Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | ГлавнаяМой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Авторы "Мечты" - активность до 2013 года » Антон Данилец

Пантеоны русской воинской Славы. (продолжение)

Впервые подобный храмово-мемориальный комплекс возник после окончания Отечественной войны 1812 года в Казанском соборе. Его составными частями были полковые и трофейные знамена, трофеи с поля боя, ключи от захваченных крепостей и городов, памятники Кутузову и Барклаю де Толли перед собором, а также захоронение самого М.И. Кутузова. Со временем полковые церкви стали подражать этой воинской святыне и устраивать в своих стенах мини-мемориалы, которые иногда распространялись за пределы собственно храма и организовывали прицерковное пространство. Если вспомнить, что полковые церкви были центрами целых столичных районов, застройка которых подчинялась регламентирующему линейному порядку войсковых казарм, то такие мемориальные комплексы не только эмоционально наполняли городскую территорию определенным пафосным смыслом, но и служили делу пропаганды славных подвигов русской армии и патриотическому воспитанию молодого поколения.
«Инициатива увековечить славу русской армии, участвовавшей в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов, принадлежала великому князю Николаю Николаевичу - старшему, командовавшему во время войны Дунайской армией. По-видимому, и сама концепция памятника-мемориала, составленного из трофейных турецких орудий, также была предложена им» .
Уже в 1877 году, то есть еще во время боевых действий, десять орудий, взятых в битвах под Горным Дубняком и под Телишем, были доставлены к Троицкому собору Измайловского полка и установлены на отдельных тумбах у главного (западного) входа в церковь.
Измайловский полк - третий в гвардии по старшинству, сформированный в подмосковном селе Измайлово в 1730 году, - отличился во время этих боевых действий.
Подвиг гвардейцев во время штурма Плевны получил высокую оценку в русском обществе, а Александр II в своем Приказе армии и флоту по поводу открытия "Колонны Славы" отметил "высоту военной доблести и неувядаемой славы, добытых нашими предками и на наших глазах достойно поддержанных и возвеличенных" .
Всего во время штурма Плевны было захвачено 886 турецких орудий. Ревизия, проведенная в 1882 году на артиллерийских складах города Николаева, обнаружила сто десять пушек, которые и были перевезены в Петербург для размещения на монументе.
Из трех проектов, представленных инженер-капитаном Г.М. Житковым, участником боевых действий, был выбран один, который был усовершенствован архитектором Д.И. Гриммом, соавтором М.О. Микешина по памятнику Екатерине II и строителем Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости. Основная идея памятника осталась прежней, но было увеличено количество орудий.
Монумент состоял из трех частей: пьедестала, собственно колонны и капители с фигурой "Победа". На пьедестале размещались бронзовые доски с именами всех частей войск, участвовавших в войне, а также хронологически излагался ход войны.
Колонна представляла собой чугунный каркас с винтовой лестницей внутри, ось стойки которой совпадала с осью самой колонны. К нему прикреплялись сто двадцать восемь пушек и мортир в шесть ярусов друг над другом. Орудия были разных размеров, калибров, времени отливки и массы, поэтому их монтаж требовал сложных инженерных расчетов. На некоторых пушках сохранялись следы боевых действий: у одной было разбито дуло, а другая оказалась заряжена, но порох отсырел, и от него осталась лишь черная пыль. Каждое орудие требовало индивидуального крепежа в отдельной нише. Несмотря на разнообразие размеров пушек, составлявших "Колонну Славы", эффект, производимый ею, был такой, что публике казалось, что все орудия совершенно одинаковы.
Венчала колонну фигура "Победы", созданная по рисунку скульптора П.И. Шварца и отчеканенная из медных листов. На голове скульптуры, а также на завитках капители колонны было поставлено несколько кольев с целью защиты от загрязнения памятника птицами.
Территория между мемориалом и собором была распланирована в виде прицерковного садика, окруженного железной решеткой. Вдоль нее были установлены первые десять пушек, стоявшие у церкви еще с 1877 года, а также два газовых канделябра и "два столба из турецких орудий".
Металлические детали мемориала отливались на известном в Петербурге чугунолитейном и механическом заводе Ф.К. Сан-Галли, а копия колонны в уменьшенную величину украшала зимний сад особняка владельца завода, построенного архитектором К.К. Рахау (современный адрес - Лиговский пр., 62).
Мемориал был торжественно открыт 12 октября 1886 года в очередную годовщину победы под Горным Дубняком парадом гвардейских частей в присутствии ветеранов последней русско-турецкой войны. После парада последовал салют с Петропавловской крепости и торжественный обед в Эрмитаже для высшего офицерства. Для меню этого обеда был создан специальный рисунок, изображавший русского витязя, трубящего победу, таблицы с перечнем побед в Русско-турецкой войне и турецких знамен и орудий вокруг. Для участников войны из нижних чинов в казармах лейб-гвардии Измайловского полка было устроено угощение, состоявшее из чарки водки, бутылки пива, двух пирогов, булки, куска мяса, двух яблок и двадцати пяти папирос.
"Колонна Славы" была единственным памятником в России, посвященным Русско-турецкой войне 1877-1878 годов.
Другие монументы увековечивали лишь отдельные сражения: штурм крепости Карс, сражение под Плевной (Москва), и героев войны: М.Д. Скобелева (Москва), Ф.Ф. Радецкого (Одесса).
Несмотря на это, монумент плохо охранялся. Была утрачена часть медной обшивки постамента и несколько накладных букв надписей на досках, одну из которых пытались отодрать целиком.
«Памятник Русско-турецкой войне 1877-1878 годов представлял собой яркий пример высокого уровня развития инженерного искусства второй половины ХIХ века. О ней никогда и не говорили как о произведении искусства, хотя своим обликом она прекрасно организовала окружающее пространство Измайловского собора» .
Внешний вид и концепция подобного монумента имеют явные аналогии с берлинской колонной Победы, установленной после Франко-прусской войны 1870-1871 годов.
Идея же установки вражеских орудий около церкви уже была осуществлена в другом петербургском храме - Преображенском соборе - архитектором В.П. Стасовым в 1830-1833 годах. Тогда вокруг храма была сооружена ограда из трофейных турецких пушек (!), а перед воротами были установлены два единорога и двенадцать орудий. Но теперь эта идея обрела иное, символическое звучание.
В 1810-е годы турки воздвигали пирамиды из костей и черепов павших на войне сербов.
Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов один из таких "памятников" "не славы, а человеческого позора", близ города Ниша был уничтожен русской армией. Возведение "Колонны Славы" из трофейных пушек поэтому осмысливалось как аналогичный, но более гуманный и цивилизованный жест по отношению к поверженному врагу.
"Колонну Славы" в публикациях того времени сравнивали с колонной Траяна в Риме, опоясанной бронзовыми барельефами с изображением военных побед императора. Но более очевидна в пропорциональных соотношениях близость нового монумента с обликом Александровской колонны на Дворцовой площади. Ориентация на великий прообраз не удивительна, так как тогда часто проводили аналогии между победами русских войск во время Отечественной войны 1812 года и в последней русско-турецкой войне .
Также близость проявляется и в венчающем оба монумента ангеле или гении Славы Победы. Образ крылатой фигуры, венчающей колонну, после возведения "Александрийского столпа" стал очень популярен и широко распространен - аналогичного ангела с крестом можно обнаружить на памятнике броненосцу "Русалка" в Таллине (1902), памятнике Тысячелетию России в Новгороде (1862) и памятнике Михаилу Павловичу на Ижевском заводе (1852).
Если вспомнить о курьезном предложении установить на Александровской колонне не одного, а двух или трех ангелов, то, по-видимому, уже в 1830-е годы можно было говорить о некотором "перепроизводстве" "ангельской" тематики, тем более что параллельно с памятниками с ангелами с крестами существовала большая группа монументов с ангелами с венками.
Этот вид памятников имел свой зарубежный прообраз - квадригу над Бранденбургскими воротами в Берлине, где фигура Славы с венком стоит за колесницей. Этот образ был взят К.И. Росси за основу при создании колесницы Славы над аркой здания Главного штаба. Двадцать лет спустя еще два ангела с венком появились в Петербурге.
В 1846 году две колонны, увенчанные статуями Победы по модели немецкого скульптора Х. Рауха, появились на Конногвардейском бульваре. Именно с них скульптор П.И. Шварц лепил своего ангела для "Колонны Славы", а З.К. Церетели воссоздавал нового ангела для возрождаемой "Колонны Славы".
В октябре 1886 года Петербург получил новый памятник, передовой по инженерно-техническому решению и в некоторой степени вторичный по художественному замыслу. Тяжеловесный и мощный, тем не менее он украсил своим обликом бедную на значительные сооружения Измайловскую слободу. Троицкий собор с мемориалом стал градообразующим и смысловым центром этой части столицы
Художественный образ, созданный талантливыми русскими инженерами, поражает своей точностью и пронзительностью. Ничто, кроме документальных свидетельств, не может так ярко говорить и рассказывать о каком-либо событии.
Действительно, замысел памятника предполагает некую программность, заданность, читаемость.
Художественный образ, заложенный в нем, раскрывается не сразу, а постепенно - через медленное приближение зрителя к колонне, когда отдельные орудия начинают проявляться на стволе сквозь черную непрозрачную массу чугуна, через чтение текстов бронзовых досок, через разглядывание пушек, их различий и мельчайших деталей, родственное почти тактильному ощупыванию этих участников последней русско-турецкой войны.
Эмоциональное воздействие монумента нагнетается поэтапно, и тем оно сильнее, действеннее. Оно рождает ощущение непосредственной сопричастности тем событиям. В отличие от других памятников, например Екатерине II и Петру I, этот монумент не подавляет зрителя своим величием, наоборот, в некотором смысле он сомасштабен обычному человеку, несмотря на свои грандиозные размеры.
Причина этой сомасштабности кроется в его простоте, естественности, ненадуманности и понятности. Его идея прочитывается однозначно и не допускает разницы трактовок. И хотя в новой колонне место утраченных орудий займют их "точные" копии, отлитые на Ново-Липецком металлургическом комбинате в дар по случаю 300-летия Петербурга, и в этом отношении воссозданная "Колонна Славы" потеряла часть того исторического значения и ценности, которые памятник имел первоначально, воссозданием этого монумента мы устраняем пробел в нашей истории и укрепляем национальную гордость.
3.3 Бородинское поле
У деревни Бородино,  начинается осмотр достопримечательностей с одного из главных памятников Войны 1812 года – узнаваемого красно-гранитного монумента с большим орлом на вершине и золотым мечом, застывшим в гранитных блоках. Орёл в своём гордом полёте держит в когтях венок победителя, а огромный золотой меч, обращённый вверх, символизирует военную мощь и силу России, как бы вторя знаменитым словам Александра Невского.
Этот красивый и величественный монумент был воздвигнут на месте командного пункта Михаила Илларионовича Кутузова. Чуть западнее и южнее, мы оказываемся у подножия холма, на котором размещалась батарея Раевского. Посреди поля, на холмике, прямо из трёхступенчатого чугунного пьедестала вырастает огромная чёрная колонна, чем-то напоминающая часовенку, увенчанная золочёной главкой с крестом. Маковка выполнена в форме выступающих шипов и довольно сильно напоминает фрагмент древнерусского оружия - булавы.
Нижняя часть монумента действительно очень похожа по форме на часовенку-памятник и представляет собой восьмиугольник, каждую грань которого, в середине монумента, занимают чёрные колонны меньшего размера, несущие, как бы на себе куполообразные своды. Из-под сводов на нас смотрят 8 совершенно одинаковых золотых картушей, представленных в виде пышных венков, окружающих своими лепестками лучезарную дельту: равносторонний треугольник с глазом по середине, испускает во все стороны 8 тонких лучей, символизируя божественное провидение.
Вообще же, подобной символикой всевидящего ока, насыщен буквально весь Бородинский музей-заповедник, как в музейных предметах-экспонатах, медалях и печатях, так и на стенах храма Спасо-Бородинского монастыря. Обилие подобной символики, мы можем встретить на фасаде и внутри Казанского собора в Санкт-Петербурге – в храме русской военной славы и пантеоне Отечественной войны 1812 года…
Напротив батареи Раевского, прямо через дорогу, свои двери нам отрывает и зовёт Бородинский военно-исторический музей, в котором представлены подлинники: личные вещи М.И. Кутузова, документы, флаги, штандарты, мундиры и орудия русской и наполеоновских армий, а также раскопки с полей сражений. Здесь можно увидеть фактически, единственную, дожившую до наших дней внушительную орудие-пушку – "Единорог"; план и панораму бородинского сражения; карету Кутузова; мундир императора Александра I, а также обилие всевозможных предметов из гражданской и полковой жизни неприятеля.
Во дворе музея стоят великолепно выполненные, огромные бюсты первым лицам битвы при Бородине – Кутузову, Багратиону, Барклаю-де Толли.
За ними, образуя, словно малахитовую аллею, выстроились в 2 ряда, преклонённые трофейные орудия французов. Тёмно-зелёные стволы орудий по левую и правую стороны смотрят своими дулами друг на друга. Вес иных пушек с лёгкостью переваливает за полтонны чистой меди.
Расположенный неподалёку Спасо-Бородинский монастырь, укреплённый мощными каменными стенами, включает в себя главный действующий храм, обнесённый с западной стороны земляным рвом; храм-пантеон погибшим воинам, а также церковное сооружение, в котором сейчас размещается экспозиция "Военная Игрушка".
Жена генерал-майора А.А. Тучкова потеряла всё, ради чего ей стоило жить – своего мужа и сына.
Собрав все свои силы, на месте гибели мужа, она основала женский монастырь – духовный и исторический памятник трагическим событиям тех лет. В главном храме – высоком красно-кирпичном соборе в форме креста проходят службы. Во втором, небольшом, напоминающем больше гражданское сооружение, нежели церковь, службы проходят, но время от времени, а потому, вход в храм-пантеон может оказаться заперт решёткой. Внутреннее убранство храма не совсем типично общепринятому: некая простота, и военные мотивы в немногословных росписях на стенах; отсутствие как такового иконостаса и алые "врата" в "святая святых", а также огромный белый круг с лучезарной дельтой в центре храма могут надолго приковать взгляд иных впечатлительных натур.
Архитектурную завершённость ансамблю придаёт небольшая площадь с монументальной гранитной колонной "Доблеснымъ Героямъ Бородина от потомков воинов 3-й пехотной дивизии генерала Коновницина" и установленные в хода в храм две фигурные кованные чаши на треногах, символизирующие жертвенный огонь.
Две массивные плиты некогда были специально отлиты для установки на Триумфальной Арке, что на Кутузовском, однако так и остались стоять в Бородине. За воротами монастыря – по разные стороны вокруг – обелиски, выросшие на местах былых ожесточённых сражений.
Покидая стены монастыря и мысленно прощаясь с бородинскими пейзажами, ощущаешь мистическую силу этих мест… Большой кровью омытые, они всегда будут необъяснимо притягивать люд мирской…
Заключение
Памятник всегда несет в себе конкретную историческую, научную, эстетическую, мемориальную, художественную или иную культурную ценность и может представлять собой как единичное сооружение или участок, так и ансамбль, а также комплекс сооружений.
Необходимо различать ансамбль, элементы которого создавались по единому плану и замыслу как архитектурное и функциональное целое, и комплекс сооружений, части которого оформились в единое целое в ходе градостроительного развития.
Каменные храмы и монастыри и чисто физически служили надежной защитой от врагов, а позднее стали, возводится в память о грозных событиях войн и походов.
Увековечивалась память не столько о людях, пусть даже показавших чудеса храбрости на поле сражения, сколько о знаках Божьей милости, явленных в даровании победы. Поэтому в Древней Руси фактически единственным способом запечатления памяти о победе было строительство храмов или часовен.
Каждый гвардейский полк имел свою полковую церковь, которая разделяла функции храма, музея и пантеона.
Впервые подобный храмово-мемориальный комплекс возник после окончания Отечественной войны 1812 года в Казанском соборе. Его составными частями были полковые и трофейные знамена, трофеи с поля боя, ключи от захваченных крепостей и городов, памятники Кутузову и Барклаю де Толли перед собором, а также захоронение самого М.И. Кутузова.
Со временем полковые церкви стали подражать этой воинской святыне и устраивать в своих стенах мини-мемориалы, которые иногда распространялись за пределы собственно храма и организовывали прицерковное пространство.
Если вспомнить, что полковые церкви были центрами целых столичных районов, застройка которых подчинялась регламентирующему линейному порядку войсковых казарм, то такие мемориальные комплексы не только эмоционально наполняли городскую территорию определенным пафосным смыслом, но и служили делу пропаганды славных подвигов русской армии и патриотическому воспитанию молодого поколения.
Замечательный памятник русской архитектуры, собор сооружен в 1801—1811 годах по проекту А. Н. Воронихина.
Перед архитектором стояла сложная архитектурная задача.
Собор был обращен к Невскому проспекту боковым фасадом. Воронихин скрыл основной объем здания грандиозной торжественной колоннадой из 96 коринфских колонн.  Подобная колоннада должна была оформить и противоположный фасад.
«Казанский собор явился, по существу, первым в истории русского классицизма сооружением, в котором воплотилось новое отношение к проблеме синтеза искусств» .
Сооружение Казанского собора, продолжавшееся десять лет, завершилось незадолго до начала Отечественной войны 1812 года.
Мажорная, торжественная архитектура здания оказалась созвучной героике борьбы с иноземными захватчиками и пафосу победы над врагом.
Сама жизнь связала собор с важнейшими для судеб России историческими событиями, сделала здание памятником русской воинской славы.
История навеки связала Казанский собор с памятью об Отечественной войне 1812 года и с именем ее героя - фельдмаршала Кутузова.
В воскресенье, 11 августа 1812 года, Михаил Илларионович Кутузов, назначенный главнокомандующим русской армией в начавшейся войне, приехал в собор.
Перед чудотворным образом Казанской иконы Божьей Матери был отслужен молебен, а сам образ после молебна Кутузов возложил себе на грудь. По преданию, выйдя из собора, полководец сказал огромной толпе народа: "Меня посылают на великое дело".
Еще не завершилась война, когда собор увидел в своих стенах прах светлейшего князя. После заупокойной литургии и отпевания гроб, где в отдельном сосуде находилось сердце Кутузова, перенесли в западную часть северного придела и под троекратный ружейный и пушечный залп опустили в могилу.
Возвратившись в Петербург 25 июля 1814 года, Александр 1, прежде всего, остановился у Казанского собора, в котором недавно похоронили фельдмаршала. У собора, который по велению Александра стал пантеоном русской воинской славы, где рядом с могилой полководца были размещены воинские трофеи прошедшей войны:
знамена,
штандарты поверженных полков и дивизий,
ключи от неприятельских крепостей и семнадцати освобожденных городов,
маршальский жезл Даву.
«В последние годы возрождается древняя традиция строительства храмов-памятников воинской славы. Примером может служить строительство в Москве храма святого великомученика Георгия Победоносца в честь 50-летия Победы на Поклонной горе и возведение в 1999 –2000 г. храма в память битвы на Курской дуге» .
Славные победы русского оружия заслуживают восстановления исторической справедливости и нового увековечения в веках.
Литература
1. Библия. Книги Священного Писания Нового и Ветхого Заветов. – М.: Изд. Московской Патриархии. – 1998. - 950 с.
2. Булгаков С.Н. Война и русское самосознание. М.: Воениздат, 1999 – 120 с.
3. Данилец А.В. Тайна исповеди. – СПб.: Народная библиотека. 2000 – 348 с.
4. Ильин И.А. Духовный смысл войны. М.: Изд. Маркса , 1915 – 180 с..
5. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. Лондон ИМКО 1975 – 220 с.
6.Данилец А.В. Пантеоны русской воинской славы.// Геополитический мониторинг России № 4 2009 С.225 - 2437
7. Казанский собор: памятник истории и архитектуры. Справочник – СПб.: Архитектура и дизайн. – 180 с.
8. Мень А. Избранные сочинения. – М.: Наука и религия. 1994 – 340 с.
9. Павлов И.С. Архитектура Петербурга. – М.: Наука 2003 – 320 с.
10.Платонов С.Ф. История России. – М.: ЭСКМО. 1999 – 380 с.
11.Православная Энциклопедия. Русская Православная Церковь. Том 1 (Русская Православная Церковь). – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» 2000. – 655 с.
12. Полководцы, военачальники и военные деятели России в "Военной энциклопедии" И.Д. Сытина. тт. 1 – 2. СПб., 1995
13. Памятники русской воинской славы. Путеводитель. – М.: Наука 2004. – 420 с.
14. Пыляев С.М. Старый Петербург. – СПб.: Академия 2001 – 380 с.
15. Русские святые воины. М.: Воениздат, 2000. – 320 с.
16. Санкт-Петербург. Историко-географический атлас. – СПб.: Питер. – 280 с.
17.Тарле В.М. Отечественная война 1812 года. – М.: Академия 1969. – 480 с.
18. Тарле В.М. «Непобедимая армия» - М.: Воениздат 1987 – 320 с.
19. Тимофеев В.А. Зодчий Воронихин. – СПб.: АиД 2003– 220 С.
21. Фокин Я.Л. Путь к триумфу: от Аустерлица до Парижа. – М.: Воениздат. 2003 – 520 с.
22. Яковлев С.М. Пути русской воинской славы. – М.: Наука. 2005. – 320 с.
23. Христолюбивое воинство. Православные традиции русской армии. М.: Воениздат, 1995 – 320 с..

Категория: Антон Данилец | Добавил: ant (18.01.2010) | Автор: Данилец Антон Владимирович E W
Просмотров: 1736 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0

avatar

Форма входа

Поиск

Категории

Сергей Дьяченко [1]
Татьяна Сидак [1]
Ревека Клевер [2]
Свои произведения предлагает Вам писатель Ревека Клевер
Дора Карельштейн [1]
Александр Сорокин [1]
Борис Попов [2]
Борис Попов - официальный автор Мечты
Антон Данилец [47]
Сергей Гор [1]
Нати [2]
Нати - официальный автор Мечты
Евгений Ганин [8]
Евгений Ганин - официальный автор Мечты
Ольга Реймова [11]
Лана Рофанова [5]
Свои произведения предлагает Вам писатель Лана Рофанова
Татьяна Браило [1]
Вадим Борисов [2]
Ирма Горте [18]
Татьяна Дикусар [12]
Татьяна Дикусар - официальный автор Мечты
Наталья Климова [3]
Своё произведение предлагает Вам писатель Наталья Климова
Евгений Фролов [9]
Свои произведения предлагает вам писатель Евгений Фролов
Леония Берег [8]
Леония Берег - официальный автор Мечты
Виктор Морозов [6]
Виктор Морозов дал согласие на публикацию своей статьи на нашем сайте
Владимир ЕСИП [19]

Новые комментарии

Проєкт пошуку нової мелодії для гімну "Республіки Мрії". Доєднуйтесь!

Нова пісня про те, як це важливо - вірити та чекати.

Красива пісня про цінність життя.

Песня о любви .... Почему бы не послушать ...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Flag Counter

%