Вступительное слово от авторов
Дорогой Читатель! С большим удовольствием авторы
представляют Вашему вниманию сборник эссе «К сиянью Истины – через глубины
Слова», в котором нами предпринята попытка соединить в одно целое наши
духовно-теософские и филологические изыскания. Предлагаемая книга – результат двадцатилетних
размышлений о строении Вселенной и месте в ней людей, о космических законах, о весе
слова и его роли в становлении человека, превращения его в существо
космическое, в сознание, стоящее над Вечностью.
Эту работу по такому своеобразному синтезу первым
из авторов начал Андрий. Неосознанный его интерес к эзотерическому осмыслению
слова проявлялся ещё в детстве, когда он в разговоре мог ощутить, что в словах
собеседника что-то «не в порядке». Тогда Андрий задавал дополнительные вопросы,
чтобы мог лучше понять смысл сказанного и решить, какое именно слово собеседник
употребил неправильно. После этого Андрий объяснял собеседнику, что более точно
будет употребить такое-то слово. Иногда эти его спонтанные порывы по поиску
необходимого слова могли вызвать напряжение в разговоре или даже ссору. Но, как
сказал Аристотель, «Платон мне друг, а истина дороже».
Следующий этап на этом
пути Андрия начался в 1994 году в русском городе Ростов-на-Дону. В беседе с одним
мужчиной-филологом он услышал одну мысль, которая тогда просто поразила Андрия:
«Слово «совесть» происходит от слова
«весть». На то время Андрий уже
несколько лет самостоятельно изучал теософию и знал, что совесть – это голос
Божий в душе человека, она является показателем его духовного роста: насколько утончённа
и чувствительна его совесть, настолько чиста и возвышена организация его души.
И насколько больше и глубже человек познаёт духовные законы мира, настолько
многообразней становятся проявления его совести. А тут оказывается, что в самом
слове «совесть» всё это уже было заложено, ведь разве лексема «весть» не от того
же корня, что и «ведать» («знать»). Совесть и есть именно это: знание человека о
духовном мире.
Через несколько месяцев это
потрясение снова возвратилось, но уже на другом уровне. Андрий уже был поражён
не от значения какого-то одного слова, а от всего языка вообще. Это произошло в
феврале 1995 года в городе Бердянске, расположенном на Азовском море.
Тогда он читал книгу Элизабет Хейч «Посвящение». В ней автор рассказывала о своём
духовном опыте, приобретённом ею в нескольких воплощениях, информация о которых
постепенно воскрешала в её памяти. Основная тема книги касалась пережитого
автором эзотерического посвящения во время одной из её инкарнаций в Древнем
Египте. Случайно или нет, но книга «Посвящение» послужила толчком для Андрия,
чтобы он получил прозрение о значении человеческого языка.
Случилось так, что когда
Андрий читал эту книгу, он неожиданно для себя начал обращать внимание на некоторые
слова, которые внезапно засияли как драгоценные камни и начали открывать перед его
взором свои новые грани-значения. Не говорим, что эти значения были чем-то сверхъестественным.
Но Андрий начал видеть эти слова, говоря проще, уже не как плоские, двухмерные,
а объёмными, находящимися в трёхмерном пространстве. В его сознании как будто
произошёл какой-то взрыв и проносились мощные энергии. Насколько он был
способен, начал записывать всё, что ему приходило в голову. Слова выстраивались
в ряды, цеплялись одно за другое то по своему смыслу, то по форме, если имели
общие корень или основу. И тогда начали решаться сами собой большое количество мучавших
прежде Андрия проблем и вопросов.
Так, например, лексема «доверие»
разрешила противоречие между религией и наукой. Учёные часто утверждают, что
опираются только на факты. Но разве мало случаев, когда какой-то учёный, став
уже известным и остепенённым, не желает воспринимать определённые факты, которые
идут в разрез с разработанной им теорией? Но что в сущности это такое, как не
своеобразная религия в науке? А такое утверждение религии о самой себе, что она
может строиться только на базе веры? Почему тогда в своих нравоучениях она
опирается на человеческий опыт?
И почему лексема «вера» от того же корня, что и латинское слово «veritas» («истина»)? Именно «доверие»
является начальным этапом веры, отправной точкой для следующего этапа в добывании
сознанием человека опыта, который позже, после прохождения практической фазы,
переплавляется в его личную веру-убеждение.
Возвращаемся к нашему
рассказу о слове. Андрия удивляло одно явление: нередко то, к пониманию чего он
иногда продвигался годами религиозно-теософских поисков, в языке могло лежать
едва ли не на самой поверхности. Для этого было бы достаточно сопоставить несколько
слов и скрытых за ними понятий. Позже Андрий прочитал в одной из книг русского
религиозного философа Павла Флоренского, что один физик на каком-то из этапов своих
занятий наукой дошёл до глухого угла и понял, что ему не позволяет продвигаться
дальше только недостаточно развитая словесность. Имеется в виду не столько словарный
фонд, сколько механизм владения словом. И этот физик через какое-то время стал выдающимся
филологом...
Андрия переполнял этот неожиданно
возникший и очень быстро набирающий силу клокочущий поток слов, подобно тому,
как летний ливень в горах может внезапно превратить маленькую речушку во всё
сметающий на своём пути бушующий поток. Андрий начал делиться своим личным открытием
с людьми, с которыми тогда общался, но видел, что никто его не понимал и не воспринимал
его слова серьёзно. Никто из них не осознавал как таковое значение слова – слова
как космический фактор, призванный помочь человеку превратиться в небожителя, в
буквальном смысле в гражданина Вселенной. Единственный человек, который понял и
ответил на призывные слова Андрия, была Ольга Дмитриевна Ковтун. А через несколько
месяцев мы поженились и Ольга стала верной спутницей Андрия в поисках и познании
истины.
Авторы не пытались объять необъятное и осознают,
что только прикоснулись к таинству слова. Но даже это прикосновение было бы
невозможным, если б авторы не опирались на достижения и прозрения тех, кто шёл
и идёт по Пути постижения замысла творения Великого Творца. Ввиду того, что
авторы преследовали цель максимально облегчить предлагаемый материал, они постарались
изложить его в научно-популярном стиле, по минимуму используя цитирование с
указанием первоисточников, обязательное для сугубо научных трудов.
Каждое из предложенных вниманию читателя эссе
писалось отдельно и в разное время – их временной спектр превышает 15-летний
период. Поэтому авторы просят читателя быть снисходительным и простить их за те
повторы, которые встречаются в тексте книги, если его читать как одно целое.
Некоторые эссе
посвящены тем людям, которые оставили ощутимый след в сердце и сознании авторов.
Пусть эти эссе будут ими восприняты как знак искренней благодарности авторов.
При этом хочется выразить глубокую признательность тем, кто внёс наибольший
вклад в рождение этого цикла и приложил свои усилия, чтобы донести его до
читателя: Невяна
Константиновой, Бойко и Дияне Златевым, Кристине Горанчевой, Ирэне Петровой, Дарине и Мариане Черневым, Донке Драмской, Елене
Поповой, Доре и Атанасу Стояновым, Сергию Литвиненко, Константину
Златеву.
Просим Читателя запастись терпением, так как эссе
довольно насыщены лексическим материалом. Но иначе нам трудно говорить о его
величестве Слове. Авторы будут искренне рады, если эта книга натолкнёт Вас, Читатель,
на размышления и новые открытия.
Итак, в добрый Путь, дорогой Читатель!
|