На острове Крит БАБАНИКОС пробыл полгода, а потом его перевели в Афинскую тюрьму. В первую же ночь к нему в камеру пришёл тюремщик и сказал, что утром его выпустят на свободу, но перед этим он будет крепко наказан, получит по заслугам. БАБАНИКОСА пытали всю ночь: привязывали к скамейке, «врезали» по пяткам по пятьдесят ударов на каждую. Утром его выпустили, он даже идти не мог. Спас БАБАНИКОСА и помог ему освободиться от пожизненного заключения богатый отец подружки, после чего БАБАНИКОСУ ничего не оставалось делать, как только примкнуть к партизанам.
В связи с переворотом в стране и гонением, партизаны вынуждены были бежать из Афин, среди них оказался БАБАНИКОС. Они бесчисленным количеством человек шли пешком через горы к определённой бухте восемнадцать суток, в связке по шесть человек, спали на ходу. Успели таки сесть на Советский теплоход, ушли от погони. Сила духа преодолевает и страх перед смертью. По дороге часть людей оставили в Албании, остальных привезли в Ташкент.
Было много откровенных разговоров. Виктор Иванович, будучи подростком, слушал интересные истории БАБАНИКОСА с упоением, представляя всё, размышлял и запоминал.
При клубе завода была художественная самодеятельность. Группа из десяти, двенадцати человек греков, которая выступала на сцене – солисты, отдельно сольно, отдельно вокал под аккомпанемент гитары. Сколько огня и жизнерадостности было в их выступлении! Музыка потрясающая! Осталось неизгладимое впечатление. На концерт приходили множество людей, зал был переполнен. Виктор Иванович относился к исполнению самодеятельных артистов, к их культуре с большим уважением и любовью. Именно, на этой почве, он сдружился с БАБАНИКОСОМ. Тот часто водил его в столовую, которая находилась у проходной завода, где была греческая национальная кухня и кормили только греков. Готовили по домашнему очень вкусно.
В это же время Виктор Иванович занимался в музыкальной школе по классу «баян». Знакомство с греками положительно повлияло на его отношение к музыке. Друзей было много. В памяти навсегда остались их имена:
АРХИТЕКТОНИДИС на концерте в самодеятельности пел дуэтом, учились с ним в одном классе в ШРМ. ПЕТРОПУЛОС был на заводе сменщик. С КАРАТАНУСОМ и ЛОЗАНИСОМ вместе работали. КАРАТАНУС был юморист, весельчак, матерился по-русски, как настоящий русский мужик, а Виктора Ивановича научил материться по-гречески.
СТАВРОПУЛОС был самый умный грек, возраст пятьдесят лет, удивительный интеллигент. Интересовался изобразительным искусством и с дружеской чистосердечностью предсказал Виктору Ивановичу, глядя на рисунки, что из него когда-нибудь получится настоящий художник. Виктор Иванович вместе со всеми весело смеялся, принимая его слова за шутку. Друзья-греки встречали и принимали его как близкие, как родные, как любимые братья – в самом святом смысле слова. Виктор Иванович всегда чувствовал с их стороны самую сердечную поддержку, самую искреннюю симпатию.
Эти отношения позволили понять Виктору Ивановичу их разговорную речь. Он мог хорошо изъясняться на их греческом языке, и ему и всем это очень нравилось.
Было в то время Виктору Ивановичу ЕВДОКИМОВУ шестнадцать лет.
Работа на заводе «Таштекстильмаш» для Виктора Ивановича была большим счастьем. Эта практика помогла ему в дальнейшей жизни при обработке дерева. Работая фрезеровщиком, Виктор Иванович освоил не только выполнение высшего разряда, но и умение читать чертежи.
Позднее, проучившись факультативно в двух институтах: Индустриальном по деревообработке и Авиационном – обработка металлорезанием, появилась теория и практика составления технологического процесса и составление технологической карты, а также составление чертежей.
Уехал Виктор Иванович из Ташкента в начале 60-х годов, по причине болезни мамы Клавдии Мокеевны на Волгу в город Камышин, где жили их знакомые.
Однажды хороший друг Виктора Ивановича привёл его в струнный оркестр. Руководитель ПОПОВ сказал, что им не нужен баянист, а нужен контрабасист. Так, немного подучившись, Виктор Иванович стал играть на контрабасе. В струнном оркестре он познакомился со своей будущей женой Лидией Владимировной, она играла на домре. А какой у неё замечательный голос: чистый, высокий – сопрано. Она пела, выступала на сцене, мечтала научиться играть на пианино. Ей тогда было двадцать лет.
Когда Виктор Иванович впервые увидел Лидию Владимировну, у него внезапно перехватило дыхание, сердце замерло от новых, неведомых ему радостных ощущений. Она была как вишенка в цвету – красивая, пригожая, смотрела на него широко открытыми глазами. Краска смущения заливала её лицо. Неожиданная встреча очаровала его, в сердце пробудилась любовь и в 1961 году они поженились. Именно с ней он нашёл долгожданное семейное счастье.
Весной, того же года, Виктор Иванович поступил заочно (платно) в Московский народный университет искусств, факультет рисунка и живописи. Закончил учебу в 1965 году, и ему было выдано Свидетельство, что он освоил начальный и основной курс: рисунок, живопись, композиция.
Ещё один немаловажный факт. В 1962 году у Виктора Ивановича и Лидии Владимировны родился сын Сергей, а в 1966 году сын Александр.
В 1967 году Виктор Иванович уехал один учиться в очное Саратовское Художественное Академическое училище. Снимал квартиру в частном доме. Окончил учебу в 1971 году: ДПИ и живописно-педагогическое отделение.
На этом можно сказать, что официальное обучение Виктора Ивановича закончилось, хотя он всегда говорит: «Продолжаю учиться до сих пор, так как человек никогда не сможет достичь совершенства».
В конце 1971 года Виктору Ивановичу и Лидии Владимировне представилась счастливая возможность поехать в круиз на Восток. Дети остались дома с бабушкой Клавдией Мокеевной в городе Камышине Волгоградской области. Путешественники выехали из Камышина на поезде, и первая остановка была в Екатеринбурге. Остановились в гостинице. Виктор Иванович пошёл в отдел культуры и сказал, что им нужна временная работа для продвижения на Восток. Он взял заказ на выполнение художественных работ, поработал с месяц и они отправились путешествовать дальше.
У Виктора Ивановича была задача познакомиться с музеями, достопримечательностями, архитектурой. Его интересовали картины художников: Константина Коровина, Врубеля, Огюста Ренуара. Очень хотел увидеть их. В каталогах они были, но в монохромном изображении. Так же, во всех музеях, он искал произведения народного творчества.
Следующая остановка в Новосибирске. Там были долго – два, три месяца. В Красноярске не останавливались, проехали мимо. Посмотрели город Иркутск, город Улан-Удэ. Из Улан-Удэ на самолёте улетели в город Хабаровск. Жили на дебаркадере, то есть в гостинице на воде. Погода ближе к осени, ветрено, дебаркадер восхитительно покачивало, отчего Лидия Владимировна была в восторге.
В Хабаровске повезло, побывали в Краеведческом музее, где Виктор Иванович обнаружил картину Константина Коровина «Хористка». Всегда мечтал её увидеть, и вот свершилось. С большой радостью познакомился с работами художника Бенуа. Когда видишь работы крупнейшего художника – обязательно возьмёшь у него какое-то направление мысли. В этом же музее впервые в своей жизни Виктор Иванович увидел скелет водяной коровы. Это произвело на него грандиозное впечатление. Впоследствии, у него появилась композиция – резьба по дереву «Водяная корова».
В городе Хабаровске они жили около месяца. В Союзе художников им сделали предложение остаться работать, но кто-то посоветовал путешественникам поехать «проветриться» в город Биробиджан, это рядом с Хабаровском, километров двести не больше. Биробиджан – столица Еврейской Автономии. Съездили целенаправленно, посмотрели изучение экстерьера города, пообщались с местными художниками. Люди там живут очень гостеприимные. Было много интересных встреч, знакомств, полезной информации.
На поезде вернулись в Хабаровск. Через некоторое время коллеги посоветовали Виктору Ивановичу и Лидии Владимировне съездить в город Николаевск на Амуре, портовый городок. Из Хабаровска можно было туда добраться либо на самолёте, либо на пароходе. Навигация была закончена, и они полетели на самолёте. Добравшись до места, остановились в гостинице. Денег оставалось дня на четыре. Вдали от «большой земли» впечатления незабываемые.
В отделе культуры была вакансия работать только в Краеведческом музее художником. Виктор Иванович работал вместе с женой. Оклад маленький. Чтобы уехать оттуда, надо работать целый год. Из гостиницы ушли на квартиру в частный дом. Хозяева дома, где они жили: дедушка Василий Ефимович, ему 85 лет, ростом два метра и бабушка Надежда Ивановна, 67 лет. Изумительно красивая пара! Во дворе как положено: коровка, поросята, курочки, кролики. Василий Ефимович – советский фермер, мудрейший человек. Они отдали своим постояльцам большую комнату.
Наступила зима. Однажды бабушка хотела побелить кухню к празднику, развела известь в тазике, а сама стоит, качается. Виктор Иванович вошёл в кухню и не понял в чём дело, спросил о её самочувствии. Оказалось, что Надежда Ивановна страдает болезнью Паркинсона. Тогда он взял кисть, за полчаса выбелил всю кухню, она стала чистенькой и свеженькой. Хозяева ахнули, так им было это приятно. С тех пор и подружились, стали близкими друзьями.
Жили путешественники у них с полгода. Был интересный случай. Как-то дедушка Василий Ефимович всех удивил. На улице сорок градусов мороза, а он босиком, по колено в снегу пошёл в стайку доить корову, кормить и поить животных. Виктор Иванович его спросил:
- Василий Ефимович, в чём секрет? Вы же можете простудиться и заболеть.
Дедушка усмехнулся, подмигнул ему. На полу у стены строем по стойке «смирно» стояли пять-шесть бутылей браги, каждая бутыль ёмкостью ведра полтора. Ответил:
- Вот, первая бутыль уже готова к употреблению. Остальные готовятся по своей очерёдности. Воду я вообще никогда не пью. Утром выпиваю стакан браги, в обед и на ужин стаканчик.
Налил Виктору Ивановичу попробовать. Оказалось градусов двадцать, похоже на креплёное вино. Василий Ефимович сказал, что это лекарство его лечит, поэтому он не болеет, мол, у него в приготовлении сего напитка имеется свой рецепт.
Далее, он отдал Виктору Ивановичу такое распоряжение:
- Принимать брагу без спроса круглые сутки! И не удовольствия ради, а продолжения рода человеческого для…
По молодости дедушка Василий Ефимович лет тридцать работал в Анадыре, строил дома, потому и закалённый.
Природа в Николаевске на Амуре поразила Виктора Ивановича своей красотой. Ничего подобного он раньше в своей жизни не видел.
Работа была трудоёмкая, но шла на высоком уровне. Оформили выставку по заданию городских властей, целевую для них. Она была отправлена в Хабаровск, где заняла по краю первое место. Власти предложили Виктору Ивановичу и Лидии Владимировне остаться, обещали обеспечить мастерской, выделить квартиру, но у путешественников такой цели не было и они отправились на самолёте прямиком до города Тольятти.
После длительного путешествия Виктор Иванович года полтора работал в городе Камышине Волгоградской области заведующим городской мастерской.
В 1975 году приехали всей семьей в город Красноярск на постоянное место жительство, где он работал художником в художественном Фонде РСФСР.
В 1993 году Виктор Иванович построил частную мастерскую «Теремок», стал студийным художником, то есть, по сути дела, он начал заниматься выставочной деятельностью.
Список персональных выставок и участие в выставках:
1992 год – г. Красноярск, КИЦ (культурно-исторический центр)
1992 год – г. Харбин (КНР)
1992 год – США – Международная выставка.
1995 год – г. Назарово, Красноярский край
1995 год – г. Ачинск, Красноярский край
1995 год – Женева (Швейцария), Международная выставка.
1996 год – г. Енисейск, Красноярский край
1996 год – г. Лесосибирск, Красноярский край
1997 год – г. Зеленогорск, Красноярский край
1997 год – г. Канск, Красноярский край
1998 год – г. Железногорск, Красноярский край
1998 год – г. Красноярск
1998 год – г. Москва, Кремль, Колонный зал. Участник выставки.
1999 год – Нижний Ингаш, Красноярский край
1999 год – г. Красноярск
1999 год – г. Москва, персональная выставка.
2000 год – г. Дивногорск, Красноярский край
2000 год – г. Красноярск
2000 год – г. Улан-Удэ. Региональная выставка «Мастера
XX-го века».
2001 год – г. Железногорск, Красноярский край
2002 год – г. Москва. Участник выставки в мэрии Юрия Лужкова.
2003 год – г. Москва. Участник выставки в мэрии Юрия Лужкова
2004 год – г. Красноярск, «БИЕННАЛЕ» (Международная
выставка).
2004 год – Выставка к 60-летию Победы в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годы.
Всероссийский фестиваль народного творчества.
2004-2005 гг. – г. Красноярск. Юбилейная выставка в честь
60-летия художника.
2006 год – публикация работ (разворот две страницы), журнал
№ 7 «ХОППОКЕН» 2006 г. Winter Япония.
2007 год – г. Красноярск, Краевая библиотека.
Персональная выставка.
2007 год – г. Красноярск, Агентство культуры.
Персональная выставка.
2007 год – г. Красноярск, Литературный музей им. Виктора
Петровича Астафьева. Персональная выставка.
2007 год – г. Красноярск, Городской выставочно-музейный зал
(участие) «Русь изначальная».
2007 год – г. Красноярск, Комплекс им. Ивана Ярыгина.
«Русь православная» (Российская)
2007-2008 гг. – г. Красноярск, Культурно-исторический и
музейный центр. Краевая выставка мастеров
ДПИ «Снова вместе и навсегда».
***
Красноярский художник Виктор Иванович ЕВДОКИМОВ занимается и иконописью. Пожелаем ему успехов и Божьего благословения!
|