“Настанет день, кто-нибудь придет с душой ради прекрасных вещей. Может быть даст нам свого рода ОГРАНИЧЕННУЮ цивилизацию, такой ее тип, который позволит жить в мире.”
- Рэй Брэдбери, “Улыбка”
Недавно на аукционе Сотби был продан шедевр Леонардо за невероятную сумму в 450 млн долларов. [1] Для меня эта сумма равноценна бесконечности, и доказывает только то, что картина бесценна. Не знаю, какой был мотив у анонимного покупателя, но хотелось бы верить, что он, или она, купили картину, чтобы спасти ее для будущего.
В этой связи, я подумал еще об одном шедевре Леонардо, «Моне Лизе», шедевре, который гипнотизировал человечество на протяжении многих веков и который опять пробудил мое воображение после чтения рассказа Рэя Брэдбери 1991 года под названим «Улыбка». [2] Эта история любопытным образом пересекается с моим утопическим видением будущего, построенном на понятии Элегантной Простоты [3]. Я в особенности был обрадован понятием «ограниченной цивилизации», которое нашел в рассказе Брэдбери и которое так точно вписывается в мое видение будущего.
Фабула рассказа следующая. Сцена разворачивается в далеком пост-апокалиптическом будущем, когда “ города в мусоре, дороги в воронках от бомб, а половина полей светится от радиоактивности по ночам ”. (Похоже на современную Украину ?) Но поражает больше всего в рассказе причина, по которой люди попали в такую ситуацию: “Во всем виновата ненависть. Ненависть по отношению ко всему Прошлому… ты ненавидишь все, что тебя довело до такого состояния”. В результате, у голодных людей ‘с подведенными кишками” не осталось ничего, кроме фестивалей. И фестивали посвящены разрушению Прошлого: книги сжигаются, машины разбиваются, картины рвутся, и т.д. Приходит время для коллективного оплевывания “Моны Лизы”. Но мальчик, стоящий в очереди желающих плюнуть на картину, неожиданно влюбляется в ее улыбку и старается спасти ее от разрушения. Он уносит с собой кусочек картины с нарисованной улыбкой и она продолжает жить дальше.
В этом смысл истории. Как замечает один из персонажей рассказа, “Настанет день, кто-нибудь придет с душой ради прекрасных вещей. Может быть даст нам свого рода ОГРАНИЧЕННУЮ цивилизацию, такой ее тип, который позволит жить в мире”. И это очень перекликается с Элегантной Простотой [3].
Поэтому, наряду с усилиями по сохранению дикой природы, и видов, которым угрожает вымирание, следует начать строить ограниченную цивилизацию. Не разрушать прекрасные вещи, как это происходит в рассказе Брэдбери, но, напротив, спасать их от распада или разрушения под давленим нынешней, уже распадающейся, цивилизации. Это ставит перед нами дилемму выбора “правильных’ вещей. Со своей стороны, я вижу, что надо спасать прежде всего работы великих (и не очень великих) мастеров, музыку, поэзию, произведения искусства, все, что вдохновляет и возвышает душу. (И не говорите мне, что не понимаете, что я имею в виду). Далее, мы должны остановить ненужную работу, и чем раньше, тем лучше. По мнению Толстого, 99 % того, что делается людьми, бесполезно, если не вредно. Переходить к ручному художественному труду. Избегать и бойкотировать машины. И улыбаться.
Это может быть началом великой ограниченной цивилизации.
[1] [2] http://www.proza.ru/2017/11/19/146
[3]http://www.proza.ru/2016/10/13/1465
© Copyright: Виктор Постников, 2017
Свидетельство о публикации №217112101233
|