Ольга Будугай и Андрий Будугай
Духовность и деньги (Ч. 1)
Елене Матвиенко
Не
собирайте себе сокровищ на земле,… но собирайте себе сокровища на небе, где ни
моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо, где
сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
[Матф.6:19-21]
В Евангелии от Луки
описывается сцена одного из искушений Иисуса Христа первосвященниками и
книжниками. Боясь наложить на Мессию руки открыто, они «подослали лукавых
людей», задавших Иисусу вопрос: «Позволительно ли нам давать подать кесарю, или
нет? Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете? Покажите
Мне динарий: чьё на нём изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы. Он
сказал им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» [Лук.20:23-25].
Именно так Господь предлагает решать проблему
духовности и денег – проблему, волнующую человечество уже не одно тысячелетие и
вставшую с новой остротой в наше время, являющееся переходным периодом в Эру
Водолея и называемое в христианской традиции Апокалипсисом или Армагеддоном, а
на Востоке – Кали-Югой, Чёрным Веком. Ещё «Вишну-пураны», которым несколько
тысяч лет, давали такую характеристику нашему времени: «Имущество станет единым
мерилом. Богатство будет причиною поклонения» [6,c.76].
В широком смысле проблема денег – это не столько
вопрос о богатстве, сколько проблема отношений в сознании человека как
микрокосмоса между его духовным миром и его бытом, материальной стороной жизни.
Найти золотую середину между материальным и духовным пытались целый ряд
деятелей философии, религии, науки, искусства. Вспомним хотя бы такие
произведения художественной литературы, как роман «Преступление и наказание»
Фёдора Достоевского, комедии «Сто тысяч» и «Хозяин» Ивана Карпенка-Карого,
комедия «Венецианский купец» Вильяма Шекспира, пьеса «Скупой рыцарь» Александра
Пушкина, повесть «Гобсек» Оноре де Бальзака, драмы «Живоглот, или же Паук» и «Олеся» Марка Кропивницкого, комедия
«Скупой» Жана-Батиста Мольера, поэма «Мёртвые души» и повесть «Портрет» Николая
Гоголя, новеллы «Ожерелье», «Миллион», «Плетельщица соломенных стульев», «Рука»
Ги де Мопассана и др.
Мы не будем пытаться объять необъятное и не ставим
перед собой задачу создания эликсира против бациллы Золотого Тельца. Каждый
человек с Божьей помощью создаёт этот эликсир для себя индивидуально. Мы же
хотим лишь поделиться некоторыми мыслями на эту тему, возникшими у нас на пути
поиска Истины.
Прежде всего обозначим, что именно мы подразумеваем
под словом «духовность». Существует множество определений в разной степени
удачно или неудачно трактующих этот термин. В нашем понимании духовность
начинается с преодоления сознанием чувства эгоцентризма, «духовного
собственничества» и вхождения этого сознания в Иерархию Сил Света как сотворца,
«созданного по образу и подобию Господа Бога», Верховного Творца. Природа Бога
– это всеобъемлющая и всепроникающая Любовь и процесс творения-рождения всё
нового и нового, всё более и более совершенного, восходящего на новые вершины
гармонии. Человеку стать сотворцом-помощником Верховного Демиурга позволяет
развитие сознания: не случайно имя «человек» значит «чело-сознание,
идущее через века-вечность».
Развитию же сознания способствует материальный мир, куда оно воплощается. А
материальный мир – это прежде всего мир форм, в которые заключены частицы духа
(души, каждая из которых имеет своё индивидуальное сознание). Отношение каждой
души к любой другой душе, группе душ или ко всем душам вместе взятым, к
макрокосмосу и определяет как уровень её сознания, так и то, к какому
лагерю сил – светлых, тёмных или серых – она относится.
Различия между тремя духовными лагерями определяются
не только названиями и «цветовой характеристикой», но и внутренним устройством
как самих лагерей, так и отдельных их представителей. Так, для лагеря Сил
Света характерно чувство духовного равенства между душами независимо от
того, на каком иерархическом уровне находится сознание каждой из этих душ. Все
взаимоотношения в этом лагере строятся на принципах целесообразности и свободы
воли каждой из братских душ. Каждое сознание творит на своём уровне,
добровольно внося свою лепту в общее дело эволюции макрокосмоса-Вселенной, само
название которой подчёркивает её «общежитскую», братскую суть.
Отношения в лагере тёмных сил являются
прямой противоположностью отношениям в предыдущем лагере и строятся на насилии,
железной дисциплине, беспрекословном выполнении нижестоящего иерарха приказов
вышестоящего и запрещении личной инициативы и творчества. При этом сознание каждого
из представителей этого лагеря стремится вобрать-всосать в себя все остальные
души, обладать ими, став единственным и самым огромным «я» во всей Вселенной,
подчинив себе и Верховного Творца.
Лагерь серых – это скорее не лагерь, а скопище душ, к которым относится и больше
9/10 человеческих душ. Сознание серых или, по определению Иисуса Христа,
«тёпленьких», роднит с тёмными потребительство, желание обладания, но отличает
стремление уйти от какой-либо ответственности. Другими словами, это сборище
«профессиональных предателей», которые только ждут удобный момент что-то
захватить, но при этом ничем не хотят рисковать.
О принципах построения трёх лагерей хорошо написал
выдающийся русский духовидец Даниил Андреев (1906-1959) в своём фундаментальном
труде «Роза Мира» в главе «Происхождение зла. Мировые законы. Карма» [2,c.85-91]. Мы же
их коснулись для того, чтобы потом было легче изложить отношения к
материальному миру и в частности к деньгам представителей этих трёх лагерей.
|