История навеки связала Казанский собор с памятью об Отечественной войне 1812 года и с именем ее героя - фельдмаршала Кутузова. В воскресенье, 11 августа 1812 года, Михаил Илларионович Кутузов, назначенный главнокомандующим русской армией в начавшейся войне, приехал в собор.
Перед чудотворным образом Казанской иконы Божьей Матери был отслужен молебен, а сам образ после молебна Кутузов возложил себе на грудь.
По преданию, выйдя из собора, полководец сказал огромной толпе народа: "Меня посылают на великое дело" .
Однако полководцу не суждено было принести свою благодарность перед Владычицей Небесной за дарованную победу. Еще не завершилась война, когда собор увидел в своих стенах прах светлейшего князя
Говоря о духовном наследии нации, невозможно пройти мимо темы воинской доблести, воинской славы. Историю государств заполняют описания войн; они являются наиболее заметными вехами в памяти человечества.
Военная и духовная история Россия неразделимы.
Естественно, что в минуту опасности человек обращается к Богу, Божьей Матери, святым. История России знает множество случаев чудесного избавления по молитвам. Почитание многих списков икон Богоматери началось именно с момента Ее помощи во время нападения врагов.
«Неоднократно являла свое заступничество Владимирская икона Божьей Матери. Чествование ее совершается несколько раз в год: 21 мая (13 июня) — в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.); 23 июня (6 июля) — от нашествия хана Ахмата в 1480 г.); 26 августа (8 сентября) — от нашествия Тамерлана в 1395 г. Донская икона была принесена донскими казаками, прибывшими на помощь Димитрию Донскому» .
Казанская икона Божьей Матери сопутствовала ополчению Минина и Пожарского в 1912 г., Смоленская — М.И. Кутузову. Казанская икона была и в личном обиходе маршала Г.К. Жукова
Этот список можно продолжить.
Характерная особенность христианского отношения к воинской доблести может быть выражена словами псалма: "Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу" Увековечивалась память не столько о людях, пусть даже показавших чудеса храбрости на поле сражения, сколько о знаках Божьей милости, явленных в даровании победы.
После того, как в 1813 году в Казанском соборе г. Санкт-Петербурга был погребен главнокомандующий русскими войсками в Отечественной войне 1812 фельдмаршал М. И. Кутузов, здание собора стало пантеоном русской воинской славы.
Мемориальное значение Казанского собора возросло после открытия в 1837 году перед северным фасадом памятников героям Отечественной войны 1812 года фельдмаршалам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли скульптора Орловского.
Эти монументы подчеркнули значение Казанского собора как памятника русской воинской славы.
Таким образом, мы осознаем важность и актуальность выбранной нами для исследования темы, ее прямую и непосредственную связь, перекличку между эпохами от славного прошлого нашей Родины к великому ее будущему
1. Архитектурный ансамбль Казанского собора в Санкт-Петербурге
1.1 Возникновение и общее описание ансамбля
Замечательный памятник русской архитектуры, собор сооружен в 1801—1811 годах по проекту А. Н. Воронихина.
Когда Петр 1 основал Петербург, эта икона была перенесена из Москвы в новопостроенный город.
Для нее в 1801 году начали строить Казанский собор.
В нем хранилась старинная икона Казанской Божьей Матери, принадлежавшая семье Романовых.
В 1733-1737 гг. на Невском проспекте была построена церковь Рождества Богородицы по образцу Петропавловского собора. Ее автором предположительно был архитектор М.Г.Земцов, создатель церкви святых Симеона и Анны. В нее были перенесена икона Казанской Божьей Матери, и потому эту церковь часто именовали Казанским собором.
Первый храм на его месте построен по повелению Анны Иоанновны, которая питала особое уважение к чудотворной иконе Казанской Божьей Матери и велела установить ее именно здесь.
Здание первого храма не отличалось великолепием и поэтому Павел I приказал возвести новое здание, подобающее небесной покровительнице Русского государства.
Его проект разработал Андрей Никифорович Воронихин — бывший крепостной барона Строганова, сумевший со временем стать искуснейшим зодчим и «старшим профессором» Академии художеств» .
Перед архитектором стояла сложная архитектурная задача.
Собор был обращен к Невскому проспекту боковым фасадом. Воронихин скрыл основной объем здания грандиозной торжественной колоннадой из 96 коринфских колонн. Подобная колоннада должна была оформить и противоположный фасад.
Казанский собор - выдающееся произведение русского классицизма и блестящий образец синтеза искусств. Наружная скульптура принадлежит ваятелям И.П. Мартосу, С.С. Пименову, И.П. Прокофьеву, Ф.Г. Гордееву, Ж.-Д. Рашетту, В.И. Демут-Малиновскому. Двери северного фасада отлиты из бронзы по образцу "Райских дверей" во Флоренции - произведения знаменитого скульптора XV в. Л. Гиберти.
Внутри собора были иконы, написанные выдающимися русскими художниками К.П. Брюлловым (Взятие Богородицы на небо), Ф.А. Бруни (Покров Пресвятой Богородицы) , П.В. Васина (Введение во храм).
Он строился на том месте Невского проспекта, где находилась скромная церковь Рождества Богородицы. В этой церкви хранилась одна из главных петербургских святынь - чудотворная икона Казанской Божией Матери.
Строился собор по повелению императора Павла I именно для этой иконы, как кафедральный собор Санкт-Петербурга. По желанию Павла I внешними очертаниями собор напоминает храм Святого Петра в Риме. Наглядным свидетельством этому является нехарактерная для православных храмов московского периода однокупольность и наличие наружной колоннады.
На строительстве собора были задействованы тысячи рабочих. В основном это были оброчные крепостные крестьяне. Среди них было немало талантливых каменщиков, гранильщиков, кузнецов. Собор строился из материалов исключительно отечественного, преимущественно карельского, происхождения. Условия труда были крайне тяжелые, техника практически отсутствовала.
Несмотря на это, в течение десяти лет был возведен самый большой в то время храм Санкт-Петербурга - высотой 71.5 м с уникальными внутреннимии внешними колоннами, высеченными из огромных гранитных монолитов, весом до 30 тонн каждая, выдающийся памятник русской архитектуры.
Вместе с тем, Казанский собор является памятником труда русских мастеров, простых людей, которые сделали все возможное во имя Родины и православной веры. Строительство Казанского собора стало важнейшей вехой в истории петербургского градостроительства.
Именно с него начинается золотой период российского зодчества, а Петербург окончательно принимает вид столицы великой империи. Невский проспект становится не просто "першпективой", соединяющей Александро-Невскую лавру с центром города, а парадной городской магистралью.
Строительство собора стало школой мастерства новых поколений архитекторов, инженеров и градостроителей. Без опоры на этот опыт невозможно было бы создание таких величественных архитектурных сооружений, как творения К. Росси, О. Монферана, В. Стасова и других архитекторов первой половины XIX в.
По требованию Павла I Казанский собор, крупнейшее культовое здание русской столицы, надлежало сделать похожим на собор святого Петра в Риме — главный храм католической Европы.
Этим требованием объясняется введение в композицию Казанского собора наружной колоннады, отдаленно напоминающей колоннаду римского прототипа; два ее крыла, изогнутые в плане, состоят из семидесяти двух каннелированных коринфских колонн, несущих антаблемент с балюстрадой.
Однако, проектируя собор, Воронихин руководствовался в первую очередь не требованием царя, а градостроительными соображениями.
Поэтому он разместил свою колоннаду со стороны северного фасада храма, который по канонам церкви считается второстепенным, но обращен к Невскому проспекту — важнейшей магистрали города.
1.2 Архитектурное решение и особенности Казанского собора
Сам собор, имеющий в плане форму вытянутого с запада на восток «латинского креста», стоит в некотором отдалении от проспекта. Но упруго развернутые крылья колоннады надежно связывают здание с улицей и в то же время формируют перед входом в собор небольшую, но просторную площадь.
Сплошная застройка магистрали здесь разрывается, возникает дополнительная перспектива, эффектно замыкающаяся центральным портиком колоннады и поднимающимся над ним куполом на стройном барабане.
Массивные боковые портики, словно останавливающие стремительный разбег колоннады в стороны, размещены по осям отходящих от проспекта набережной канала Грибоедова и Казанской улицы.
Купол выделяет в силуэте города место пересечения важных магистралей. Зодчий сумел органично ввести здание в «ткань» уже сложившихся кварталов и сделал его доминантой района.
«В композиции Казанского собора отразились новаторство Воронихина-градостроителя и его способность разобраться в ситуации, сложившейся ранее, развить приемы, наметившиеся в работах его предшественников» .
В самом деле, в основном планировочном замысле собора нельзя не увидеть развитие той системы, которая еще в XVIII веке стала использоваться при размещении культовых зданий на противоположной стороне Невского проспекта — с отступом от красной линии в разрывах между жилыми домами.
Воронихин значительно усилил градостроительное значение такого приема, придал ему совсем иные масштабы и размах.
В начале XIX века усилилась тенденция к углублению идейно-художественного содержания произведений зодчества, к увеличению их образной силы. Достичь этой цели архитектура могла в тесном союзе с изобразительным искусством, роль которого в раскрытии общей темы должна была стать особенно ответственной.
Сооружение Казанского собора, продолжавшееся десять лет, завершилось незадолго до начала Отечественной войны 1812 года.
Мажорная, торжественная архитектура здания оказалась созвучной героике борьбы с иноземными захватчиками и пафосу победы над врагом.
Сама жизнь связала собор с важнейшими для судеб России историческими событиями, сделала здание памятником русской воинской славы.
Из Казанского собора после торжественного молебна отправился в действующую армию фельдмаршал М. И. Кутузов. И сюда же в июне 1813 года, когда неприятель уже был изгнан за пределы отчизны, доставили из маленького немецкого города Бунцлау прах великого полководца.
Тело Кутузова было погребено в склепе, сооруженном в северном приделе храма; рядом на специальных кронштейнах, вделанных в стену, разместили трофейные знамена и ключи от сдавшихся русским армиям городов.
1.3 Ансамбль Казанского собора – воплощение синтеза искусств
«Казанский собор явился, по существу, первым в истории русского классицизма сооружением, в котором воплотилось новое отношение к проблеме синтеза искусств» .
В композиции фасадов Казанского собора очень важную роль играют произведения скульптуры.
Наиболее значительные из них размещены на северном фасаде, обращенном к Невскому проспекту.
Аттики, венчающие боковые портики наружной колоннады собора, заполняют длинные барельефные фризы. Сюжеты барельефов заимствованы из Библии.
Над восточным портиком расположен рельеф «Истечение Моисеем воды из камня», созданный И. П. Мартосом.
«Медный змий» — тема другого рельефа, исполненного И. П. Прокофьевым.
Однако библейские сюжеты послужили художникам лишь поводом для раскрытия несравненно более значительной и очень характерной для классицизма темы героя, приходящего в трудный час на помощь своему народу. Патетическая героика фризов и приподнятый, мажорный строй архитектуры здания прекрасно дополняют друг друга. По сторонам огромной двери северного входа в собор, украшенной горельефами, стоят в нишах бронзовые скульптуры князей Владимира и Александра Невского, Иоанна Крестителя и Андрея Первозванного. Они отливались по моделям, созданным крупнейшими ваятелями классицизма — С. С. Пименовым, И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, В. И. Демут-Малиновским и А. А. Анисимовым.
Мощные, суровые изваяния, воспринимаемые зрителем с близкого расстояния, гармонично сочетаются с монументальной колоннадой.
Включение в число скульптур наряду с изображениями легендарных персонажей статуй реальных героев русской истории должно было, по мысли строителей Казанского собора, способствовать усилению национальной, патриотической темы.
1.4 Развитие ансамбля Казанского собора
«Мемориальное значение Казанского собора в 1837 году было закреплено установкой перед боковыми портиками наружной колоннады памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли» .
Они органично вошли в архитектурно-скульптурный ансамбль собора. Бронзовые фигуры полководцев, великолепно воспринимающиеся на фоне колоссальных порталов, отливались по моделям скульптора Б. И. Орловского. Гранитные пьедесталы проектировал архитектор В. П. Стасов.
По композиционному решению оба памятника почти идентичны: герои Отечественной войны 1812 года изображены во весь рост, на их плечи наброшены плащи, ниспадающие живописными складками.
Но трактовка каждой фигуры имеет свои особенности. В позе Барклая воплощено настороженное ожидание. Фигура Кутузова, наоборот, кажется олицетворением наступательного порыва: решительным жестом руки с маршальским жезлом полководец как бы дает сигнал своим войскам преследовать бегущего неприятеля.
Светский, гражданский характер, присущий архитектуре Казанского собора, свойствен и его интерьеру, напоминающему огромный дворцовый зал.
Ряды высоких гранитных колонн не расчленяют, а объединяют пространство этого зала, позволяя ему наполниться светом, льющимся из окон.
Треугольные в сечении подкупольные столбы размещены настолько удачно, что почти незаметны зрителю. Благодаря этому кажется, что поддерживаемый ими купол свободно парит на огромной высоте.
В 1810—1811 годах, уже завершая постройку Казанского собора, Воронихин решил видоизменить свой первоначальный замысел, спроектировав вторую наружную колоннаду перед южным фасадом здания.
Боковые портики обеих колоннад должны были соединиться оградой, окружающей сквер, созданный перед западным главным входом в собор. Осуществлению этого проекта помешала начавшаяся война, и о нем теперь напоминает лишь чугунная решетка, установленная в 1812 году.
В «чугунном кружеве» Санкт-Петербурга эта ограда — одно из лучших украшений. Часто поставленные вертикальные прутья создают в каждом ее звене своего рода нейтральный фон, на котором контрастно выделяются плотные орнаментальные «пятна» в форме ромба.
В первой трети XIX века художественное литье из чугуна достигло в России своего расцвета. Из тяжелого и хрупкого металла мастера- литейщики создавали дивные узоры. Решетка у Казанского собора, представляющая по рисунку сложную растительную композицию, поражает мастерством исполнения.
На верху решетки помещена широкая полоса растительного орнамента, своей массой уравновешивающая гранитный цоколь. Опорами чугунных звеньев служат массивные картелированные колонны, увенчанные шарами. Их строгий ритм укрупняет масштаб ограды. Этому ритму вторит широкий шаг ромбовидных узоров. И, несмотря на большую длину ограды — 153 метра, рисунок решетки не кажется ни монотонным, ни мелким.
Ограда прекрасно выдерживает соседство с громадным зданием.
2. Казанский собор – пантеон русской воинской славы
Победа в Отечественной войне 1812 года была ознаменована созданием целого ряда монументальных памятников в Москве и Петербурге:
- Триумфальные ворота,
- храм Христа Спасителя,
- Александровская колонна,
- Военная галерея 1812 года в Зимнем дворце,
- памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, возведенные перед Казанским собором – пантеоном ратной славы…
2.1 Особенности и традиции увековеченья воинской славы в России
Говоря о духовном наследии нации, невозможно пройти мимо темы воинской доблести, воинской славы.
Историю государств заполняют описания войн; они являются наиболее заметными вехами в памяти человечества. "Война учит нас проверять нашу жизнь, ее достоинство, ее качество, ее верность, ее правоту — поставляя ее перед необходимостью защищать дело ее до конца... Она указывает нам путь героя и требует, чтобы этот путь стал общим, универсальным, и этим она дает разрешение основной жизненной проблемы" .
Война обостряет религиозное чувство человека. Действительно — "в страданиях мудреет человечество" —как писал И.А. Ильин.
Даже те, кто на словах исповедует атеизм, в минуту опасности хотя бы в глубине души обращаются к Богу.
И те, кто в Великую Отечественную шел в бой со словами "за Родину, за Сталина", на самом деле были совсем недалеки от христианского мироощущения. Готовность жертвовать своей жизнью, защищая других — это именно то, о чем говорится в Евангелии: "Нет больше той любви, если кто положит душу свою за друзей своих"
Каменные храмы и монастыри и чисто физически служили надежной защитой от врагов, а позднее стали, возводится в память о грозных событиях войн и походов.
Увековечивалась память не столько о людях, пусть даже показавших чудеса храбрости на поле сражения, сколько о знаках Божьей милости, явленных в даровании победы. Поэтому в Древней Руси фактически единственным способом запечатления памяти о победе было строительство храмов или часовен.
Они обычно освящались в честь церковного праздника, в день которого совершилась та или иная решающая битва, или в честь святого, которому особенно усердно молились и чьей помощи приписывали победу.
Так, в память о Куликовской битве, которая произошла 8 (21) сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, супруга святого князя Димитрия Донского, святая княгиня Евдокия, построила церковь Рождества Богородицы в Кремле (впоследствии переименованную в церковь Воскрешения Лазаря).
В честь того же события была построена церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове. В ней до сих пор находятся могилы иноков-воинов прпп. Александра (Пересвета) и Родиона (Осляби), участвовавших по благословению преподобного игумена Сергия Радонежского в Куликовской битве и павших за Отечество.
В память Куликовской битвы установлено поминовение усопших в Димитриевскую родительскую субботу — 40-й день после Куликовской битвы (перед 26 октября — 8 ноября — днем памяти святого Димитрия Солунского, небесного покровителя князя Димитрия Донского).
В Петербурге есть немало храмов, если не прямо, то косвенно являющихся памятниками российской воинской славы.
Так, монастырь в честь святого Александра Невского (впоследствии — Александро-Невская лавра) был построен, как считалось, на том самом месте, где в 1240 г. в Невской битве святой князь одержал победу над шведами. Во вновь построенный монастырь из Владимира были перенесены его святые мощи. Благоверный князь Александр Невский считается покровителем Санкт-Петербурга, поэтому в городе есть несколько храмов, построенных в его честь.
Памяти его победы над шведами посвящена также церковь святого Александра Невского в Усть-Ижоре (1830-е гг).
В ознаменование победы русского флота в Чесменской бухте (1770 г.) в 1777 - 1780 г. построена церковь Рождества Иоанна Предтечи, входящая в комплекс Чесменского дворца.
Петербургский Казанский собор, законченный в 1811 г., хотя и не был в собственном смысле памятником победы в Отечественной войне 1812 г., однако судьба его оказалась тесно связанной с этим событием. В августе 1812 г. в соборе состоялся торжественный молебен, после которого М.И. Кутузов отправился в действующую армию, а в 1813 г. полководец был в нем же похоронен. В соборе хранились многочисленные военные трофеи.
В Москве в память войны 1812 г. был воздвигнут храм Христа Спасителя (заложен в 1839, освящен в 1889 г.), а также не дошедшие до нас часовни святых Александра Невского и Николая Чудотворца.
В память Бородинского сражения вдова погибшего в нем генерала А. А.Тучкова, М. М. Тучкова, основала Спасо-Бородинский монастырь и, приняв монашеский постриг с именем Мария, стала его первой игуменьей.
Монастырь был утвержден в 1838 г. На Бородинском поле находятся и многочисленные часовни-обелиски, поставленные в память погибших воинов. В XIX в.
В 30-е гг. XIX в. В Петербурге в бывшей слободе Измайловского полка, за Фонтанкой, построен Свято-Троицкий собор, на стенах которого висели мемориальные доски с высеченными именами погибших офицеров этого полка. В 1886 г. перед собором был воздвигнут памятник Славы в память подвигов русских солдат в русско-турецкой войне (снесенный после революции).
В Москве в 1877 - 1887 гг. поставлена часовня-памятник героям Плевны на Новой площади.
В память освобождения славян от турецкого ига была также построена часовня Александра Невского на нынешней Манежной площади (не дошедшая до нас).
В 1903 - 1913 гг. в Кронштадте — колыбели русского флота — как памятник "чинам морского ведомства, погибшим при исполнении служебного долга, а также способствовавшим развитию русского флота" был построен Морской собор. Перед ним в 1913 г. был установлен памятник адмиралу С.О. Макарову.
Великолепным памятником морякам, погибшим в русско-японской войне, был "Спас-на-водах", построенный в традициях владимирского зодчества XIIв. В 1922 г. он был разрушен.
В Петербурге в начале XX в. был создан своеобразный Суворовский музей. Основой его стала деревянная церковь святого князя Александра Невского, построенная Суворовым в селе Кончаковском и перевезенная в Петербург в год столетия его кончины. Церковь была заключена в каменный футляр, а рядом выстроено помещение музея. После революции музей был закрыт. Сам Суворов погребен в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.
«Музеи боевой славы — явление в России достаточно позднее. В начале XX в. именно оно получает распространение. К этому времени относится основание двух замечательных музеев подобного рода: в Москве — Бородинской панорамы, а в Севастополе — панорамы обороны Севастополя в Крымскую кампанию 1854 - 56 гг.» .
Памятники выдающимся военачальникам — также сравнительно недавняя традиция, появившаяся под влиянием Запада.
Одними из первых можно считать памятник А.В. Суворову в Петербурге (1801 г.) и памятник Минину и Пожарскому в Москве (1804 - 1818 гг.).
В Советское время именно эти, лишенные религиозного содержания, традиции получают наибольшее распространение.
После Великой Отечественной войны монументы погибшим воинам и музеи боевой славы создаются во множестве. С точки зрения художественной ценности и смыслового наполнения далеко не все они равноценны, но все они служили благородной цели: сохранению памяти о великом прошлом.
Из наиболее значительных памятников подобного рода следует назвать памятник советскому воину-освободителю в Берлине, в Трептов-парке, созданный 1946 - 47 гг., Е.В. Вучетичем и Я. Б. Белопольским.
Эти же авторы возглавили творческий коллектив, создавший монументальный памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963 - 1967 гг.). Характерно, что многие скульптурные группы пластически повторяют веками использованные композиции цикла оплакивания Христа.
Большой известностью пользуется мемориал Пискаревского кладбища в Петербурге, где установлена скульптура "Родина-Мать" арх. А.В. Васильева и Е.А. Левинсона.
На рубежах обороны Ленинграда в 1962 - 67 гг. был создан "Зеленый пояс славы", включающий около 60 памятников и мемориальных ансамблей.
В Москве и Московской области наиболее известны такие мемориалы как:
- могила Неизвестного Солдата у кремлевской стены;
- памятник героям-панфиловцам у разъезда Дубосеково и др.
В Бресте — музей обороны Брестской крепости и памятник в часть освобождения Бреста (1965 г.)
В Курске — Военно-исторический музей Курской битвы;
В Севастополе — мемориал на Малаховом кургане.
«В последние годы возрождается древняя традиция строительства храмов-памятников воинской славы. Примером может служить строительство в Москве храма святого великомученика Георгия Победоносца в честь 50-летия Победы на Поклонной горе и возведение в 1999 –2000 г. храма в память битвы на Курской дуге» .
Церковью установлено поминовение усопших в день Победы 9 мая.
2.2 Особенности ансамбля Казанского собора, как пантеона русской воинской славы
Памятник всегда несет в себе конкретную историческую, научную, эстетическую, мемориальную, художественную или иную культурную ценность и может представлять собой как единичное сооружение или участок, так и ансамбль, а также комплекс сооружений.
Необходимо различать ансамбль, элементы которого создавались по единому плану и замыслу как архитектурное и функциональное целое, и комплекс сооружений, части которого оформились в единое целое в ходе градостроительного развития.
Любой недвижимый памятник создавался в определенной исторической и природной среде и в своем конкретном месте, значит, его ценность и сохранность определяются не только его физическим состоянием, но и сохранностью окружающего природно-исторического фона.
Впервые храмово-мемориальный комплекс возник после окончания Отечественной войны 1812 года в Казанском соборе.
Его составными частями были полковые и трофейные знамена, трофеи с поля боя, ключи от захваченных крепостей и городов, памятники Кутузову и Барклаю де Толли перед собором, а также захоронение самого М.И. Кутузова.
Со временем полковые церкви стали подражать этой воинской святыне и устраивать в своих стенах мини-мемориалы, которые иногда распространялись за пределы собственно храма и организовывали прицерковное пространство.
История навеки связала Казанский собор с памятью об Отечественной войне 1812 года и с именем ее героя - фельдмаршала Кутузова.
В воскресенье, 11 августа 1812 года, Михаил Илларионович Кутузов, назначенный главнокомандующим русской армией в начавшейся войне, приехал в собор.
Перед чудотворным образом Казанской иконы Божьей Матери был отслужен молебен, а сам образ после молебна Кутузов возложил себе на грудь. По преданию, выйдя из собора, полководец сказал огромной толпе народа: "Меня посылают на великое дело". Однако полководцу не суждено было принести свою благодарность перед Владычицей Небесной за дарованную победу.
Еще не завершилась война, когда собор увидел в своих стенах прах светлейшего князя. После заупокойной литургии и отпевания гроб, где в отдельном сосуде находилось сердце Кутузова, перенесли в западную часть северного придела и под троекратный ружейный и пушечный залп опустили в могилу.
Побывав у могилы Кутузова, Пушкин в стихотворении "Перед могилою святой..." написал:
В твоем гробу восторг живет!
Он русский глас нам издает.
Он нам твердит о той године,
Когда народной веры глас
Возвал к святой твоей седине:
"Иди, спасай!" Ты встал - и спас .
Возвратившись в Петербург 25 июля 1814 года, Александр 1, прежде всего, остановился у Казанского собора, в котором недавно похоронили фельдмаршала. У собора, который по велению Александра стал пантеоном русской воинской славы, где рядом с могилой полководца были размещены воинские трофеи прошедшей войны:
знамена,
штандарты поверженных полков и дивизий,
ключи от неприятельских крепостей и семнадцати освобожденных городов,
маршальский жезл Даву.
Собор этот изначально самым тесным образом связан с именем Кутузова, строившим его, начиная с 1802 года, в бытность свою генерал-губернатором Петербурга и ушедшего с его ступеней в войска в 1812 г., приняв в его стенах благословение на назначение Главнокомандующим русской армии.
И именно этот собор, на второй день пребывания в Петербурге, 26 июля 1814 года, Александр выбирает местом торжественного молебствования в ознаменование тяжелой победы.
Описывая праздничный кортеж, в котором рядом с Александром, едущим впереди парадной кареты своей матери, верхами, ехал цесаревич Константин Павлович, историк Н. К. Шильдер пишет: "Этою церемониею окончилось все торжество возвращения государя – победителя в свою столицу” .
Сухая констатация факта не может удовлетворить нашего любопытства, коль уж мы решили установить истинность общественных умонастроений в описываемые дни. Более щедры в описании происходившего хроникеры петербургской газеты "Русский инвалид” за 1814 г.: "Счастливый, давно желанный день! Со Вселюбезнейшим отцом, с Александром, победоносно подвизавшимся за священное дело человечества, стояли мы, благословенно радующиеся дети его, вознося благородные наши мольбы к Всевышнему. Кто возможет выразить в словах, чувствования волновавших нас, когда Государь Император, во блеске свершенных им деяний и еще в большем блеске своего смирения, сопровождаемый Августейшею Родительницею, Братом и Сестрою вступил в соборную церковь Казанской Богоматери.
Ежели вне храма раздавались Ему благословляющие клички осчастливленного воззрением его народа, то здесь, в самом храме, при торжественной тишине сколь усердно произносил всяк Молитву о долголетии дражайшего монарха, о долголетии Александра Ангела мира....
Со стен крепости гремели орудия. В то время изшел из церкви Александр I и россияне восклицаниями своими Его приветствовали — "Желаете ли видеть великое, желаете ли видеть величайшее в свете зрелище?”
Посмотрите, как Александр I с любовью в сердце клянется своему народу, и как верный сей народ, для него жить и умереть готовый приветствует Его, своего отца, своего избавителя!”"... и пил за здоровье родных товарищей”
И все же состоялся грандиозный праздник в честь венценосного победителя, на устройство которого мог осмелиться только один человек, не боящийся гнева императорского — мать Александра, императрица Мария Федоровна.
Таковое состояние и окружение Казанского собора в триумфальное время возвращения русского воинства из иностранного похода придало ему совершенно особенную ауру и совершенно особенный статус.
30 июля 1814 г. весь Петербург праздновал рядом с ним радостный возврат Первой пехотной дивизии в составе лейб-гвардии Преображенского, Семеновского и Егерского полков, прибывших из Парижа морем до Ораниенбаума и вошедших в Петербург под громогласные звуки оркестровой меди и приветственные возгласы многочисленных горожан всякого рода и звания .
Казанский собор еще трижды были местом встречи возвращающихся победителей — 6 сентября, 18 и 20 октября 1814 года, и всякий раз встреча выливалась в массовые народные празднества с музыкой и песнями, счастьем и весельем....
3. Архитектурные ансамбли Х1Х века как памятники русской боевой славы
3.1 Нарвские Триумфальные ворота
Одним из самых значительных памятников в честь победы русского оружия в войне с наполеоновской армией являются Нарвские ворота. В 1814 году, после победы над войсками Наполеона, русская армия возвращалась домой. Полки, которые встречали тысячи ликующих людей, направлялись в Петербург по Петергофской дороге. Они торжественно проходили через деревянные триумфальные ворота, которые выстроил Дж. Кваренги неподалеку от Обводного канала.
Вскоре граница города сдвинулась к югу. По проекту архитектора В.П. Стасова в 1827 - 1834 год на новом въезде в столицу построили каменные триумфальные ворота взамен старых деревянных. Поскольку ворота были расположены за Нарвской заставой (сегодня – Площадь Стачек), их назвали Нарвскими.
Триумфальные ворота сооружаются из временного материала, дерева и гипса, за сверх короткий срок.
Красота их и величественность произвела неизгладимое впечатление на петербуржцев, о чем говорят множественные свидетельства. И вдруг, когда, казалось бы, все уже сделано, все уже готово к предстоящим праздникам, 19 июля 1814 г. генерал Вязмитинов получает высочайший рескрипт: "Сергей Козьмич! Дошло до моего сведения, что делаются разные приготовления к моей встрече. Ненавидя оные всегда, почитаю их еще менее приличными ныне. Един Всевышний причиною знаменитых происшествий, завершивших кровопролитную брань в Европе. Пред ним все должны мы смириться. Объявите повсюду мою непреклонную волю, дабы никаких встреч и приемов для меня не делать. Пошлите повеление губернаторам, дабы не один не отлучался от своего места для сего предмета. На вашу ответственность возлагаю точное исполнение сего повеления” .
При получении такого известия Вязмитинов информирует Правительственный Сенат о монаршей воле. Сенат принимает новое постановление об отмене начатых приготовлений, предписывает разобрать воздвигнутые триумфальные ворота, а также приспособления для иллюминации и фейерверков.
Столь неожиданное решение Александра у многих советских историографов находит лишь одно объяснение — император опасался возможных манифестаций и беспорядков. На чем строится такая версия, предположить трудно. Во всяком случае, самими авторами она никак не расшифровывается. Не подтверждается она и документальными свидетельствами участников событий.
На торжественной закладке триумфальной арки 27 августа 1827 года присутствовали многие ветераны Отечественной войны 1812 года. Нарвские ворота были выполнены в стиле позднего классицизма.
Мощную кирпичную арку покрыли листами меди, которые впоследствии заменили железными. Во многом Нарвские ворота имеют сходство с триумфальными арками Древнего Рима.
Высота арки составляет тридцать метров, ширина – двадцать восемь метров.
На самом верху Нарвских ворот – скульптурная группа: шестерка вздыбленных коней мчит колесницу, в которой во весь рост стоит Нике – крылатая богиня Победы в тунике, с лавровым венком в правой руке и пальмовой ветвью – в левой.
Колоннада из двенадцати нарядных колонн коринфского ордена украшает триумфальную арку с четырех сторон. Над колоннадой по карнизу располагаются восемь аллегорических скульптур – фигуры гениев славы и Мира.
Между колоннами находятся скульптуры древнегреческих витязей. Кроме того, на тимпанах над пролетом арки имеется барельеф: гении Славы – две летящие крылатые фигуры с лавровыми венками. Модели скульптур выполняли разные выдающиеся скульпторы: богиню Победы с колесницей и фигуру воина – С.С. Пименов, фигуру молодого воина – В.И. Демут-Малиновский, фигуры гениев Славы и Мира – М.Г. Крылов и Н.А. Токарев, барельефы летящих гениев славы – И. Леппе, модели коней – П.К. Клодт. Фриз ворот украшает надпись, выполненная на русском и латинском языках: «Победоносной Российской императорской гвардии признательное Отечество в 17 д. августа 1834».
Кроме того, на воротах присутствуют надписи перечислением пехотных и конных гвардейских полков, русских городов, у которых произошли решающие сражения (Бородино, Тарутино, Лейпциг, Малый Ярославец и другие), павших французских городов (Париж), а также даты закладки и открытия монумента.
Во время Второй мировой войны и блокады Ленинграда Нарвские ворота сильно пострадали. В начале 1980-х годов они были отреставрированы. Примечательно, что еще при создании ворот, архитектор В.П. Стасов предполагал использовать довольно большое помещение, расположенное в верхней части ворот, для выставки. Его планы осуществились только в 1987 году, когда в этом зале открылась музейная экспозиция.
3.2 Свято-Троицкий Измайловский собор и «Колонна славы»
Гвардейские полки считались элитными, а зачисление в гвардейцы являлось большой честью для любого человека. Определенная привилегированность русской гвардии стала причиной возникновения известной культуры поведения, регламентируемой негласными установками внутри каждого гвардейского полка. Гвардейские парады были отличительной чертой повседневной жизни Петербурга. По воспоминаниям современников, во время прохождения войск "мальчишки бежали впереди, шагали рядом, движение на улицах приостанавливалось, прохожие стояли на тротуарах и любовались" .
Каждый гвардейский полк имел свою полковую церковь, которая разделяла функции храма, музея и пантеона.
Впервые подобный храмово-мемориальный комплекс возник после окончания От