Что касается тех, кто захочет поиграться с миром
И подстроить его под себя,
Я полагаю, это им не удастся:
Потому как мир – это священный сосуд,
Сделанный не для прихоти людей.
Играющий с ним, испортит его;
Присваивающий его, потеряет его.
- Лао-цзы, 6-й век до н.э.
Два суто гуманистических мировоззрения находятся в смертельном противостоянии, разрывают мир на части, и сегодня представляют для мира главную опасность. Эта опасность приходит с двух сторон: ядерная полночь, до которой остается 2 мин [1] или необратимое разрушение климата и природы, ожидаемое через 13 лет [2,3]. Оба гуманистических мировоззрения обозначились с началом эпохи Просвещения (17-18 век), вызваны большим прогрессом науки и техники, и антропоцентризмом - главной религией человека.
Одно мировоззрение представлено “Западом” и его главными гуманистическими ценностями: свободой убеждений (“свобода воли”), свободным рынком и индивидуализмом. Грубо назовем эту систему “капитализмом”. Второе, представлено “Востоком” и его ценности лежат в уважении/подчинении власти (государству, церкви или суверену), традициям и коллективному сознанию. Опять-таки грубо, назовем эту систему “феодализмом”. То, что первая система эволюционировала в “либерализм”, а вторая – в “авторитаризм” ("социализм", "нацизм") – принципиально не меняет дела.
Первым столкновением между этими мировоззрениями в Европе можно считать английскую (1642-50 гг) и французскую (1789 - 93 г) революции, целью которых было свержение абсолютизма монархии и церкви, войну за независимость (1776-83) и гражданскую войну (1865) в США.
После этих революций, капитализм постепенно набирал силу, однако сопротивление системы феодализма на этом не закончилось. Потребовалось не менее ста лет, чтобы за Францией, Англией и США последовали другие страны Европы.
В Азии, на Ближнем Востоке, однако, система феодализма пустила настолько глубокие мировоззренческие корни – что идея “свободы”, до последнего времени, не затронула большинства населения. Индия - одна из немногих азиатских стран принявших идею капитализма, после многих лет, освободилась от феодальных оков.
В России, которую можно считать “спящей монархией”, противостояние впервые вылилось, как известно, на Манежной прощади в декабре 1825 г между группой просвещенных, западно-мыслящих людей и монархией, но быстро захлебнулось, т.к. не было поддержано населением. Тем не менее, их выступление оставило после себя значительные расходящиеся круги. Обо всем этом можно почитать у Герцена. Круги идут до сих пор.
Капитализм, de-facto пришедший в Россию в конце 19 века, вызвал отвращение не только у просвещенной интеллигенции, но и значительных масс народа. Инициативу народников, как известно, перехватили марксисты. К несчастью, централизация власти (заложенная у Маркса и совпавшая с российской патриархальной традицией) не позволила России перейти к народовластию. На смену российской монархии пришла социалистическая деспотия. Последнюю можно считать видоизмененной монархией. Переход к социализму других стран привел к расколу мира и опасности глобальной войны. Эта опасность остается.
На Западе приход капитализма привел к появлению фашизма, т.е. к возвращению архаики и племенному сознанию. Это хорошо понимал Фрейд. Более обстоятельный анализ появления фашизма можно найти у Адорно.
Самое жестокое противостояние между двумя силами вылилось во время Второй мировой войны. Присоединение Советского Союза в этой войне к Западу можно считать некоторой аберрацией истории.
В 1991 году в России состоялась еще одна попытка перейти от теперь уже социалистического феодализма к капитализму. Казалось бы мир должен был вздохнуть с облегчением. Однако она провалилась. И на этот раз капиталистические ценности не были затребованы населением. Страна возвратилась к восточному феодализму.
Сегодняшнее столкновение двух мировоззрений прослеживается не только в конфликте между Украиной и Россией, США и Китаем, но и в глобальном медийном пространстве. Рост национализма в противовес глобализму можно также объяснить этим расхождением. Национализм, выступающий за традиционные ценности, в значительной степени полагается на “монокультуру” и централизацию власти. Это противоречит демократическим ценностям капитализма. В этом смысле такие страны как Польша, Венгрия, Украина и некоторые другие выбиваются из западного контекста. Очевидно, что обострение националистических чувств в этих странах вызвано историческим запаздыванием и неприятием значительных перемен в социальной жизни (смена культурной идентичности, мультикультурализм и т.д.). Можно отметить некоторые аналогии с появлением фашизма в начале 20-го века как реакцией на капитализм. Опять возникает синдром Вавилонской башни.
История борьбы двух гуманистических мировоззрений не закончена, более того, каждое из мировоззрений подводит мир к пропасти. Каждое мировоззрение обеспокоено только судьбой людей. Судьба других существ их не беспокоит. В своей взаимной ярости, они не видят, что оба подтачивают основу, на которой сидят. Отрицание потерь несущей способности (биопотенциала) Земли и изменений климата из-за успехов цивилизации приходит с двух сторон. [4].
Идет буквально охота на защитников природы. Журналистов, высвечивающих неприглядные действия властей, преследуют, а в некоторых случаях просто убивают. И это уже не идеологические разногласия. Это сползание в варварство обоих мировоззрений. Ясно, что идеи Просвещения, науки, гуманизма, поставившие человека во главе истории, потерпели фиаско.
Необходим переход от человеко-центрического мировоззрения к экоцентрическому, при котором все разногласия между людьми следует отнести на второй план и объединиться для спасения общего дома. Этого требуют дети [5]. Признание приоритета изначальной ценности всех существ и экосистем может открыть новую эпоху Просвещения. Но она уже не будет гуманистической [6,7].
Ссылки:
[1]Новая абнормаль: По прежнему 2 мин до ядерной полночи. Бюллетень ученых-атомщиков 24 января 2019 г.
[2] Уоллес-Уеллс, Д. Климатический геноцид? На самом деле все хуже.
http://www.proza.ru/2018/11/18/945
[3] Special Report - IPCC (2018) https://report.ipcc.ch/sr15/pdf/sr15_spm_final.pdf
[4] Дэвид Аттенборо: Коллапс цивилизации на горизонте.
[5] Грета Тунберг, 16 лет: Наш дом в огне.
[6] Эйлин Крист. Переопределение человека.
http://www.proza.ru/2018/12/16/1831
[7] Дэвид Эренфельд. За пределами гуманизма (Из книги "Самонадеянность гуманизма")
http://www.proza.ru/2014/03/10/1836
The Living Dead, E1: On the Desperate Edge of Now
© Copyright: Виктор Постников, 2019
Свидетельство о публикации №219012602073
|