Не может быть! И все-таки… № 30. 3 тысячи долларов за… 1 цент!
Изобретение, о котором пойдет речь в предлагаемой заметке, имеет небольшую изобретательскую красоту, но чрезвычайно любопытно с экономической точки зрения: его норма прибыли (в масштабе всего общества) близка к 30 миллионам процентов! Или точнее: при дополнительных затратах на 1 автомобиль всего в 1 цент стоимость сэкономленного горючего за 10 лет эксплуатации автомобиля составляет 3 тысяч долларов, что и дает вышеприведенную норму прибыли: 30 000 000 %. (Напомню, что в устоявшейся рыночной экономике годовая норма прибыли в 10% считается весьма удовлетворительной.)
Вот суть изобретения.
Каждому, кто знаком с поршневыми двигателями, работающими по циклу Отто, хорошо известно, что в конце цикла (т.е. в конце работы) в цилиндре остается газ под очень высоким давлением, и если энергию этого газа рекуперировать, то кпд двигателя можно увеличить на 30% (т.е. 55% вместо 42%). Или, при том же самом пробеге можно потратить горючего на 20% меньше, т.е. экономится пятая часть горючего. За год легковой автомобиль проезжает в среднем 20 тысяч километров и расходует приблизительно 1500 литров горючего, т.е. при цене 1 долл/л на 1500 долларов. За 10 лет – средний срок службы автомобиля – расход горючего составит 15 тыс. литров на сумму 15 тыс. долларов. И 20-процентная экономия от этой суммы составит указанные выше 3 тыс. долларов.
Итак, дело стало за «малым»: как наиболее простым способом рекуперировать даровые 30% энергии? (Замечу, что при рекуперации этой энергии реальный экономический эффект будет гораздо выше стоимости сэкономленного топлива, поскольку при кпд 55% систему охлаждения двигателя можно делать вдвое меньше и дешевле, а то и вообще от нее отказаться – как в «Запорожце».)
Найденное мною решение (1986 г.) оказалось столь простым, что не требовало изменения ни конструкции двигателя, ни технологии его изготовления, поскольку оно было… чисто математическим (случай в изобретательской практике уникальный!)! И все затраты на «переналадку» производства состояли лишь в наборе на одном из цеховых компьютеров иного числового параметра.
Далее мне предстояло найти покупателя изобретения. Предложение с указанием экономических характеристик изобретения было направлено почти во все автомобилестроительные компании, но ни малейшего интереса оно ни у кого не вызвало. (Через два года я нашел самый эффективный тепловой цикл – с кпд 65% да еще и двухтактный. И когда в одном американском магазине мотоциклов я спросил, повысится ли спрос на мотоциклы, если они станут потреблять горючего вдвое меньше, продавец ответил: «Конечно, нет! Наш покупатель любит, чтобы мотоцикл потреблял горючего как можно больше!..» Этого я не ожидал!..)
А лет через десять подвернулся, как мне показалось, уникальный случай: американская компания «Форд» оказалась на грани краха и разорения. И я напомнил ей о моем предложении десятилетней давности. Конечно, американцам (как, впрочем, и русским) экономить горючее ни к чему. Но ведь есть страны, которые не обладают собственными месторождениями нефти, и они, казалось бы, должны были просто уцепиться за экономичный двигатель! И руководство «Форда» должно бы понимать такую простую вещь. Но прошел месяц, другой – ответа на моё письмо не последовало, а тем временем «Форд» потихоньку вышел из кризиса и самый экономичный двигатель ему уже стал заведомо не нужен – зачем, если и неэкономичные вполне раскупаются!..
Больше я со своими предложениями никуда не совался…
Ну а теперь пора представить читателю хоть какое-то доказательство того, что мой рассказ – не бред сумасшедшего. Так вот, способ рекуперации остаточной энергии в цикле Отто был-таки в 2003 году запатентован, в Японии. Думаю, моё настойчивое предложение японским компаниям побудило кого-то из них обойтись без моих услуг, но, как говорится, «бодливой корове Бог рогов не даёт»: японское решение оказалось настолько «закрученным», что существенно поднимает стоимость модернизированного двигателя. (Его суть такова: перед тем, как начать такт сжатия, часть уже готовой горючей смеси изымается, а затем приплюсовывается к смеси для следующего такта – чтобы тут же опять эту порцию изъять. Во как!!) Если в немецком саморегулирующемся стопоре содержится 120 деталей, то в моем изобретении только 5 (см. НМБ №2), а в японском рекуператоре энергии в цикле Отто содержится ориентировочно 20 деталей, а в моем рекуператоре – ни одной! Такие вот пропорции и такой вот интерес у бизнесменов к прибыли…
===========
P.S. Американский "Форд" сегодня опять на грани банкротства, но... он так и не желает использовать спасительное изобретение!..
|