Ольга Будугай и Андрий Будугай
Духовность и деньги (Ч. 3, окончание)
Елене Матвиенко
Понятие богатства и бедности в
определённой мере относительны и критерием того, приносят ли вред деньги
конкретно какому-то человеку или нет будет, скорее всего, только его внутреннее
состояние (мысли и чувства) в отношении этих денег. Важно, чтобы человек думал
о делаемом им деле, а деньги воспринимал только как одно из средств к его
воплощению. Для пьяницы и несколько рублей много и как только они появляются,
он их сразу же пропивает. А кто-то действует на уровне страны и у него
несколько миллионов долларов не вызывают никакого одержания и он думает о том,
как их лучше всего использовать. Хотя, учитывая магическую силу денег саму по
себе (не случайно на тех же долларах США множество разных масонских знаков),
следует сказать, что каждая сумма денег имеет и свою определённую магическую
силу. Но действие этой силы на людей относительное и зависит от уровня
сознания, духовной направленности и идеи, которой этот человек служит. Не
случайно Иисус Христос говорил, что «всякому имеющему дано будет, а у
неимеющего отнимется и то, что имеет» [Лук. 19:26].
Многие, будучи бедными, боятся
при этом быть нищими. Вспомним, что на Руси церковь иногда благословляла
некоторых духовно сильных людей на нищенство как на один из путей духовного
делания. Взявший на себя такой крест подвижник полностью полагался лишь на Волю
Божью и на свой труд, достигая состояния, являющегося идеалом религиозного
чувства. Именно поэтому Иисус Христос в своей нагорной проповеди подчеркивал:
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное» [Матф. 5:3].
Блаженны те, кто у Бога, как нищие милостыню, просят Мудрости и Любви. Вспомним
великого мудреца и святого древности царя Соломона, который у Бога просил не
богатства, как другие цари, а лишь мудрости. Дав Соломону по его просьбе мудрости,
Господь дал ему и всё остальное в придачу. Большой праведник, полагающийся
только на свои ум и силы, отстоит от Бога дальше, чем последний грешник, в
глубине души которого живёт способность любить и упование на Волю Бога. Такому
грешнику будет легче раскаяться в своих грехах и блудным сыном вернуться к Отцу
Небесному, чем праведнику, который силой воли способен заставлять себя
поступать по заповедям Божьим, но потерял при этом любовь и способность прощать
другим их грехи.
Воздействие денег на некоторых
людей может привести к одной из форм одержания, на первый взгляд совсем разных,
но являющихся двумя сторонами одной медали – или к накопительству, или к транжирству, расточительству. Не
случайно духовидец средних веков итальянец Данте Алигьери в своём мистическом
путешествии по иноматериальным мирам увидел и скупцов, и расточителей в одном
месте (в 4-м круге Ада), где «два сонмища шагали, рать на рать, толкая грудью
грузы, с воплем вечным; потом они сшибались и опять с трудом брели назад, крича
друг другу: «Чего копить?» или «Чего швырять?» – и, двигаясь по сумрачному
кругу, шли к супротивной точке, с двух сторон, по-прежнему ругаясь сквозь
натугу; и вновь назад, едва был завершён их полукруг такой же дракой
хмурой» [1, С.37].
О скупых говорит и Лао-Цзы:
«Кто многое сберегает, тот понесёт большие потери. Кто много накапливает, тот
потерпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи» (Стих 44).
О тех, кто знает меру он также
говорит: «Я бережлив, поэтому могу быть щедрым»
(Стих 67). О правильном отношении к материальным ценностям говорит и такой наш
омоним, как «добро», которое в материальном плане подразумевает имущество, а в
духовном – владение высокими духовными качествами. То есть добрый человек – это
не тот, кого можно назвать душевным скупердяем или транжирой, а тот, кто
находит правильную меру в отношениях между собой, некую пропорцию между
излишней принципиальностью и беспринципностью.
Стóит заметить, что каждая душа
на определённом этапе своей эволюции проходит испытание безденежьем, а на
определённом – избытком денег. И часто пройти второе испытание оказывается куда
сложнее первого. В наше же время, являющееся переходным в эру Водолея, когда
происходит ускорение эволюции и сильная поляризация общества,
практически все люди вынуждены проходить одно из этих испытаний. При этом
процессы глобализации способствуют всё большему усугублению такой поляризации.
Человеческие отношения в обществе абсолютизации потребительства и неимоверного
увеличения товаропотока способствует тому, что единицы могут за короткое время
быстро и сильно обогатиться, а огромное количество других людей также быстро
оказываются за чертой бедности.
Хотя надо признать, что
подобные по своей сути проблемы характерны не только для нашего времени.
Обращаясь к тому же Лао-Цзы, в его вышеупомянутом небольшом по размеру трактате
«Дао дэ цзин» мы находим достаточно много мест, касающихся вопроса духовности и
денег. «Если дворец роскошен, то поля покрыты
сорняками и хлебохранилища совершенно пусты, [Знать] одевается в роскошные
ткани, носит острые мечи, не удовлетворяется [обычной] пищей и накапливает
излишние богатства. Всё это называется разбоем и бахвальством. Оно является нарушением Дао» (Стих 53). «Народ голодает оттого, что власти берут
слишком много налогов» (Стих 75). «Совершенно-мудрый
справедлив и не отнимает ничего у другого. Он бескорыстен и не вредит другим»
(Стих 58). «Совершенномудрый подобен тому, кто
одевается в грубые ткани, а при себе держит яшму» (Стих 70).
Издревле считалось, что
духовной практикой обычный мирянин может успешнее заниматься при среднем
достатке: бедный человек слишком захвачен заботами о материальной стороне своей
жизни, а богатый находится в иллюзии, что за деньги он может всё купить, в том
числе и духовность. Сейчас же утяжелённые условия физического существования
призваны ускорить период духовного созревания человечества. При этом деньги,
достаток образуют своеобразные касты, отсеки общества. Причём нельзя сказать,
что быть богатому лучше или легче. Ведь богатый находится в постоянном
напряжении, создаваемом деньгами и заботой об их сохранении и приумножении, а
также сильно подвластен тем правилам и огромным ограничениям, которые ему
диктует заведённый в его круге-касте образ жизни.
Так что не в деньгах счастье и
не в их количестве, а в сохранении человеком способности творить и связанной с
ней свободы воли, а также в умении находить всему правильную меру, «отдавать
должное» кесарю и Богу, знать кому какую «часть» отделять. Не случайно само
слово «счастье» имеет в себе ту же «часть» и подразумевает гармоничное
сочетание частей в духовное целое, причастность каждого сознания к делу
эволюции и замыслу Верховного Творца.
г.
Бердянск, 28.05.2000, вс. –
Переяслав-Хмельницкий,
09.03.2009, пн.
Список литературы:
1. Алигьери Д. Божественная Комедия. – М.: Интерпракс, 1992. – 624с.
2. Андреев Д.Л. Роза Мира /
Сост. и подгот. текста А.А. Андреевой. –
М.: Иной Мир, 1992. – 576с.
3. Библия.
4. Лао-Цзы. Дао дэ цзин /
Древнекитайская философия. Т. 1. – М.: Мысль, 1972. – С. 114-138.
5. Лямець С.Л. Грошовий обіг в Україні за Античної доби // Журнал «Фінанси
України». – №12. – 1998. – С.110-113.
6.
Сидоров В.М. Мост над потоком // Журнал «Москва». – №4. – 1988. –
С.7-78.
|