Ноам Чомски (Хомский), один из наиболее известных и уважаемых в мире интеллектуалов, составил список из 10 манипуляционных стратегий масс-медиа.
Не пожалейте 5 минут на чтение. Это только расширит ваше знание.
1- Стратегия отвлечения
Главным элементом социального контроля является стратегия отвлечения, которая состоит в уводе внимания публики от важных проблем и изменений, принимаемых политическими и экономическими элитами, посредством техники наводнения массмедиа вторичной и несущественной информацией.
Стратегия отвлечения также незаменима для предотвращения заинтересованности публики в важнейших сведениях в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и информационной технологии. Удерживать внимание публики от реальных социальных проблем, держать ее в рамках вопросов, не имеющих существенной важности.
Удерживать публику в постоянной занятости, занятости, не давать времени подумать, отправлять в хлев как других животных ("Тихое оружие для тихих войн").
2- Стратегия: Создавать проблемы, а затем предлагать решения
Этот метод называется также "проблема – реакция - решение". Проблема создается, "ситуация" предсказывается для вызова определенной реакции публики, с целью представить себя как хозяина ситуации и мер по ее разрешению. Например: Допустить распространение городского насилия или его усиление или организовать кровавые стычки, представляя их как требование публики против тех, кто выступает за безопасность и законность в ущерб свободе. Или же: организовать экономический кризис с целью подавления социальных прав и общественных институтов как якобы неизбежное зло.
3-Стратегия постепенности.
Для принятия неприемлемого, вам надо постепенно, по каплям, принимать его на протяжении ряда лет. Таким способом были навязаны радикально новые социо-экономические условия (неолиберализм) на протяжении 80-х - 90-х гг: Минимум государства, приватизация, необоснованные решения, массовая безработица, потолок зарплат, столько перемен, что могли бы вызвать революцию, если бы не применялись по частям.
4-Стратегия отсрочек
Еще один способ заставить принимать непопулярные решения - представить их как "болезненные, но необходимые ", получив согласие на их принятие в будущем. Всегда легче принять будущую жертву, чем немедленную жертву. Во-первых, потому что от работающего не требуются мгновенные действия. Во-вторых, потому что публика, массы, всегда наивно ожидают, что "завтра все исправится" и требуемые жертвы не понадобятся. Это дает время приучить публику к идее необходимых перемен и принимать их, когда придет время.
5- Стратегия : Говорить с публикой как с детьми
Большая часть прямой пропаганды использует в особенности детскую интонацию, часто близкую к слабоумию, как если бы ее воспринимал малый ребенок или идиот. Когда нужно обмануть слушателя, тогда используется совершенно детский тон. Почему так? Если обращаться таким образом к человеку, тогда реакция вероятно будет аналогичной, т.е. на уровне ребенка 12 лет ("Тихое оружие для тихих войн").
6- Стратегия: Использовать эмоции в большей степени, чем логику
Вызвать эмоциональный отклик – классический прием для обхода рационального анализа и, в конечном счете, критического отношения. Кроме того, использование эмоционального подхода открывает двери для бессознательного, чтобы внедрить идеи, желания, страхи и побуждения, чем вызвать желаемое поведение.
7- Стратегия: Удерживать публику в неведении
Способствовать тому, чтобы публика не понимала технологии и методы манипулирования ее поведением и зависимостью.
Качество образования, предоставляемого низшим социальным классам должно быть как можно более низким и пошлым, так чтобы невежество низших классов не позволяло приблизиться к образованию высших классов.
8-Стратегия: Стимулировать у публики пошлые вкусы
Способствовать тому, чтобы публика привыкала к тому, чтобы быть глупой, вульгарной и невежественной.
9- Стратегия: Укреплять чувство вины
Убеждать индивидуума в том, что он единственный, кто виноват в своих несчастьях, из-за недостаточных знаний, умений или лени. Поэтому вместо того, чтобы восставать против экономической системы, индивидуум принижает и винит себя, что приводит к депрессии, которая в свою очередь препятствует его усилиям. А без его усилий, власти могут не беспокоиться!
10- Стратегия: Знать индивидуума
За последние 50 лет, быстрое развитие науки привело к растущей пропасти между знаниями публики и теми, кто получал и использовал ее достижения. Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии "система" получила новейшие сведения о людях, их физическом и психическом состояниях. Система узнала об отдельном человеке намного больше, чем о самой себе. Это означает, что в большинстве случаев, система осуществляет намного больший контроль и управление над индивидуумом, чем над собой.
© Copyright: Виктор Постников, 2021
Свидетельство о публикации №221082601147
|