Лет двадцать тому назад мы видели по телевизору рекламный фильм о путешествии на поезде по Шотландии. Захватывающие дух пейзажи и сопки, своей суровостью чем-то похожие на камчатские, так нас заворожили, что мы решили на следующее лето проехать по северной Шотландии. В то время у нас был небольшой дизельный автомобиль марки "Рено-Клио".
…За какие-то полчаса пронырнув под Ла-Маншем, мы во второй раз оказались в Соединенном Королевстве (в первый раз были кратковременно только в Лондоне). Без особого интереса быстренько проскочив всю страну, мы подъехали к Каледонскому каналу. Горючее было на исходе, и, завидев заправку – почему-то только дизельную, – мы завернули. Еще большее недоумение вызвало у нас то, что на заправке было аж целых три сорта дизельного топлива. Заправившись, мы удовлетворенно помчались в сторону озера Лох-Несс.
Но ровно через пять километров двигатель "зачихал" и заглох. При каждой новой попытке завести он фурычил все меньше и меньше, пока нам не стало ясно, что "кина не будет". Без малейшего знания английского мы тщетно стояли на обочине в надежде, что кто-то подбросит Соню до заправки, где можно будет попытаться вызвать техпомощь. И вот когда стало уже смеркаться, рядом с нами останавливается машина, и мы слышим "родную" французскую речь – на севере-то Шотландии! Оказалось, что путешествующая французская пара, проехав мимо нас, решила вернуться, заподозрив, что у нас какая-то проблема. Узнав в чем дело, они отвезли Соню на заправку, где на хорошем английском заказали техпомощь и… привезли Соню обратно. Про то про всё ушло на это около часа времени. Ни о каком вознаграждении не могло быть и речи – если помогает француз, то это, как правило, бесплатно. Все это тронуло нас до глубины души и оставило в нашей памяти неизгладимый след.
Еще через час приехала спасательная служба и, погрузив нас с машиной на платформу, доставила в мастерскую, расположенную недалеко от злополучной заправки. Ночевали мы в своей палатке прямо перед въездом в мастерскую. А утром после промывки двигателя и заправки уже настоящей соляркой мы "почапали" дальше.
Оказавшись на берегу Лох-Несса, мы улыбнулись: в таком "болоте" не то что чудищу морскому, а обыкновенному тюленю было бы тесновато. И, не надеясь даже на привидение, мы переправились на другую сторону озера – с южной стороны, чтобы обследовать поперечные фьордообразные озера, соединенные небольшими речками с Лох-Нессом. Но оказалось, что в этом малонаселенном крае приблизиться к речкам невозможно: на протяжении 17 км шли сплошные дачные домики.
Потом мы проехали километров тридцать по следующему каньону до лысых высот и повернули обратно. На однополосной грунтовой дороге никого не было, и я потерял всякую бдительность, напрочь забыв, что в Великобритании движение левостороннее. И вот когда я преспокойно въезжаю на вершину очередной морены и максимально придерживаюсь "своей" правой стороны, в пяти метрах перед нами резко останавливается встречный автомобиль!
А теперь я предоставляю российскому читателю спрогнозировать подобную ситуацию на российской дороге, когда навстречу едет по левой стороне забывчивый англичанин. Скольких ребер и зубов не досчитался бы незадачливый "пятью-шесть-веник"?..
А в нашем случае? …Все четыре окна встречного автомобиля опускаются, и из них высовываются четыре головы – рты до ушей от очаровательных улыбок, как будто мы подарили им целый Диснейленд! За что нам так? Или они – он, она и двое детей лет двенадцати – из другой цивилизации? Мы поехали дальше, помахав ручкой и одарив их благодарной улыбкой.
Зная, что в Великобритании частная собственность является поистине святой, мы побоялись подняться на мудрые, серые сопки, отгороженные от автострад забором из колючей проволоки – как оказалось, только для того, чтобы овцы не лезли под колеса, так что зря мы побоялись. Вообще-то говоря, северо-шотландские сопки не похожи ни на какие другие. Мудрость – это, пожалуй, самая точная их характеристика – как на картинах Рериха или Чюрлёниса. И еще. Ощущение, будто сопки говорят: нам сотни миллионов лет...
Время не позволило нам заглянуть на самое удивительное место на Земле – Шетландские острова. В одной из передач по французскому телевидению прозвучала фраза одного из жителей этих островов о том, что, несмотря на суровый климат, он никогда не покинет родной край по той причине, что у них на островах нет ни воров, ни хулиганов! (Пусть и под старость, но и нам повезло: мы живем приблизительно в таких же условиях – в нашем родном Мезосе тоже ни воров, ни тем более хулиганов нет.)
На обратном пути домой мы неожиданно увидели жемчужину Шотландии – центр Южно-Шотландской низменности – необитаемый овал километров 10 на 20, окруженный невысокими горами и приплюснутый чрезвычайно низким небом. С невысокого холма в центре открывается безбрежная даль мелких прозрачных озер в галечных россыпях и тростниково-камышевых зарослях. И более вроде бы ничего. Но почти все проезжающие по шоссе машины останавливались, и пассажиры подолгу наслаждались голубым взаимопроникновением неба и озерной глади. Пустячок, но для освежения души достаточно лишь вспомнить…
|